Опубликовано: Журнал "Финансовый директор"
Налог на имущество может значительно увеличить налоговую нагрузку предприятия, особенно если существенную часть его имущества составляют дорогостоящие основные средства или нематериальные активы. Компании, которые хотят законным способом оптимизировать свои платежи по налогу на имуще-ство, могут воспользоваться установленными по этому налогу льготами. В статье подробно описаны два способа оптимизации платежей по налогу на имущество, которые целесообразно использовать малым и средним предприятиям.
Большинством льгот по налогу на имущество, установленных законодательством (см. справку), могут воспользоваться лишь фирмы, которые занимаются специфическими видами деятельности.
Однако, по мнению автора, существуют два способа оптимизации платежей с применением льгот по налогу на имущество, которые абсолютно универсальны и подходят практически для любого малого или среднего предприятия, - это выбор низконалоговой территории и использование труда инвалидов.
Выбор низконалоговой территории
Если приобретается дорогостоящее оборудование или недвижимость, то их можно купить от имени компании, зарегистрированной в регионе, в котором установлена низкая ставка налога на имущество, или от имени фирмы, имеющей право на льготу в каком-либо регионе.
Напомним, что налог на имущество является региональным. Если компания не ведет свою деятельность по месту нахождения имущества (не создает постоянные рабочие места, то есть обособленные подразделения), то налог с этого имущества уплачивается по ставке того региона (субъекта РФ), в котором зарегистрирована компания1.
В большинстве регионов налог на имущество взимается по максимальной ставке 2%. Однако в республиках Дагестан и Северная Осетия-Алания ставка налога составляет 1%, в Вологодской области - 1,8%. В некоторых регионах установлены пониженные ставки по налогу на имущество для отдельных категорий налогоплательщиков.
Кроме того, в ряде регионов установлены дополнительные льготы по налогу на имущество в части, зачисляемой в региональный бюджет. Например, в Алтайском крае от уплаты налога на имущество в региональный бюджет освобождаются так называемые "социальные инвесторы", то есть предприятия, осуществляющие инвестиции в объекты капитальных вложений в социальную сферу2.
Схема, основанная на выборе низконалоговой территории, заключается в следующем. Предположим, что компания "А" планирует приобрести недвижимость. Для того чтобы оптимизировать налоговые платежи по налогу на имущество, покупку необходимо оформить на организацию (фирму "Б"), которая пользуется региональной льготой или уплачивает налог по низкой ставке (рис. 1, действия 1, 2). При этом фирма "Б" не должна вести деятельность по местонахождению приобретаемой недвижимости: тогда она либо будет уплачивать налог с этой недвижимости только в местный бюджет, либо уплачивать налог по невысокой ставке. Затем фирма "А" арендует приобретенную фирмой "Б" недвижимость (3, 4) и использует ее для своей производственной деятельности.
При выборе низконалоговой территории следует иметь в виду, что региональные льготы могут предоставляться только на ограниченный период. Например, в Республике Алтай социальные инвесторы освобождаются от уплаты налога на имущество только на период их участия в инвестиционной программе, но не более чем на семь лет (ст. 3 Закона Республики Алтай от 05.06.02 № 5-33).
Льготы по налогу на имущество
Согласно Закону РФ от 13.12.91 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" от уплаты налога на имущество освобождены предприятия, занимающиеся определенными видами деятельности либо участвующие в социальной реабилитации определенных групп населения, в частности (ст. 4):
|
Нужно также учитывать возможные неудобства, связанные с управлением фирмой, зарегистрированной в другом регионе (например, необходимость сдачи отчетности в местные налоговые органы и другие проблемы, требующие дополнительных затрат).
Применение льготы предприятиями, использующими труд инвалидов
Для применения льготы, установленной для предприятий, использующих труд инвалидов, необходимо, чтобы инвалиды в общем числе работников составляли не менее 50%. В этом случае фирма освобождается от уплаты налога на имущество (подп. "и" ст. 4 Закона о налоге на имущество).
Если компания собирается купить основные средства или нематериальные активы, то можно использовать схему, аналогичную описанной выше. Применение схемы позволит не платить налог с первого дня приобретения нового имущества. Имущество необходимо приобрести от имени вновь созданной фирмы, в штате которой состоят всего несколько сотрудников, среди которых большинство составляют инвалиды. После этого имущество можно использовать в любом производственном процессе, сдавая его в аренду.
Однако если имущество уже оформлено на фирму, у которой нет права на льготу, установленную для предприятий, использующих труд инвалидов, то целесообразно воспользоваться схемой, приведенной на рис. 1.
Описание схемы
Для того чтобы предприятие (условно назовем его фирма "А") могло не платить налог на имущество, необходимо учредить еще одну компанию (фирму "Б"). В фирму "Б" из фирмы "А" переводится основная часть персонала (рис. 2, действие 1). Затем компания "А" принимает на работу минимально необходимое число инвалидов таким образом, чтобы их численность в оставшемся количестве сотрудников составляла не менее 50% (2). После этого фирма "А" сдает свое имущество в аренду фирме "Б", которая в дальнейшем будет периодически перечислять первой фирме арендные платежи (3).
Налогообложение участников схемы
Поскольку фирмы "А" и "Б" фактически являются аффилированными лицами, входящими в один холдинг, то для оценки целесообразности применения схемы их налоговые обязательства следует рассчитывать в совокупности.
Фирма "А" получает право на льготу и не уплачивает налог на имущество. Доходами фирмы "А" являются арендные платежи, получаемые от фирмы "Б". Однако эти же суммы являются расходами для фирмы "Б", поэтому никаких дополнительных платежей по налогу на прибыль в целом у обеих компаний не возникает3. Аналогична ситуация и с НДС: фирма "А" уплачивает НДС с арендных платежей в бюджет, а фирма "Б" принимает указанные суммы налога к вычету.
Необходимо обратить внимание на следующее. Как мы уже отмечали, для получения льготы инвалиды должны составлять не менее 50% от общего числа работников. Однако ни в налоговом, ни в гражданском, ни в трудовом законодательстве понятие "общее число работников" не установлено. Как правило, организации и налоговые органы пользуются определением средней численности работников, приведенным в постановлении Госкомстата России от 07.12.98 № 1214.
В законодательстве также ничего не сказано о том, за какой период нужно рассчитывать среднесписочную (среднюю) численность работников-инвалидов для определения права на льготу. Среднесписочная (средняя) численность может быть рассчитана как за определенный квартал, так и за любой период с начала года.
Как известно, налоговая база по налогу на имущество рассчитывается нарастающим итогом за квартал, полугодие, девять месяцев и год, а налог уплачивается в бюджет ежеквартально с учетом ранее начисленных платежей. Поэтому, по мнению МНС России, для установления права на льготу в определенном квартале года среднесписочную (среднюю) численность работников нужно также рассчитывать нарастающим итогом, то есть с начала года и до конца этого квартала5. Это следует учитывать компаниям с большой численностью сотрудников при принятии решения об использовании описываемой схемы не с начала календарного года.
- Пример 1
Предприятие "А" имеет в собственности основные средства (завод с оборудованием) со среднегодовой стоимостью, равной 100 млн руб. Если ставка налога на имущество составляет 2%, то ежегодно компания должна уплачивать налог в сумме 2 млн руб. (100 млн руб. х 2%). Для того чтобы не платить налог на имущество, фирма применяет схему с использованием труда инвалидов.
Владельцы фирмы "А" (или другие аффилированные с предприятием лица) регистрируют фирму "Б". В марте 2003 года в нее переводится основная часть персонала компании "А" (200 человек). В фирме "А" остаются лишь 4 административных работника. Компания "А" набирает еще 6 инвалидов, тогда с апреля в фирме работают 10 человек, более 50% которых - инвалиды. Фирма "Б" арендует у фирмы "А" завод и ведет производственную деятельность, ранее осуществляемую компанией "А".
Средняя численность работников фирмы "А" в I квартале 2003 года составляет 200 чел. [(200 чел. + + 200 чел. + 200 чел.) : 3 мес.].
За полугодие средняя численность работников компании "А" равна 105 чел. [(200 чел. х 3 мес. + 10 чел. х х 3 мес.) : 6 мес.].
За девять месяцев средняя численность составит 73 чел. [(200 чел. х 3 мес. + 10 чел. х 6 мес.) : 9 мес.].
Наконец, за год средняя численность будет равна 58 чел. [(200 чел. х 3 мес. + 10 чел. х 9 мес.) : 12 мес.]. Таким образом, в каждом отчетном периоде 2003 года число инвалидов не будет достигать 50% от общего числа сотрудников, поэтому фирма "А" не сможет сразу воспользоваться льготой по налогу на имущество. Применить эту льготу фирма сможет только в следующем году.
Правовые особенности применения схемы
Отметим, что часто фирмы пользуются рассматриваемой льготой, нанимая на работу инвалидов, которые на самом деле не работают и даже не знают, чем занимается их работодатель. Руководство фирмы полагает, что для подтверждения права на льготу достаточно наличия трудовых договоров. Однако налоговые службы нередко придерживаются иного мнения. Известны факты, когда трудовые договоры, заключенные предприятием с инвалидами, налоговые органы пытались признать мнимыми, то есть не с целью нанять работника, а ради получения права на льготу по налогу на имущество.
- Пример 3
В ходе налоговой проверки налоговая инспекция выявила, что фирма неправомерно применяла льготу по налогу на имущество, так как семеро из нанятых ею инвалидов фактически никаких работ для компании не выполняли. Суд расценил заключение трудовых договоров и выплату зарплаты этим инвалидам как способ умышленного искажения данных о численности инвалидов на предприятии с целью необоснованного использования льготы (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.99 № А56-15696/99).
В качестве доказательств мнимости таких сделок широко используются любые средства: получение свидетельских показаний (в том числе от самого работника-инвалида), подтверждение факта невыполнения инвалидом трудовых обязанностей, оценка реальной потребности компании в труде указанной категории лиц.
При этом налогоплательщикам следует помнить о том, что свидетельские показания действительны для арбитражного суда только в том случае, если они даны непосредственно свидетелем в суде либо изложены в письменной форме (статьи 56, 88 АПК РФ). Налоговики же зачастую используют данные налоговой полиции, которые были получены в устной беседе с инвалидами и другими работниками. В таких случаях суды принимают сторону налогоплательщиков, поскольку полученные таким образом показания не могут считаться доказательствами их вины (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.04.2000 № А33-7398/99-С3а-ФО2-509/2000-С1).
Проверок не должны опасаться те организации, у которых инвалиды в действительности исполняют необременительные трудовые обязанности, в том числе на дому. К подобным обязанностям чаще всего относятся сбор коммерчески полезной для компании информации из газет и журналов по профилю ее деятельности, курьерские функции, прием-отправка корреспонденции, составление списков и перечней, рассылка рекламных предложений и т. д. Если компании фактически используют труд инвалидов (есть трудовой договор, ежемесячные письменные отчеты инвалидов о выполненных за каждый истекший месяц трудовых обязанностях) и сами инвалиды в случае проверки могут объяснить, чем они занимались, то оснований квалифицировать такие сделки как мнимые у налоговиков не будет. Ведь для получения права на льготу инвалиды не обязаны работать по 8 часов в день, соблюдать трудовую дисциплину и другие обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом РФ (постановление Федерального арбитраж- ного суда Московского округа от 22.04.02 № КА-А40/2280-02).
Преимущества и недостатки схемы
Преимуществами схемы являются ее простота и надежность: при надлежащем оформлении документов доказать притворность используемых в ней сделок очень сложно.
К недостаткам схемы можно отнести затраты по найму дополнительных работников-инвалидов (заработная плата с начислениями), а также издержки по созданию и содержанию еще одной фирмы. Из-за необходимости переоформления значительного числа документов схему затруднительно использовать очень крупным производственным предприятиям с большим количеством работников.
Оценка надежности схемы
Вадим Сучков, заместитель начальника отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой политики Минфина России
Схемы, описанные в статье, могут применяться в рамках российского налогового законодательства. Однако при выборе низконалоговой территории следует учитывать, что региональные льготы или пониженные ставки налога на имущество могут действовать в данном регионе очень непродолжительное время. Власти субъектов РФ вправе отменять свои льготы и устанавливать новые ставки по налогу на имущество. Поэтому предприятие может оказаться в ситуации, когда преимуществами уплаты налога в том или ином регионе удастся воспользоваться всего лишь в течение одного года. Кроме того, следует учитывать, что в рамках законодательной деятельности Правительства России готовится проект новой главы Налогового кодекса РФ "Налог на имущество организаций", который предусматривает ограниченный перечень исключений из общего порядка налогообложения. Вопрос о предоставлении льгот предприятиям, использующим труд инвалидов, будет находиться в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ.
Планируется, что новая глава вступит в силу с 1 января 2004 года. Поэтому вполне возможно, что со следующего года данная льгота будет отменена.
Александр Меньков, советник налоговой службы РФ II ранга
Использование льготы для организаций, использующих труд инвалидов, в целях снижения налоговой нагрузки является довольно распространенной практикой. Как правильно заметил автор, достоинствами этой схемы являются ее простота и надежность: при надлежащем оформлении документов достаточно трудно доказать притворность используемых в ней сделок.
Вместе с тем следует иметь в виду, что данный способ снижения налоговой нагрузки применим в основном для небольших по численности организаций. Кроме того, проверок могут не опасаться только те организации, у которых инвалиды действительно исполняют необременительные трудовые обязанности. Для тех же организаций, у которых инвалиды лишь "разбавляют" численность сотрудников в целях получения налоговой льготы, результатом налоговой проверки может стать как раз лишение их права на налоговую льготу и привлечение к уплате налога на имущество предприятий, а также штрафов и пеней. Самое главное, данное налоговое правонарушение относится к умышленным, уголовно наказуемым.
При проверке организаций, пользующихся названой льготой, как правило, производится оценка реальной потребности компании в труде указанной категории лиц. В случае сомнений проводится опрос работников организации, собираются свидетельские показания (в том числе от самих работников-инвалидов), подтверждающие факт невыполнения инвалидами трудовых обязанностей. При этом налоговые инспекции ориентированы на получение письменных показаний с привлечением к этой работе сотрудников налоговой полиции.
Поэтому если организация не может предложить инвалидам конкретной работы, пусть самой простой и необременительной, я бы не рекомендовал ей пользоваться этим способом оптимизации платежей по налогу на имущество предприятий.
____________________________________________
1 Статья 7 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий"; письмо МНС России от 11.05.01 № 04-4-05/113-М905 "О налоге на имущество предприятий". - Примеч. редакции.
2 Закон Республики Алтай от 05.06.02 № 5-33 "О налоговых льготах, предоставляемых социальным инвесторам в Республике Алтай". - Примеч. редакции.
3 Арендная плата должна покрывать все расходы фирмы "А", учитываемые для целей налогообложения. В противном случае в налоговом учете у фирмы "А" будет убыток, который не уменьшит общую налогооблагаемую прибыль холдинга в текущем году. - Примеч. редакции.
4 Постановление Госкомстата России от 07.12.98 № 121 "Об утверждении Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения". - Примеч. редакции.
5 Пункт 13 Методических рекомендаций для использования в практической работе при осуществелении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот на имущество предприятий, утвержденных письмом МНС России от 11.03.01 № ВТ-6-04/197. - Примеч. редакции.
Статья получена: Клерк.Ру