В. Каширин, эксперт бератора «Современная налоговая энциклопедия»
В последние годы по «устоявшейся традиции» законодатели в разгар лета принимают целый «пакет» налоговых поправок. Не стал исключением и нынешний сезон. Но если в прошлом году «правили» в основном вторую часть Налогового кодекса, то в этом году основные изменения внесены в первую часть.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года 137-ФЗ существенно откорректировал процедуры налогового администрирования, а также внес отдельные поправки в некоторые главы второй части Налогового кодекса.
Два других закона, подписанных Президентом РФ также 27 июля 2006 года 144-ФЗ и 151-ФЗ, внесли изменения в порядок исчисления НДФЛ, ЕСН, НДПИ и др. Еще один федеральный закон от 26 июля 2006 года 134-ФЗ корректирует порядок уплаты акцизов.
Рассмотрим основные поправки, которые бухгалтеру нужно учитывать в своей работе, с 1 января 2007 года.
Налоговая учетная политика
Наконец-то в Налоговом кодексе появилось определение учетной политики для целей налогообложения (ст. 11 новой редакции).
Напомним требование о том, что налоговую политику нужно разрабатывать и утверждать приказами и распоряжениями руководителя фирмы, содержат несколько статей кодекса (ст. 167, 313, 339). При этом компании, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 г. № 222-О, вправе формировать свою учетную политику, исходя из структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Таким образом, обязанность по разработке учетной налоговой политики была установлена еще несколько лет тому назад. А вот что же это понятие включает, каждый должен был определить сам.
Законодатели сформулировали налоговую учетную политику как совокупность допускаемых Кодексом способов или методов определения, признания, оценки и распределения доходов и расходов. Кроме того, это понятие включает «учет иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика».
Налоговики будут списывать все штрафы в безакцепном порядке
Законодатели исключили статью 103.1 НК РФ. Напомним, она разрешает налоговикам списывать без решения суда со счетов фирм штрафы, если их сумма не превышает 50 000 руб. по каждому налогу. С предпринимателей можно взыскать по решению налоговой инспекции не более 5000 руб. Но это не значит, что вернулся прежний порядок взыскания штрафов – через суд. Наоборот, внесудебный порядок взыскания штрафов с 1 января 2007 года становится общепринятой практикой.
Изменения, внесенные законом 137-ФЗ, позволяют налоговикам взыскивать штрафы в том же порядке, что и недоимки по налогам «в случаях, предусмотренных Кодексом» (ст. 46 новой редакции).
На основании такой формулировки, некоторые эксперты уже высказали мнение о том, что положения ст. 46 действовать не будут. Ведь в Налоговом кодексе прямо не перечислены случаи, когда инспекторы могут взыскивать штрафы без суда. Данное утверждение верно лишь отчасти.
Действительно, прямого перечисления случаев внесудебного взыскания штрафов, например, как в ст. 103.1 нет. Но если внимательно, проследить внесенные изменения, то приходишь к выводу, что данный порядок является основным и охватывает почти все случаи взыскания налоговых санкций с фирм и предпринимателей.
Исключением являются следующие ситуации:
- привлечение к ответственности физического лица, который не является индивидуальным предпринимателем;
- иные случаи, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается (например, при юридической переквалификации сделок, заключенных с третьими лицами).
В этих случаях для взыскания штрафа налоговая инспекция обращается с исковым заявлением в суд (п.1 ст. 104 новой редакции).
Внесенные поправки полностью определили действия налоговиков. При этом законодатели восполнили правовые «пробелы», которые «тормозят» действующий порядок внесудебного взыскания штрафов. Так, п. 2 ст. 103.1 НК РФ предусматривает обязанность налоговиков до обращения решения о взыскании штрафа к принудительному исполнению предложить фирме или предпринимателю уплатить его добровольно. В то же время в Кодексе не установлено, в какой форме нужно исполнить данную обязанность. Например, направить отдельное требование или изложить предложение добровольно уплатить сумму налоговой санкции в решении о взыскании штрафа.
Теперь в новой редакции п. 8 ст. 69 НК РФ указано, что правила данной статьи по порядку оформления требования об уплате налога или сбора распространяются и на штрафы.
В новых статьях 101.2, 101.3 НК РФ прописан порядок исполнения вынесения решений налоговиков о взыскании налоговых санкций и процедура их обжалований.
Решение о привлечении к ответственности за налоговое нарушение исполняется со дня вступления в силу. Этот день наступит по истечении 10 дней с даты вручения решения налогоплательщику (п.9 ст. 101 новой редакции). Однако, фирма или предприниматель могут оспорить решение в вышестоящей налоговой инстанции. В этом случае решение вступает в силу с даты утверждения уже вышестоящей налоговой инстанции. Кроме того, остается право на судебную защиту. Ведь параллельно решение налоговиков можно обжаловать в арбитражном суде. Правда, такая возможность будет существовать только до 1 января 2009 года. Начиная с этой даты, будет действовать п.5 ст. 101.2. В нем предусмотрена возможность обжалования решения налоговиков в суде только после обжалования в вышестоящей налоговой инстанции.
Заметьте: законодатели предоставили налоговикам выбор - взыскивать штрафы самим или обратиться в суд с иском (п.1 ст. 115 новой редакции).
Штрафовать за неуплату авансового платежа нельзя
В новой редакции статьи 58 НК РФ законодатели определили порядок уплаты авансовых платежей. В частности указали, что привлекать к ответственности за нарушение порядка уплаты авансовых платежей нельзя. Ранее такое же мнение высказали судьи (см. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. № 71).
Если авансовые платежи уплачиваются с опозданием нужно заплатить пени. К сожалению, из новой редакции статьи неясно когда начислять пени: по итогам отчетного периода или также и внутри него. Поэтому видимо вновь фирмы и предприниматели будут решать этот вопрос в суде. Отметим, прежде Высший Арбитражный Суд РФ в постановлении от 28 февраля 2001 г. указал, что пени нужно рассчитывать только по итогам отчетного периода.
Обратите внимание, все вопросы налогового администрирования с учетом арбитражной практики рассмотрены в бераторе «Современная налоговая энциклопедия».
Налоговая отчетность должна быть «электронной»
Технический прогресс затрагивает практически все стороны жизни и в том числе сферу налоговых отношений. Подтверждение тому – изменения, внесенные в ст. 80 НК РФ. Согласно поправкам с 1 января 2007 года налоговую отчетность нужно будет представлять в электронном виде. Правда, пока нововведение коснется только компаний со среднесписочной численностью работников свыше 250 человек. Однако уже через год, с 1 января 2008 года этот предел снизится до 100 человек. Таким образом, в ближайшие два года данный порядок не затронет только малые предприятия.
Если декларация и бухгалтерская отчетность будут представлены по телекоммуникационным каналам связи, то на бумажных носителях их подавать не нужно.
Датой представления будет считаться дата отправки по телекоммуникационным каналам связи. Налоговики подтвердят факт получения налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде и вышлют квитанцию о приеме.
Напомним, согласно действующей редакции Кодекса фирмы или предприниматели представляют декларация в налоговую инспекцию по месту учета по выбору на бумажном бланке или в электронном виде.
При этом порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяет Минфин РФ. Однако, до настоящего времени Минфин РФ такой документ не утвердил. Поэтому пока нужно руководствоваться прежним Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Он утвержден еще приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.
Кстати отметим: в новой редакции Кодекса не определено, что понимается под электронной сдачей отчета. Чиновники Минфина РФ считают, что это понятие включает передачу отчетности по Интернету или на дискете (см. письмо Минфина РФ от 12 июля 2006 г. № 03-02-07/1-178.
«Нормотворчество» Минфина РФ ограничили
В новой редакции статьи 80 право на разработку и утверждение форм налоговых деклараций и порядка их заполнения, по – прежнему, оставили за Минфином РФ. Однако, теперь законодатели «очертили некие рамки» для разработчиков. В частности Минфин РФ не вправе включать в форму налоговой декларации сведения, не связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов. В качестве исключения указаны следующие данные:
- вид документа: первичный (корректирующий);
- наименование налоговой инспекции;
- место нахождения организации (обособленное подразделение) или место жительства физического лица;
- фамилия, имя, отчество физического лица или полное наименование организации (ее обособленное подразделение);
- номер контактного телефона налогоплательщика.
Заметьте, точно такие ограничения касаются налоговиков. Они не вправе требовать от организаций и физических лиц включения дополнительных сведений в декларации.
Налоговый резидент – новое определение
Согласно поправкам, внесенным Законом 137-ФЗ, понятие налогового резидента для физических лиц с 1 января 2007 года будет изменено. Соответственно, бухгалтеру нужно будет внести коррективы при расчете и удержании НДФЛ с сотрудников. Данное изменение особенно актуально для компаний, которые привлекают к работе иностранцев.
Напомним, в соответствии с действующим определением налогового резидента таковым считается физическое лицо, которое фактически находится на территории России не менее 183 дней в календарном году. В соответствии с этой формулировкой срок пребывания физического лица в России нужно рассчитывать за каждый налоговый период (календарный год) отдельно.
Пример 1
Иностранный гражданин прибыл на территорию России 30 сентября 2005 года и пробыл здесь до 1 мая 2006 года.
Первым днем пребывания иностранца на российской территории считается день, следующий за днем его выезда в страну. При этом даты отъезда и прибытия устанавливают по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность.
Таким образом, общий период пребывания включает 212 дней (с 1 октября 2005 года по 30 апреля 2006 года). Несмотря на общую продолжительность пребывания в России более 183 дней, иностранец не будет являться налоговым резидентом. Ведь это время приходится на два налоговых периода: с 1 октября 2005 г. по 31 декабря 2005 г., с 1 января 2006 г. по 30 апреля 2006 г. Следовательно, дни пребывания необходимо определить отдельно за 2005 г. (92 дня) и 2006 г. (120 дней). Поэтому и в 2005 году, и в 2006 году доходы иностранца облагаются по ставке 30%.
- конец примера-
Законодатели исключили определение налогового резидента из первой части Кодекса (п.2 ст. 11). В тоже время измененная формулировка приведена в ст. 207 НК РФ (глава 23 «Налог на доходы физических лиц»). В соответствии с новой редакцией налоговыми резидентами признают физических лиц, которые фактически находятся в России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Заметьте 12 - месячный период не прерывается на краткосрочные выезды (менее шести месяцев) в двух случаях: для лечения или обучения.
Пример 2
В ЗАО «Актив» с 1 октября 2007 года работает иностранный гражданин. Период его фактического нахождения на российской территории начинается также с 1 октября 2007 года. В 2007 году продолжительность его пребывания в России составит 92 дня (с 1 октября 2007 г. по 31 декабря 2007 г.). Следовательно, в 2007 году он не будет являться налоговым резидентом. НДФЛ с его доходов бухгалтер должен удержать по ставке 30%.
В 2008 году иностранец приобретет статус налогового резидента, когда общая продолжительность его пребывания в России достигнет 183 дней. Это произойдет 30 марта 2008 года. Следовательно, с этого момента бухгалтер может использовать ставку 13% при начислении и удержании НДФЛ с доходов данного сотрудника. Кроме того, он должен пересчитать удержанный по ставке 30% налог с начала 2008 года.
- конец примера-
В заключении отметим, все особенности расчета НДФЛ с учетом вносимых поправок приведены в бераторе «Современная налоговая энциклопедия».
Статья получена: Клерк.Ру