Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> сообщает следующее.
В соответствии со статьей 108 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) привлечение к налоговой ответственности допускается только по основаниям и в порядке, предусмотренном Кодексом.
Статьей 119 Кодекса установлена ответственность налогоплательщиков за непредставление ими в установленные законодательством о налогах и сборах сроки налоговых деклараций в налоговый орган по месту учета.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 6 статьи 80 Кодекса, налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со статьей 240 Кодекса налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами – квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по единому социальному налогу не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 243 Кодекса).
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган (п. 3 ст. 243 Кодекса).
Таким образом, налоговая декларация по единому социальному налогу представляется налогоплательщиком по окончании налогового периода, то есть периода времени, по окончании которого определяется налоговая база по налогу и исчисляется сумма налога к уплате. Налоговый период по единому социальному налогу состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, которые засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Кроме того, Кодексом разграничиваются понятия “налоговая декларация” и “расчет авансовых платежей по налогу”, предусматривая необходимость представления в налоговый орган как декларации, так и расчета по налогу.
В пункте 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71 отмечено, что предусмотренный статьей 119 Кодекса штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по единому социальному налогу.
Учитывая изложенное, полагаем, что налоговый орган вправе привлечь налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 119 Кодекса, за несвоевременное представление им декларации по единому социальному налогу и взыскать штраф с суммы налога, исчисленного за год.
Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И. Иванеев
Комментарий
В опубликованном письме Минфина говорится об ответственности, которая наступает, если фирма не сдаст в налоговую инспекцию расчет авансовых платежей или декларацию по единому соцналогу.
Расчет не в счет
Зачастую налоговые инспекторы пытаются привлечь фирму к ответственности за несвоевременную сдачу расчета авансовых платежей по статье 119 Налогового кодекса. Однако эта статья предусматривает штрафы лишь для тех фирм, которые задержали декларацию по налогу. А расчет и декларация – это “две большие разницы”. Об этом говорил Высший Арбитражный Суд еще в 2003 году. По мнению судей, глава 24 “Единый социальный налог” четко разграничивает такие понятия, как расчет и декларация по этому налогу. Так, расчет нужно сдавать ежеквартально. И в нем указывают только сумму авансовых платежей, а не самого налога. Декларацию сдают лишь по итогам налогового периода (т. е. календарного года). Сумму налога, которая начислена к уплате в бюджет, отражают именно в ней. Поэтому и привлекать к ответственности за несдачу расчета в том же порядке, что и за задержку декларации (т. е. по ст. 119 НК РФ), нельзя. О чем говорится в информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71. Вот об этом и напомнил Минфин в комментируемом документе.
Добавим, что за несвоевременную сдачу расчета фирму могут оштрафовать по другим основаниям. Например, по статье 126 Налогового кодекса. Она предусматривает штраф в сумме
50 рублей за каждый отсутствующий расчет. За несдачу самой декларации фирме придется заплатить значительно большие суммы.
Штрафы “по полной”
Напомним, что для каждого налога установлен свой срок подачи декларации. За нарушение этого срока не более чем на 180 дней налоговая инспекция вправе оштрафовать фирму на 5 процентов от суммы налога, подлежащей уплате по декларации, за каждый полный или неполный месяц просрочки. При этом штраф не может быть меньше 100 рублей и больше 30 процентов от задекларированной суммы налога.
Пример 1
Фирма должна была подать декларацию по ЕСН за 2006 год не позднее 30 марта 2007 года, но сделала это только 15 мая. Таким образом, задержка составила 2 месяца: 1 полный (с 1 по 30 апреля) и 1 неполный (с 1 по 15 мая).
По декларации фирма должна заплатить 10 000 руб. Поэтому штраф для нее составит 1000 руб. (10 000 руб.x x 5% x 2 мес.).
Если вы задержите подачу декларации по ЕСН больше чем на 180 дней, штраф составит 30 процентов от суммы налога по декларации плюс 10 процентов от суммы налога за каждый полный или неполный месяц просрочки, начиная со 181-го дня.
Пример 2
Вернемся к предыдущему примеру и предположим, что фирма подала декларацию только 20 октября 2006 года. 180 дней истекли 30 сентября. Между этой датой и 20 октября – 1 неполный месяц. Поэтому штраф составит 4000 руб. (10 000 руб. x 30% + 10 000 руб. x x 10% x 1 мес.).
На практике вызывает сложности вопрос, какой штраф должна заплатить фирма, если сумма налога по декларации равна нулю. Например, когда на фирме работают инвалиды, доходы которых (в пределах 100 000 рублей) не облагают соцналогом. Ведь по статье 119 кодекса сумму штрафа рассчитывают в процентном соотношении от суммы налога, указанной в декларации. Если в строке “к уплате в бюджет” стоит “0”, значит, штраф тоже должен равняться нулю.
Налоговые инспекторы считают, что, поскольку в пункте 1 статьи 119 кодекса установлена минимальная сумма штрафа – 100 рублей, на эту сумму и надо штрафовать, но только в том случае, если вы опоздали с подачей декларации менее чем на 180 дней. Если же вы сдали декларацию позже, то штраф с вас вообще не берется, поскольку в пункте 2 статьи 119 его минимальная сумма не установлена.
Однако имейте в виду: в такой ситуации инспекторы могут оштрафовать должностных лиц фирмы (руководителя, главного бухгалтера) по статье 15.5 Кодекса об административных нарушениях. Штраф составит от 300 до 500 рублей.
Если вы задержали подачу декларации на незначительный срок или, несмотря на просрочку, сам налог заплатили вовремя, обратите на это внимание суда. Он может расценить такой факт как смягчающее обстоятельство и снизить сумму штрафа как минимум вдвое.
Пример 3
Предприятие незначительно задержало срок сдачи налоговой декларации. Саму сумму налога организация заплатила вовремя. Тем не менее налоговая инспекция обратилась в суд, чтобы взыскать штраф – 64 365 руб.
Суд согласился, что предприятие нарушило закон и должно уплатить штраф. Но с учетом смягчающих обстоятельств снизил его сумму в 2 раза – до 32 182 руб. 50 коп. (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2002 № А29-7560/01А).
Также вы можете просить суд признать смягчающим обстоятельством болезнь главного бухгалтера, тяжелое финансовое положение и т. д.
Оштрафовать фирму инспекторы могут только в течение шести месяцев со дня обнаружения нарушения. Таким днем является дата, когда налоговая инспекция получила декларацию
(см. п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71). Если инспекторы нарушили этот срок, обратите на это внимание судей – они откажут инспекции в иске.
Пример 4
Организация с нарушением срока подала в налоговую инспекцию декларацию по одному из налогов. Инспекторы обратились в суд спустя более чем шесть месяцев после этого.
Судьи отказали инспекции в иске (постановление ФАС Московского округа от 16.05.2001 № КА-А40/ 2298-01).
Аудитор С.А. Дубовицкий
Статья получена: Клерк.Ру