Гражданские правоотношения строятся на том, что стороны в них равноправны - обладают равными правами и несут одинаковую ответственность за неисполнение своих обязательств. В российском налоговом законодательстве изначально заложено неравноправие: плательщик отвечает за все, чиновник же практически ни за что.
Александр Погребс, заместитель главного редактора журнала «Двойная запись»
Журнал «Двойная запись»
Мысли о справедливости в налоговых отношениях навеяло недавнее постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 8 ноября 2006 г. № 6219/06.
В нем судьи указали, что трехлетний срок на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога следует отсчитывать не с даты уплаты налога, как того требует пункт 8 статьи 78 НК РФ, а с даты, когда налогоплательщику стало известно о такой переплате.
При этом суд учел правовую позицию Конституционного суда РФ (определение КС РФ от 21 июня 2001 г. № 173-О).
Это, действительно, шаг в сторону справедливости и равноправия в налоговых отношениях. Ведь недоимку налоговики могут взыскать независимо от того, сколько прошло времени, а на возврат излишне уплаченного налога дается всего три года. А если плательщик узнал об этом, когда три года уже истекли?
Именно так и произошло с уральским филиалом ОАО «Ростелеком», который узнал о переплате налога после очередной сверки налогов, но три года после уплаты к этому моменту истекли. Написали заявление в инспекцию с просьбой вернуть переплату, те отказали. Посчитав такое положение несправедливым, «Ростелеком» обратился в суд. Несколько лет судебных тяжб, и справедливость в конце концов восторжествовала.
Но это только один небольшой шаг на пути к справедливой системе налоговых отношений.
Отношения, в том числе и налоговые, прежде всего строятся людьми. А людям иногда свойственно ошибаться. Вот только последствия при этом совершенно разные. Если ошибку допустил налогоплательщик, его ожидает целый список карательных мер. Налоговый кодекс посвящает этому целых девять статей первой части. А вот если ошибся чиновник, ведающий налогами, ему ничего не будет. Лишь в двух статьях упоминается ответственность налоговиков. Да и те не работают.
Статья 102 Налогового кодекса РФ подробно описывает, как бережно чиновники должны обращаться с налоговой тайной. Даже установлена ответственность в случае утраты документов, содержащих налоговую тайну, либо ее разглашения (п. 4 ст. 102 НК РФ). И что мы видим? Налоговую тайну открыто продают на рынке и в интернете, но о том, чтобы кого-то из чиновников наказали за это, что-то не слышно.
Статья 103 НК РФ предписывает возмещать ущерб налогоплательщику при осуществлении контроля. В правовых базах имеется 15 судебных решений, которые касаются этой статьи, но лишь только в двух случаях суд пошел навстречу организации, причем в одном случае ущерб возмещен лишь частично.
Или вот еще пример неравноправия. За несвоевременное представление информации об открытии или закрытии расчетного счета полагается штраф. А если аналогичную несвоевременность допустит налоговый инспектор, никакого наказания не последует.
Единственная норма, которая иногда работает, - проценты за несвоевременный возврат излишне взысканных налогов. Да и то проценты возвращаются за счет казны - слишком ретивый чиновник, неправомерно взыскавший налог, в этом случае не несет никакой ответственности.
Нельзя, конечно, требовать, чтобы ответственность чиновника была полностью симметрична наказаниям налогоплательщика. Все-таки у чиновников есть властные полномочия, поэтому неравенство неизбежно. Справедливость состоит в том, чтобы у чиновников была бы хоть какая-нибудь персональная ответственность за свои действия.
Статья получена: Клерк.Ру