Ноябрь - месяц колебаний для организаций и индивидуальных предпринимателей, намеревающихся со следующего года использовать упрощенную систему налогообложения. Однако принять решение необходимо до 30 ноября, поскольку это последний день для подачи в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) соответствующего заявления (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
За и против
Положительным моментом при переходе на «упрощенку» является то, что:
- организации не уплачивают налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН;
- индивидуальные предпринимателей не уплачивают налог на доходы физических лиц с доходов по предпринимательской деятельности, ЕСН и налог на имущество в части имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности.
Организации и индивидуальные предприниматели не признаются также и плательщиками НДС за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Это позволяет налогоплательщикам не заполнять счета-фактуры при отгрузке товаров, работ, услуг, нет необходимости вести и книгу покупок. К книге же продаж они должны обратиться лишь при ввозе товаров на территорию РФ. Поэтому товары, работы, услуги продолжают оставаться конкурентными на рынке.
Блага в части НДС омрачаются следующим. Входной НДС по товарам, работам услугам налогоплательщики учитывают в их стоимости, что повышает себестоимость реализованной продукции. Но это увеличение для налогоплательщика «покрывается» за счет не начисления НДС при реализации.
Не признание же плательщиками НДС может привести к потерям покупателей - плательщиков НДС, если приобретаемые ими товары, работы, услуги используются при дальнейшей реализации. В этом случае им становится экономически не выгодно работать с «упращенцами» из-за отсутствия входного НДС.
Переход на «упрощенку» освобождает организацию от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 закона о бухучете). Однако организациям, выплачивающим дивиденды, все же его вести придется - для выплаты дивидендов организация должны исчислить чистую прибыль. А она, в свою очередь, определяется в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Об этом «упрощенцам» напомнил Минфин России в письме от 22.07.04 № 03-03-05/1/85.
«Упрощенцы», не являясь плательщиками ЕСН, продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Отметим, что в следующем году сумма тарифов страховых взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии составляет 14%. Она совпадает с суммой, применяемых в настоящее время тарифов страховых взносов в части доходов до 100 000 руб. По доходам же от 100 001 руб. по 280 000 руб. сумма тарифов увеличиваются с 7,9 до тех же 14%. Так как со следующего года также как и по ЕСН, по страховым взносам установлены лишь три интервала доходов для применения регрессивной шкалы тарифов: до 280 000 руб.; от 280 001 руб. до 600 000 руб.; свыше 600 000 руб. Исходя из этого, при доходе 280 000 руб. налогоплательщик – страхователь должен будет уплатить в следующем году 39 200 руб. (280 000 руб. х 14%), в текущем же году с этой суммы уплачивается 28 220 руб. (100 000 руб. х 14% + (280 000 руб. – 100 000 руб.) х 7,9%) – разница в 10 980 руб. (39 200 – 28 220).
По второму интервалу доходов от 280 001 руб. до 600 000 руб. сумма тарифов страховых взносов - 5,5% (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 20.07.04 № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации»). И она также превышает ныне используемую – 3,95% в части доходов от 300 000 руб. до 600 000 руб.
По доходам, превышающим 600 000 руб., установлена единая сумма страховых взносов – 56 800 руб. (280 000 руб. х 14% + (600 000 руб. – 280 000 руб.) х 5,5%) и она почти в 1,4 раза превышает уплачиваемую сумму в текущем году 41 650 руб. (100 000 руб. х 14% + (300 000 руб. – 100 000 руб.) х 7,9% + (600 000 руб. – 300 000 руб.) х 3,95%).
О возможных последствиях возрастания сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет сказано ниже.
Работодатель при применении «упрощёнки» выплачивает пособия по временной нетрудоспособности за свой счет в размере, определяемом как разность между исчисленной величиной пособия и суммой, не превышающей за полный календарный месяц одного МРОТ, установленного федеральным законом. Вычитаемая же сумма выплачивается за счет средств ФСС России (ст. 2 Федерального закона от 31.12.02 № 190 «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»).
Отметим также, что датой получения доходов при «упрощенке» признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод), расходами же признаются затраты после их фактической оплаты (ст. 346.17 НК РФ).
Заявление на переход
Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется в заявительном порядке. Форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма № 26.2-1) утверждена приказом МНС России от 19.09.02 № ВГ-3-22/495.
В заявлении соискатели указывают выбранный объект налогообложения. А таковым могут быть «доходы» или же «доходы, уменьшенные на величину расходов» (ст. 346.14 НК РФ).
Организации в заявлении должны указать и размер доходов за девять месяцев текущего года. Это обусловлено тем, что законодатель в главе 26.2 НК РФ ввел для них ограничения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ право перейти на «упрощёнку» имеют лишь те организации, у которых доход от реализации товаров (работ, услуг), определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ, за девять месяцев текущего года не превышает величину 11 000 000 руб. (без учета НДС).
В пункте 3 этой же статьи приведены значения некоторых показателей, превышение которых не позволяют организациям применять упрощенную систему налогообложения. У соискателей-организаций:
- средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России, за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек;
- доля непосредственного участия других организации (в том числе государственных органов власти, органов местного самоуправления) в деятельности кандидата не может превышать 25%.
В заявлении предусмотрены специальные строки для отражения по ним величины остаточной стоимости амортизируемого имущества и средней численности работников.
В этом же пункте статьи указаны некоторые виды деятельности, ведение которых не позволяет применять «упрощёнку».
В подаваемом заявлении потенциальный налогоплательщик единого налога подтверждает соблюдение всех условий и ограничений, определяемых НК РФ при переходе на «упрощёнку».
Для индивидуальных предпринимателей ограничении несколько меньше. На них распространено требований по численности работающих, а также в части видов деятельности.
Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения по иным осуществляемым ими видам предпринимательской деятельности (при выполнении всех вышеприведенных условий). При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные НК РФ, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).
Выбор объекта налогообложения
Объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения, как было сказано выше, могут быть «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов» (ст. 346.14 НК РФ). По каждому из объектов установлена своя ставка налога. Их величины:
При объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», налогоплательщик при определенных условиях вынужден будет уплачивать минимальный налог. Его величина составляет 1% от доходов, определенных в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Возникает такая обязанность в случае, если сумма исчисленного налога в общем порядке меньше суммы исчисленного минимального налога (п. 6 ст. 346.18 НК РФ)
Пример 1 За 2005 год налогоплательщик, у которого объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», получил доходы в сумме 1 748 300 руб., понесенные им расходы – 1 635 900 руб.
Величина налога исчисленного в общем порядке составит 16 860 руб. ((1 748 300 руб. – 1 645 900 руб.) х 15%). Сумма же минимального налога – 17 483 руб. (1 748 300 руб. х 1%).
Так как по итогам года сумма минимального налога превысила величину налога, исчисленного в общем порядке, (17 483 > 16 860), то налогоплательщик должен уплатить сумму минимального налога - 17 483 руб.
__________________________
Конец примера
К выбору объекта налогообложения необходимо отнестись со всей серьезностью, так как он не может меняться в течение всего срока применения упрощенной системы (ст. 346.11 НК РФ). Если налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, пожелает все же поменять объект налогообложения, то ему на это понадобиться как минимум календарный год. В течение этого периода налогоплательщик должен будет применять общий режим налогообложения. О таком переходе необходимо уведомить налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает использовать общий режим налогообложения (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).
В октябре - ноябре года, в котором применяется общая системы налогообложения, налогоплательщик может подать заявление на применение упрощенной системы налогообложения, указав в нем новый объект налогообложения. Так как право перейти на «упрощёнку» предоставляется налогоплательщику не ранее чем через один год, после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения (п. 7 ст. 346.13 НК РФ).
Объект налогообложения вправе поменять только соискатель упрощенной системы налогообложения. Ему предоставляется возможность изменить заявленный объект налогообложения лишь до момента начала её использования. Об изменении объекта ему необходимо уведомить налоговый орган до 20 декабря.
Напомним также, что при выборе объекта налогообложения в виде «доходов», налогоплательщик вправе уменьшить исчисленную величину налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за отчетный (налоговый) период, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (п. 3 ст. 346.21 НК РФ). Возможное же увеличение подлежащих уплате сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в следующем году может привести к такому превышению. И тогда превышающая часть будет уплачиваться за счет собственных средств налогоплательщика.
Для налогоплательщика с объектом – «доходы, уменьшенные на величину расходов» возможное увеличение сумм страховых взносов не столь критично. Так как они учитываются в полной сумме в расходах (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Как было сказано выше, работодатель при применении «упрощёнки» должен выплачивать часть суммы пособия по временной нетрудоспособности за свой счет. Причем при объекте:
Потенциальные налогоплательщики, зная величину доходов и расходов за 9 месяцев текущего года, могут определить сумму налога, подлежащего уплате в бюджет при обоих объектах налогообложения. Однако необходимо помнить, что не все расходы, принимаемые при исчислении налога на прибыль, принимаются при использовании упрощенки с объектом доходы, уменьшенные на величину расходов. Перечень таких расходов является закрытым и приведен в статье 346.16 НК РФ. Причем налоговики в большинстве случаев читают перечень расходов дословно, стараясь не допускать «касающиеся» затраты в расходы.
Так в письме МНС России от 07.05.04 № 22-1-14/853 констатируется, что для торговых организаций к материальным расходам относятся все виды расходов, предусмотренные пунктом 1 статьи 254 НК РФ. Однако налогоплательщик не вправе включать в них расходы на доставку покупных товаров до своего склада (транспортные расходы) в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров.
Этим же письмом доводится, что расходы по строительству объектов основных средств и достройке объектов незавершенного строительства не могут учитываться при определении величины налоговой базы. Так как подпункт 1 пункта 1 статьи 346.16 позволяет учесть в расходах только затраты на приобретение объектов основных средств. По мнению же специалистов МНС России, приобретением основных средств может считаться только непосредственно покупка их по договорам купли-продажи. Поэтому строительство объектов основных средств нельзя приравнять к приобретению, а следовательно, и на расходы списывать такие затраты нельзя.
Конечно, письма ведомства не являются нормативным документов, и налогоплательщик может не следовать им. Однако, не согласясь с предлагаемым чиновниками вариантом учета, налогоплательщика надо быть готовым отстаивать свои интересы в суде.
При использовании «упрощенки» налогоплательщику с объектом – «доходы, уменьшенные на величину расходов» желательно в течение трех лет с момента приобретения объектов основных средств не продавать их. В случае же их реализации (передачи) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени. В отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет период их «не продажи» увеличивается до 10 лет.
Какой из объектов налогообложение более выгоден для налогоплательщика, в общем случае сказать невозможно. Однако дать оценку в первом приближении все же попытаемся.
При выборе объекта доходы, уменьшенные на величину расходов, максимальная величина налога составит 15% от полученного дохода. И произойдет это, если сумма расходов примет нулевое значение.
При равенстве величины расходов с полученными доходами исчисленная сумма налога составит 0.
Отразим эти точки на графике, по оси X (абсцисса) которого откладывается отношение суммы расходов к полученному доходу – Р/Д, выраженное в процентах (от 0 до 100 процентов), а по оси Y (ордината) – отношение величины налога к полученным доходам – Н/Д (от 0 до 15 процентов). Через эти две точки проведем прямую, которая и будет графически отображать сумму налога в зависимости от величины расходов. Уравнение этой прямой: y = (- 15/100) x + 15.
Но как было сказано выше, налогоплательщик в отдельных случаях должен уплатить сумма минимального налога. Эта величина составляет 1% от полученного дохода. На графике это отразится прямой, проведенной параллельно оси абсцисс через точку (0, 1) (уравнение прямой y = 1).
Найдем значение х из системы уравнений y = (- 15/100) x + 15
y = 1.
Оно равно 93,33 %. Это значение отношения величины расходов к полученным доходам будет критическим для налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта – доходы, уменьшенные на величину расходов:
Через точку (0, 6), проведем ещё одну прямую, параллельную оси абсцисс. Данная прямая (уравнение прямой: y = 6) будет соответствовать исчисленной сумме налога при объекте налогообложения доходы.
Найденное значение х = 60% из системы уравнений y = (- 15/100) x + 15
y = 6
показывает критическую точку при выборе объекта налогообложения.
Если отношение величины расходов к полученным доходам у налогоплательщика меньше 60 процентов, то логичнее выбрать в качестве объекта – «доходы». В этом случае исчисленная величина налога будет меньше, чем идентичная величина при использовании в качестве объекта – «доходы, уменьшенные на величину расходов».
При отношении же величины расходов к полученным доходам у налогоплательщика больше 60% в качестве объекта логичнее выбрать – «доходы, уменьшенные на величину расходов». В этом случае исчисленная величина налога будет меньше, чем величина налога при объекте – «доходы».
Но этот вариант не учитывает возможность уменьшения суммы налога на величину страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Как было сказано выше, уменьшить сумму налога налогоплательщик вправе не более чем на 50%. Проведенная прямая, параллельная оси абсцисс через точку (0, 3) и будет соответствовать этому случаю (уравнение прямой: y = 3).
Найдем значение х из системы уравнений: y = (- 15/100) x + 15
y = 3.
Оно равно 80 процентов. Это значение будет критическим при выборе объекта с учетом уменьшения исчисленной суммы налога при объекте «доходы» на величину страховых взносов.
При отношении величины расходов к полученным доходам у налогоплательщика меньше 80% в качестве объекта логичнее выбрать «доходы». В этом случае исчисленная величина налога будет меньше, чем идентичная величина при объекте – «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Если же отношение величины расходов к полученным доходам у налогоплательщика больше 80%, то логичнее выбрать в качестве объекта «доходы, уменьшенные на величину расходов». В этом случае исчисленная величина налога будет меньше, чем величина налога при использовании в качестве объекта – «доходы».
Но не только абсолютная величина налога интересна соискателям. В большей степени их интересует величина чистой прибыли, остающейся после учета всех понесенных расходов и уплаченного налога. Тем более что, как было сказано выше, при объекте налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов, не все произведенные расходы принимаются при исчислении единого налога. А на этот вопрос можно точно ответить лишь при наличии фактических величин доходов и расходов.
НК РФ обязывает организации и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов (п. 1 ст. 346.24 НК РФ). Форма книги и порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждены приказом МНС России от 28.10.02 № БГ-3-22/606.
Разные объекты налогообложения влекут за собой и разный объем учетной информации. Налогоплательщики с объектом – «доходы, уменьшенные на величину расходов» на основании первичных документов заполняют соответствующие графы книги. Налогоплательщикам же, у которых объект – «доходы», достаточно вести учет первичных документов, подтверждающих получение доходов, и на основании их заполнять графу «доходы, учитываемые при расчете единого налога» книги.
Последние мазки
Взвесив все за и против, а также выбрав объект налогообложения, соискатели подают заявление о переходе на «упрощенку». Рассмотреть заявление налоговый орган должен в месячный срок со дня регистрации. Результатом рассмотрения является уведомление о возможности или о невозможности применения упрощенной системы налогообложения. При положительном решении соискателю направляется уведомление по форме № 26.2-2, в случае отрицательного - по форме 26.2-3 (обе формы утв. вышеупомянутым приказом МНС России). При положительном решении в уведомлении указывается объект налогообложения. В уведомлении же о невозможности применения упрощенной системы налогообложения налоговики должны указать основания, не позволяющие её применять.
Получив уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения, налогоплательщики должны произвести определенные действия для окончательного перехода. Данные действия обусловлены требованиями законодателя, изложенными в главе 26.2 НК РФ.
В большей степени подготовительные операции обязаны будут выполнить налогоплательщиков, выбравших объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов». Но не останутся без дела и налогоплательщики, у которых объект «доходы».
Рассмотрим предписываемые действия.
Если у налогоплательщика, выбравших объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» на учете имеются основные средства, то ему помимо знания для контроля «бухгалтерской» остаточной стоимости объектов основных средств, необходимо будет определить и их остаточную стоимость в налоговом учете на 1 января 2005 года на «упрощенку». Она определяется по объектам, введенным в эксплуатацию в период с января 2002 года по декабрь 2004 года, как разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Если же объект был введен до января 2002 года, то в качестве вычитаемого к вышеназванной добавится начисленная сумма амортизации по бухгалтерскому учету за период с момента ввода по декабрь 2001 года.
Остаточную стоимость объектов, введенных в эксплуатацию при применении общего режима налогообложения, по налоговому учету на момент перехода налогоплательщик может учесть в расходах по-разному в зависимости от срока полезного использования объектов. Поэтому все основные средства делятся на три группы по сроку полезного использования объектов, определяемому в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1):
Величина остаточной стоимости основных средств включается в расходы в течение:
При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями, т. е. по одной четвертой части за квартал (п. 3 ст. 346 16 НК РФ).
Пример 3 Организация с 1 января 2005 года переходит на упрощенную систему налогообложения с объектом – «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Величина остаточной стоимости объектов основных средств организации по налоговому учету на 1 января 2005 года составляет 1 125 480 руб. Из этой суммы на объекты со сроком полезного использования до трех лет приходится 124 376 руб., на объекты со сроком полезного использования от трех до пятнадцати лет – 294 784 руб., на объекты со сроком полезного использования свыше пятнадцати лет – 706 320 руб.
При исчислении величины единого налога за 2005 год в расходах, уменьшающих полученные доходы, будет учтена целиком сумма остаточной стоимости объектов основных средств первой группы – 124 376 руб., половина суммы остаточной стоимости объектов второй группы – 147 392 руб. (294 784 руб. : 2) и десятая часть остаточной стоимости объектов третьей группы – 70 632 руб. (706 320 руб. : 10), итого – 342 400 руб. (124 376 + 147 392 + 70 632).
По итогам же каждого квартала в расходах, уменьшающих полученные доходы, будет учитываться по 85 600 руб. (342 400 руб. : 4). Учитываются они как расходы на приобретение основных средств.
_______________________________
Конец примера
Как было сказано выше, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) плательщиками НДС не признаются, и, соответственно, осуществляемые ими операции этим налогом облагаются.
Исходя из этого, как МНС России, так и Минфин России требуют по товарам, сырью, материалам, не полностью самортизированным основным средствам и нематериальным активам, приобретенным при использовании общего режима налогообложения, при переходе на «упрощёнку» восстановить НДС, ранее принятый к вычету и уплатить его в бюджет (письма Минфина России от 06.02.04 № 04-03-11/15 от 26.02.04 № 04-03-11/28, и т. д.). При этом исчисление суммы налога, подлежащей восстановлению по амортизируемому имуществу, производится с остаточной стоимости такого имущества, сформированной по данным бухгалтерского учета.
Инструкцией по заполнению Декларации по налогу на добавленную стоимость и Декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0% (утв. приказом МНС России от 21.01.02 № БГ-3-03/25) предписывается суммы НДС по вышеуказанному имуществу, принятые к вычету до перехода на «упрощёнку», отражать по строке 370 раздела 2.1 «Расчет общей суммы налога» Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (утв. приказом МНС России от 20.11.03 № БГ-3-03/644).
При этом период, в котором должен восстановаться НДС, налоговики определили по аналогии с правилом, установленным для налогоплательщиков НДС, воспользовавшихся правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (п. 8 ст. 145 НК РФ). Данные суммы предлагается восстановить в последнем налоговом периоде перед переходом на упрощенную систему налогообложения. То есть плательщики НДС, которые исчисляют и уплачивают налог помесячно, должны внести восстановленную сумму по строке 370 налоговой декларации за декабрь 2004 года. Если же налогоплательщики уплачивают НДС поквартально, то должны осуществить это при составлении декларации за IV квартал 2004 года.
Пример 4 Используя данные примера 3 последуем требованиям налоговиков. Полагаем, что все объекты были приобретены до 1 января 2004 года.
Организация должна восстановить НДС с остаточной стоимости 1 125 480 руб. При восстановлении необходимо учитывать установленную в момент приобретения объекта величину ставки НДС. До 1 января 2004 года её величина 20%. Исходя из этого, восстановленная сумма налога – 225 096 руб. (1 125 480 руб. х 20%).
Если посчитать, что требования налоговиков соответствуют законодательству РФ (на что они всегда ссылаются) то на восстановленную величину необходимо увеличить первоначальную стоимость объектов (п. 14 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н). В этом случае в бухгалтерском учете в декабре необходимо произвести следующую запись:
Дебет 01 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 225 096 руб. – увеличена первоначальная стоимость объектов основных средств на сумму восстановленного НДС.
_____________________
Конец примера
Но в НК РФ не содержится каких-либо норм, обязывающих восстанавливать сумму НДС, ранее правомерно принятую к вычету по материально-производственным запасам, основным средствам и нематериальным активам, приобретенным до применения налогоплательщиком «упрощенки». Поэтому требования налоговых органов о восстановлении и уплате в бюджет НДС, ранее принятого к зачету, по нашему мнению, несколько не корректны.
Упомянутое выше обстоятельства является основным аргументом налогоплательщиков при обращении их в арбитражные суды при оспаривании требований налоговых органов о восстановлении и уплате в бюджет сумм НДС, ранее правомерно принятых к вычету. И довольно часто суды поддерживают сторону налогоплательщиков (постановление ФАС ЦО от 12.04.04 № А64-3024/03-15, ФАС СЗО от 12.05.04 № А05-120004/03-12 и др.).
Президиум Высшего Арбитражного Суда России в мотивировочной части постановления от 30.03.04 № 15511/03 указал, что законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам, используемым после указанного перехода. Такой вывод согласуется и с положениями пункта 5 статьи 173 НК РФ, на основании которых организации, не являющиеся плательщиками НДС, обязаны перечислять налог в бюджет только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением налога. В данном случае налог на добавленную стоимость возмещен до перехода общества на упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, последующее изменение режима налогообложения не может служить основанием для обязания общества, не являющегося плательщиком НДС, восстанавливать суммы этого налога, правомерно предъявленные к вычету в предыдущих налоговых периодах.
В 2004 году организация может получить авансовый платеж (предоплату) в счет поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) по договору, срок исполнения по которому приходится на начало 2005 года. При исчислении причитающегося к уплате в бюджет НДС за соответствующий налоговый период налогоплательщик учтет и полученные авансовые платежи.
Реализация же товаров (работ, услуг) в 2005 году у организаций, применяющих «упрощенку», не облагается НДС, так как они, как было сказано выше, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. В этом случае налогоплательщики единого налога должны будут произвести с покупателем соответствующий перерасчет, предусматривающий возврат суммы НДС, полученной при поступлении аванса (предоплаты). Для этого необходимо:
Без выполнения такого перерасчета с покупателем (заказчиком) налогоплательщик не вправе будет истребовать из бюджета перечисленную до момента перехода сумму НДС с поступившей предоплаты.
Большинство налогоплательщиков до перехода на «упрощёнки» применяют общую систему налогообложения прибыли с использованием метода начислений. При получении денежных средств в текущем году такими организациями по договорам, срок исполнения по которым относится на 2005 год, упомянутые средства включаются в налоговую базу единого налога. При этом законодатель обязал учесть их в базе 1 января 2005 года - в момент перехода на упрощенную систему (подп. 1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ).
Это требование соответствует порядку признания доходов (ст. 346.17 НК РФ), но несколько противоречит порядку их определения (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ (п. 1 ст. 246.15 НК РФ). Пункт 1 статьи 249 доходами от реализации признает выручку от реализации товаров (работ, услуг). Реализацией же товаров, работ или услуг НК РФ признает соответственно передачу на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (ст. 39 НК РФ). В большинстве случаев такого перехода права собственности на товары (работы, услуги) 1 января не происходит.
Отметим, что Минфин России и ФНС России распространяют упомянутую норму на период применения «упрощёнки», обязывая налогоплательщиков включать предварительную оплату (авансы) в счет отгрузки товаров (выполнение работ, оказание услуг) в налогооблагаемую базу в отчетном (налоговым) периоде их получения, независимо от того произошла ли реализация или нет (письмо Минфина России от 05.07.04 № 03-03-05/1/58, МНС России от 11.06.03 № СА-6-22/657).
В налоговую базу при исчислении единого налога налогоплательщики не включают денежные средства, полученные ими после перехода на «упрощёнку», если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при применении общего режима налогообложения.
Расходы, осуществленные налогоплательщиком после перехода на упрощенную систему налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления. Если оплата была произведена в виде авансового платежа в период применения общего режима налогообложения, то эта сумма учитывается на момент осуществления расходов. Если же оплата была осуществлена после перехода организации на упрощенную систему налогообложения, то расходы признаются на дату оплаты.
Перечисленные в период применения упрощенной системы налогообложения денежные средства в счет расходов, учтенных налогоплательщиком до момента перехода при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, не вычитаются из налоговой базы.
Пример 5 Организация с 1 января 2005 года применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов».
В декабре 2004 года ею был перечислен аванс в сумме 41 300 руб. по договору поставки продукции, осуществляемой в январе 2005 года. На 1 января 2005 года у организации учтена дебиторская и кредиторская задолженность:
- дебиторская - на сумму 49 560 руб., в том числе НДС – 7560 руб., за реализованную в декабре продукцию;
- кредиторская – на сумму 42 480 руб., в том числе НДС – 6480 руб., за оказанные в декабре услуги.
При исчислении налога на прибыль за 2004 год в доходах была учтена стоимость реализованной продукции - 42 000 руб., в расходах – стоимость оказанных услуг 36 000 руб. Причитающуюся сумму за оказанные услуги организация перечислила в январе 2005 года, за поставленную продукцию денежные средства поступили в феврале.
Полученные денежные средства в сумме 49 560 руб. в счет погашения дебиторской задолженности и перечисленные 42 480 руб. за выполненные работы не учитываются налогоплательщиком соответственно в доходах и расходах при исчислении налоговой базы по единому налогу за I квартал 2005 года. В расходы же включается перечисленная в декабре сумма 41 300 руб. за поставляемую в январе продукцию.
___________________________
Конец примера
Погашение организацией кредиторской задолженности за 2004 год, которая определялась с НДС, позволяет организации принять вычет по НДС по приобретенным до перехода на «упрощёнку» товарам (работам, услугам). Потому организация необходимо представить налоговой декларации по НДС.
Если же учетной политикой организации на 2004 год предусмотрено было определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) по мере поступления денежных, то погашение дебиторской задолженности обязывает налогоплательщика подать налоговую декларацию по НДС и уплатить сумму НДС в бюджет.
Если обратиться к условиям примера 5, то налогоплательщику для принятия вычета необходимо представить декларацию по НДС за январь 2005 года. По итогам же февраля он обязан уплатить в бюджет 7560 руб., что вынуждает его представить декларацию по НДС за февраль 2005 года.
Иван БОГАТЫЙ
Аудитор
Статья получена: Клерк.Ру