Елена БЕРЕЗИНА
Очень часто в коридорах налоговых инспекций можно увидеть надпись «Принимаем отчетность только на электронных носителях». Бухгалтеру ничего не остается, кроме как убрать декларации в папку и уйти восвояси. А насколько правомерны требования инспекторов?
Свое мнение по этому поводу высказал нашему корреспонденту начальник Управления информатизации города Москвы Алексей Михайлов: «Не скажу точно, правомерно это или нет. Лично я не знаю закона, который бы четко разрешал или запрещал сдачу отчетности на электронных носителях.
Я считаю, что электронная отчетность – это хорошо». Чиновник добавил, что официальное разрешение на сдачу налоговых деклараций в электронном виде – принципиальный важный вопрос, который будет решаться государством в первоочередном порядке.
Он рассказал, что такой вопрос уже обсуждался в 1998 году. Тогда министру по налогам и сборам и мэру столицы специалисты Управления информатизации показывали систему, которая позволяла производить сбор налоговых деклараций через интернет. Однако так ничего и не было решено. По мнению Михайлова, все упирается в отсутствие соответствующего закона. Но его нельзя принять, не учтя ряда моментов. В частности, налоговая декларация, переданная через Интернет, должна прийти в таком виде, чтобы потом налогоплательщику нельзя было от нее отказаться. Это в свою очередь связано с применением электронной цифровой подписи. Документ должен приходить именно от того человека, который подписался, не получая никаких искажений информации по дороге. Но применение ЭЦП зачастую связано с огромными расходами. Предприниматели не хотят платить за удобства работы госслужащих из своего кармана.
Второй момент, без кото- рого сдача отчетности по интернету невозможна, – разработка технологий и всевозможных форм для сбора документов. По мнению Михайлова, «это уже федеральный уровень и решать подобный вопрос должна Федеральная налоговая служба».
Милиция боится не отреагировать
На пресс-конференции, посвященной реализации государственной целевой программы «Электронная Москва», Михайлов затронул и другие актуальные для предпринимателей проблемы. В частности, он рассказал, что уже почти три года в столице работает комплексная авто-матизированная система управления ГУВД. Она была создана в 2002 году решением мэра Москвы Юрия Лужкова.
Теперь все дежурные части, управления и ведомства представляют собой одну структуру. А в службе «02» по приему заявлений и быстрого реагирования на них ввели обязательную компьютерную регистрацию всех поступивших звонков и заявлений.
По словам начальника Управления, система стала работать гораздо эффективнее. Люди стали дозваниваться намного быстрее, чем раньше, когда это занимало до пяти минут. Изменилась и психология милиционеров. Михайлов рассказал, что раньше были случаи, когда милиционеры игнорировали звонки и говорили, что к ним никто не обращался. Сейчас такого произойти уже не может, поскольку каждое сообщение фиксируется. То есть сегодня при насильственном захвате предприятия или погроме конкурентами, бизнесмены могут быть уверены, что на их звонок немедленно отреагируют сотрудники ОВД.
«Одно окно» – для кого оно?
Один из проектов программы «Электронная Москва» – небезызвестное всем бизнесменам «одно окно». Михайлов рассказал, что оно принципиально важно для города. Его задача – обеспечить предпринимателям максимально удобные условия для общения с городской администрацией при получении различных справок и решении вопросов. «Это необходимо для того, чтобы городская администрация могла снять с человека вопросы, которые сама же на него и возложила, – считает он. – Не требуя от граждан тех справок, за которыми они пойдут в ту же государственную структуру, чиновники могут теперь решить этот вопрос внутри ведомства». В то же время он признал, что такая технология работает пока не очень результативно.
Действительно, чтобы получить необходимые документы, предпринимателям приходится ждать иногда не один месяц. Правда, Михайлов оправдывает работников «одного окна» тем, что «городские структуры, для того чтобы произвести обработку документов, вынуждены вести документооборот в бумажном виде еще и между собой». Но он надеется, что эта проблема вскоре разрешится, и система станет еще эффективней.
Сейчас из 300 документов, запрашиваемых гражданами и организациями, 216 должны выдаваться в режиме «одного окна». Задача Управления информатизации – автоматизировать правила выдачи и получения этих документов. «Мы планируем полностью закончить работу в 2007 году. Если мы справимся, то это будет в некотором роде революционный процесс по его последствиям, – сообщил Михайлов. – Мы поймем, как все организовано, увидим слабые мес-та, сложности, затруднения, да и откровенные глупости подобной технологии. А граждане смогут сэкономить массу времени».
Он рассказал, что «одно окно» очень хорошо развивается на уровне префектур. Например, в префектуре юго-западного административного округа кроме центра по работе с населением, куда люди приходят и подают письма или запрашивают документы, введена технология электронной очереди. Человек не сидит и не ждет, а записывается и получает номер. Потом приходит в удобное для него время.
Среди только что внедренных проектов Михайлов назвал систему регистрации контрактных торгов. Уже сейчас существует федеральный закон, предписывающий проводить все федеральные закупки только через конкурсы. Есть такие законы и в городском законодательстве. Однако не было системы, позволяющей следить за их исполнением. Сейчас такой механизм контроля возник. «Все городские торги, которые проводятся, должны в последующем отражаться в договорных документах, на основании которых ведется оплата.
Все это реализуется через систему регистрации договоров и других документов в системе торгов. Если нет основания для заключения договора, нет пункта, на который можно сослаться, система его просто не зарегистрирует, – сообщил он. – В свою очередь, договоры без регистрационного номера не будут приняты к оплате». Система уже с успехом действует на нескольких сотнях объектов и будет внедряться дальше.
Рынок проконтролировать невозможно
«Потребительский рынок развивается не административными мерами, а стихийными, на то он и рынок, – подчеркнул Михайлов. – А городская и государственная нормативные базы и практика их применения всемерно способствуют его развитию. Можно говорить только об активизации той структуры правительства Москвы, которая отвечает за потребительский рынок, его мониторинг и вопросы, с ним связанные. Департамент потребительского рынка автоматизировался уже около десяти лет назад и не нуждается в наших услугах. Если им понадобится помощь, то мы примем соответствующие административные меры».
Еще в меньшей степени регулируется администрацией города и государством электронная торговля. И это несмотря на то, что по статистике примерно 47 процентов покупателей когда-либо приобретали товары в интернете. «Достаточно большой процент этим пользуется часто. Влиять на это мы можем только при наличии системы, похожей на механизм регистрации контрактных торгов. Более того, уже есть федеральный закон, предписывающий с 1 января следующего года всем органам государственной власти публиковать перечень того, что они закупают на сайтах, оферты и отчеты, связанные с этим. В этом плане мы способствуем интернет-торговле, – отметил он. – Однако касается это только тех сайтов, которые появились уже давно».
Мировых судей автоматизируют
Систему мировых судей начали создавать около 3 лет назад, когда вышла новая редакция устава города Москвы, где были четко прописаны их полномочия. Это большая и важная система, помогающая разгрузить суды другого профиля. Михайлов сообщил, что сейчас в Москве около 300 помещений для мировых судей, которые обеспечены работой.
На повестке дня стоит вопрос о том, чтобы создать для них информационную систему, которая позволила бы им более эффективно работать. То есть иметь доступ ко всей необходимой информации, правовым базам данных и общим системам ведения делопроизводства. В программе «Электронная Москва» на финансирование этого проекта уже выделено около 8 миллионов рублей.
А вот программы инфор-матизации малого предпри- нимательства пока нет. «Есть какие-то работы, связанные с информатизацией малых предприятий, но конкретное направление отсутствует. Малое предпринимательство развивается только тогда, когда для этого есть условия, а их пока недостаточно, – подчеркнул Михайлов. – Несмотря на это, московское малое предпринимательство одно из наиболее передовых в России. От него в бюджет поступает большое количество налогов, оно обеспечивает занятостью большую часть населения. Наша задача – обеспечивать информацией Департамент малого предпринимательства и тех структур, которые ему содействуют. Но департамент – самостоятельный субъект со своим финансированием, своими реестрами малых предприятий и своими сайтами. В наших услугах он не нуждается».
Мэр Москвы Юрий Лужков обязал Управление информатизации обеспечить доступ граждан и бизнеса к множеству информационных ресурсов аппарата городского управления. Будет создана общегородская система электронных справочников и классификаторов. Это технология информационных порталов, которые позволят быстро находить то, что необходимо. Она приведет в порядок всю систему справочников, которая сейчас существует. В частности, планируется создать полноценные электронные справочники по БТИ, недвижимости и строительству. Это позволит предпринимателям оперативно и в полном объеме узнавать, где и почем можно взять помещение в аренду.
Статья получена: Клерк.Ру