Ника ГЛЕБОВА
Налоговая проверка – не самое приятное событие в жизни бухгалтера. Немудрено, что от волнения или по неопытности он может допустить ошибку, исправить которую будет сложно. Например, если вовремя не позаботиться о копировании первичных документов, могут возникнуть проблемы с составлением текущей отчетности.
В редакцию нашего журнала обратилась Виктория Тополева, бухгалтер продовольственного магазина:
– Не так давно на нашем предприятии произошла следующая ситуация. У нас проводилась выездная налоговая проверка.
Этот визит контролеров – первый в моей практике, и я допустила ошибку. По незнанию вместо копий передала контролерам оригиналы, в том числе и первичку, без которой работать практически невозможно. Я совсем не боюсь результатов ревизии и уверена, что штрафовать нас не за что. Однако несмотря на то, что уже составлен акт по результатам проверки, бумаги нам до сих пор не вернули. На мои многочисленные просьбы вернуть документы в инспекции ответили: после принятия решения отдадим. Локти теперь кусаю. Так что работать нормально мы не можем. Неужели это законно?
Документы обязаны вернуть после решения
Викторию Тополеву и бухгалтеров, столкнувшихся со схожей проблемой, порадовать практически нечем. Дело в том, что Налоговый кодекс не устанавливает сроки, в которые инспекторы должны возвращать документы проверяемым организациям. Так что если оригиналы первичных документов – сметы, накладные, счета-фактуры и прочие бумаги – оказались в налоговой, они могут осесть там надолго. Как минимум до вынесения решения по результатам проверки.
Для того чтобы ускорить процесс возвращения первички в родную бухгалтерию, проще всего попытаться договориться с инспектором. Если не лезть в бутылку и поговорить с ним без нервов, по душам, он может пойти вам навстречу. И если не вернет оригиналы, то хотя бы сделает их копии и отдаст вам. При подготовке текущей отчетности копий будет достаточно. Как бы там ни было, сотрудники инспекций весьма заинтересованы в том, чтобы оригиналы документов остались у них. Их можно будет использовать в суде, если фирма решит оспорить результаты ревизии.
Посетители бухгалтерских форумов советуют в таких случаях отправить официальный запрос в инспекцию. В нем следует написать, что оригиналы документов необходимы в текущей работе. Правда, сами посетители специализированных сайтов соглашаются с тем, что ждать ответа можно довольно долго. Возможно, за это время истечет срок проверки, будет подготовлено решение, принятое по ее результатам, и документы должны будут вам вернуть в любом случае. Но если фирма захочет оспорить результаты проверки, каждая официальная бумага с подписью и печатью может пригодиться.
Вопросы по поводу сроков возврата документов задают достаточно часто. Одним из последних комментариев по этому поводу можно назвать письмо Минфина от 21 декабря 2004 г. № 03-02-07/90 «О налоговых проверках». В нем идет речь именно об изъятых документах. Но и в остальных случаях бухгалтерам стоит обратить на него внимание. В письме финансисты, кроме всего прочего, отвечают на вопрос: «Существуют ли временные ограничения по изъятию документов при проведении совместных выездных проверок (налоговыми инспекторами и работниками МВД)?». Вот что ответили финансисты в своем послании:
«Кодексом не установлен срок, по истечении которого изъятые подлинники документов должны быть возвращены налогоплательщику. Вместе с тем налоговые органы при проведении выездной налоговой проверки связаны установленными Кодексом сроками проведения таких проверок, рассмотрениями материалов проверок и принятия решений по результатам выездных налоговых проверок».
Как избежать проблем
Во время налоговых проверок инспекторы могут потребовать самые разные документы, связанные с начислением и уплатой налогов. Если инспектор пытается получить бумаги простыми уговорами, вы смело можете отказать. Фирма обязана представлять документацию только на основании письменного запроса. Документы должны оказаться в руках контролера уже через пять дней после получения требования руководителем или бухгалтером фирмы. Причем только на первый взгляд существует разница между камеральной и выездной проверками. Бухгалтеры привыкли, что во время камералки инспектор может обойтись сданными отчетами и декларациями. Но в процессе камеральной проверки инспектор нередко требует предоставить целый ряд самых неожиданных документов. Многие бухгалтеры считают, что это требование незаконно. Мол, таким образом проверка из камеральной трансформируется в выездную, и вся разница в том, что проходит она на территории ревизоров. Валентина Игнатова, главный бухгалтер оптовой базы, поделилась мнением по этому поводу:
– Я где-то слышала, что налоговая не имеет права требовать предоставления копий первичных документов при камеральной проверке. Правда, спорить с ревизорами все равно не пробовала. Не хочется дополнительных проблем на свою голову. Хотя вы даже не представляете, сколько времени у меня уходит на то, чтобы сделать копии всех документов. Может, все-таки стоит поспорить с инспектором?
На «круглом столе» по теме: «Защита прав предпринимателей в сфере налоговых отношений», который прошел в рамках форума «Руспартнериат-2004», давался ответ на вопрос нашей читательницы. Заместитель начальника юридического отдела УМНС по городу Москве Алексей Абрамов посвятил свою речь устранению конфликтов между проверяемыми фирмами и контролерами.
Но на самом деле инспектор абсолютно прав и имеет право получить от бухгалтера любые документы, в том числе и первичку. Но до этого можно не доводить. Если у вас огромный объем первичной документации, попытайтесь за первые пять дней собрать максимальное число требуемых документов и представить их инспектору, чтобы проверка могла идти. Остальные документы передавайте постепенно. Вместе с ревизором составьте график представления документации, узнайте, какие бумаги нужны в первую очередь, а какие во вторую.
Просрочка в представлении документа может влететь фирме в копеечку. Cтатья 126 Налогового кодекса дает инспекторам право оштрафовать фирму на 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Но прежде чем спешить к инспектору со стопкой бумаг, не забудьте сделать копии документов. И наличие в техническом арсенале фирмы ксерокса уже не просто роскошь, а жизненно важная необходимость. После того как копировальный агрегат прекратит работу, нужно заверить копии печатью и подписью руководителя. Для того, чтобы ни одна важная бумага не пропала, надо составить опись всего переданного на руки инспекторов.
Оригиналы не всегда попадают в налоговую инспекцию по недосмотру бухгалтера. Эта неприятность может произойти, если дело дошло до выемки. Чаще всего инспекторы ограничиваются требованием копий. Если же проверяющий опасается, что пока проходит проверка, оригиналы могут быть уничтожены, скрыты или подменены, то контролеры вправе забрать подлинники. В таком случае уже они обязаны изготовить для вас копии. Если сделать дубликаты на месте невозможно, то проверяющие обязаны изготовить дубликаты у себя и передать их не позднее чем через пять дней, после того как произошло изъятие.
Статья получена: Клерк.Ру