Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Учетная политика – спасательный круг для бухгалтера

 

Учетная политика – спасательный круг для бухгалтера

 

 

Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер" /

Как известно, законодатели не дают компаниям скучать. С 1 января намечено столько изменений, что у бухгалтера голова идет кругом: как не растеряться и не забыть важные моменты? Мы рассмотрим наиболее интересные вопросы, связанные с написанием новой учетной политики.

Налоги и еще раз налоги...

Все организации обязаны составлять учетную политику для целей налогообложения (п.

загрузка...

 

 

12 ст. 167 НК). На практике бухгалтер не пишет каждый раз новое положение, а вносит поправки в прошлогоднее. Что же необходимо учесть в варианте 2006 года?

Наиболее важный момент, про который бухгалтер не должен забыть, — это признание налоговой базы по НДС. Изменения в 21-ю главу Налогового кодекса предполагают, что с 1 января 2006 года все организации будут признавать единый метод начисления – «по отгрузке». В связи с этим в учетной политике отражать данный момент не нужно.

Статья 145 Налогового кодекса устанавливает право получать освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость. Это возможно в случае, если сумма выручки от продажи за три последних месяца не превысила 2 миллионов рублей. В предыдущей редакции была указана цифра в 1 миллион. Норма устанавливает право, а не обязанность, поэтому не забудьте отразить ее в учетной политике.

На основании закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ организации могут самостоятельно определять в учетной политике перечень прямых и косвенных расходов. Дополнение в пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса распространяется на все правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Минфин в письме от 21 октября 2005 г. № 03-03-02/117 сообщает, что компании могут изменить учетную политику начиная с 2006 года. По правилам статьи 319 Налогового кодекса порядок распределения расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию фирма разрабатывает и утверждает в налоговой политике самостоятельно. Однако бухгалтер должен учесть, что данное положение должно быть экономически обоснованным.

Что нас ждет?

В связи с изменениями, принятыми в Налоговый кодекс, у столичных бухгалтеров возникла масса вопросов по поводу написания новой учетной политики на 2006 год. Осложнило ситуацию еще и то, что в Минфине готовят поправки к стандартам бухучета – на обсуждении более десяти проектов измененных ПБУ. Кроме этого в Госдуме рассматривают проект Закона «О консолидированной финансовой отчетности». В нем определены компании, которых новые положения коснутся в первую очередь. Прежде всего речь идет об общественно-значимых организациях (например, ОАО с высоко котирующимися акциями). Проект закона предусматривает различные сроки сдачи консолидированной финансовой отчетности: от 120 до 180 дней.

В настоящее время также работают над законопроектом «О бухгалтерской отчетности», который внесет изменения в одноименный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. В процессе обсуждения законопроекта чиновники высказывают мнение, что нет необходимости определять в бухучете (не в налогообложении) пользователей (учредителей, участников), критерии оценки активов и обязательств, понятийный аппарат, исполнителей. Предлагают оставить решение за самостоятельными хозяйствующими субъектами. Но, безусловно, это вопрос спорный.

Основная идея этого закона – привести систему официального бухгалтерского учета в соответствие с изменившимися экономическими условиями. Необходимо, чтобы она давала полное представление о финансовом положении организации, раскрывала достоверную информацию о финансовых результатах ее деятельности.

Минфин с середины 2004 года лишен права единолично разрабатывать нормативно-правовые акты, разъяснять их, осуществлять надзорную функцию. Методологический департамент бухгалтерского учета по отраслевым направлениям также отсутствует. Нет такого департамента и в других ведомствах. Пункт 1 ПБУ 1/98 определяет, что организация должна самостоятельно вырабатывать показатели, если они не определены в нормативно-правовых актах. Соответственно в учетной политике должны быть прописаны все спорные вопросы.

Соблюдаем критерии

В статье 11 Закона «О бухгалтерском учете» указано: все, что фирма покупает, – это фактические затраты на приобретение. Все, что изготовляет, – фактические затраты на производство. Исходя из такой оценки затрат, вы можете признавать данные показатели по начислению. Эти выводы следуют из того, что в учетной политике организация должна заявить о соответствии требованиям:

  • имущественной обособленности;
  • непрерывности деятельности;
  • временной определенности.

Имущественная обособленность в данном случае означает, что на балансе организации не должно быть учтено имущество других организаций и собственников. Критерий признания дохода – это переход права собственности. Данный момент очень серьезный, так как последствия перехода права собственности напрямую отражаются в бухгалтерском учете. Например, при продаже или покупке основных средств этот вопрос повлияет на возможность начала амортизации. Принимая учетную политику, организация принимает параметры, в рамках которых решает свои ключевые вопросы.

Необходимо упомянуть и требование осмотрительности в ведении бухгалтерского учета. Это напрямую связано с решением создать резерв для погашения сомнительных долгов. При любой возможности непогашения дебиторской задолженности такой резерв должен быть. Этот вопрос также необходимо прописать в учетной политике.

Следить за соблюдением критерия рациональности надо в случаях, когда выручка, операционные или внереализационные доходы составляют 5 и более процентов от их общей суммы за отчетный период. Пункт 18.1 ПБУ 9/99 устанавливает правило, по которому выручку менее 5 процентов в отчете можно показать свернуто, а не прописывать полностью все операции. Какой же именно порог установить, организация должна определить в учетной политике.

Очень важно отразить вопрос о регистрах бухгалтерского учета, ведь их содержание является коммерческой тайной. Сейчас в Законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» сказано, что перечень секретной информации определяет компания. Как показывает практика, некоторые фирмы включают туда не только регистры, но и отчетность. В новой редакции закона решается вопрос о соответствии норм законодательства друг другу. Возможно, останется в чистом виде сегодняшнее положение Закона «О коммерческой тайне».

Где брать формы первички?

Раньше обязательные унифицированные формы утверждал Госкомстат. Это ведомство давало разрешение на введение дополнительных реквизитов и на изменение предложенных форматов. После реформы исполнительных органов Федеральная служба государственной статистики не наделена функциями разработки и утверждения унифицированных форм. Вот уже полтора года как эта сфера остается незаполненной.

В новой редакции Закона «О бухгалтерском учете» решается вопрос, оставить унифицированные формы или нет. Также в нем определяется их статус: обязательны они будут к применению или станут носить рекомендательный характер. То есть на их основе организациям предложат разработать и утвердить свои формы первичных учетных документов. На данный момент ПБУ 1/98 обязывает руководителя утвердить первичные формы, методы их обработки и весь документооборот. Но пока фирма не должна их разрабатывать.

Останется ли в новой редакции закона № 129-ФЗ статья, определяющая статус главбуха? Если нет, то в учетной политике должны быть отражены его полномочия в рамках организации: кто подписывает бухгалтерскую отчетность, кто занимается финансовой политикой в целом и другие подобные вопросы. Этим вы обезопасите себя от возможных неприятных последствий решений руководства.

Нужны ли в учетной политике положения МСФО?

Специалисты давно обсуждают вопрос о приближении российских ПБУ к международным стандартам. Многие организации переходят на них и прописывают эти положения в своей учетной политике. Однако это не совсем верное решение. В ПБУ 4/99 (тексты всех ПБУ смотрите в справочно-правовой системе «Консультант Плюс») определено, что учетная политика должна соответствовать требованию достоверности. Достоверность в данном случае возможна только при соответствии учета фирмы положениям отечественных нормативно-правовых актов. Здесь встает вопрос о легитимности применения международных стандартов. Определение нормативно-правового акта следующее: это акт, который утвержден органами исполнительной власти, прошел процедуру юридической проверки в Минюсте и получил регистрационный номер. В противном случае – штамп о том, что документ не подлежит регистрации.

Мало того, что в российских органах юстиции международные стандарты не регистрируют, так в России даже нет их официального перевода. Поэтому при составлении индивидуальной финансовой отчетности организации должны руководствоваться национальными стандартами.

Отражение в учетной политике 2006 г. некоторых моментов по налогу на прибыль
Положение учетной политики
Вариант учета
Основание
Дата признания доходов
1. Метод начисления и расходов
2. Кассовый метод (для фирм, кроме банков, у которых выручка за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн руб.)
ст. 271, 272 НК

ст. 273 НК

Формирование стоимости по приобретенным товарам. Резерв для ремонтных работ, выплаты отпускных и вознаграждений за выслугу лет
Этот порядок организация может определить сама, но применять его нужно не менее 2 лет
Создание резерва – решение бухгалтера. Нормы отчислений определяет фирма (в рамках ограничений закона). Должны быть установлены предельная сумма отчислений и процент в резерв по отпускам
ст. 320 НК

п. 2 ст. 324 НК
п. 1 ст. 321.1 НК

Метод учета расходов на капитальные вложения в основные средства
1. Увеличивают первоначальную стоимость основного средства
2. Включают в состав расходов отчетного (налогового) периода в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств
п. 1.1 ст. 259 НК

Н. Морозова


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Учетная политика – спасательный круг для бухгалтера":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Изменения в приказ об учетной политике для бухучета на 2006 год

Налоговый учёт для бухгалтера Е. П. Столбов, ведущий аудитор ООО «Эстра-Аудит» Обязанность формирования организациями учетной политики для целей бухгалтерского учета установлена пунктом 3 статьи 5 Федерального закона РФ от 21.

» Бухгалтерия и аудит - 3212 - читать


Изменения в приказ об учетной политике для целей налогового учета на 2006 год

Журнал Налоговый учет для бухгалтера / Е. А. Отмахова, начальник отдела аудита и консалтинга «Аудит Груп» Необходимость формирования учетной политики для целей налогового учета закреплена нормами гл.

» Бухгалтерия и аудит - 4362 - читать


Некоторые вопросы учетной политики 2006. Раздельный учет для целей НДС

Антишина М. И., ведущий юрист Консалтинговой группы «Экон-Профи» Перед тем как составлять учетную политику на новый год попробуйте задать себе вопрос – а зачем, собственно, нужна учетная политика? С какой целью законодатель обязал все организации формировать учетную политику [1]?

» Бухгалтерия и аудит - 2492 - читать


Особенности учетной политики для организаций, перешедших на кассовый метод определения прибыли

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит» тел/факс (095) 937-3451 / Что же должно быть учтено налогоплательщиком, при написании учетной политики для целей налогообложения прибыли, при выборе, в целях налогообложения прибыли, метода определения доходов и расходов по кассовому методу: 1. Организации, применяющие кассовый метод, определяют выручку от реализации товаров (работ, услуг) исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реали ...

» Бухгалтерия и аудит - 2706 - читать


Типовой проект учетной политики для целей налогообложения на 2002 год

ToT / Типовой проект учетной политики для целей налогообложения на 2002 год от МКПЦН Консалтинговая Группа МКПЦН Введение с 1 января 2002 г. понятия "налоговый учет" заставило призадуматься руководителей и бухгалтеров организаций над тем, каким образом сформировать свою учетную политику на 2002 год. Предлагаем Вашему вниманию типовой проект учетной политики для целей налогообложения, разработанный специалистами МКПЦН. Данная разработка была разослана клиентам МКПЦН в конце ...

» Бухгалтерия и аудит - 2706 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Учетная политика – спасательный круг для бухгалтера

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru