Как известно, законодатели не дают компаниям скучать. С 1 января намечено столько изменений, что у бухгалтера голова идет кругом: как не растеряться и не забыть важные моменты? Мы рассмотрим наиболее интересные вопросы, связанные с написанием новой учетной политики.
Налоги и еще раз налоги...
Все организации обязаны составлять учетную политику для целей налогообложения (п.
12 ст. 167 НК). На практике бухгалтер не пишет каждый раз новое положение, а вносит поправки в прошлогоднее. Что же необходимо учесть в варианте 2006 года?
Наиболее важный момент, про который бухгалтер не должен забыть, — это признание налоговой базы по НДС. Изменения в 21-ю главу Налогового кодекса предполагают, что с 1 января 2006 года все организации будут признавать единый метод начисления – «по отгрузке». В связи с этим в учетной политике отражать данный момент не нужно.
Статья 145 Налогового кодекса устанавливает право получать освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость. Это возможно в случае, если сумма выручки от продажи за три последних месяца не превысила 2 миллионов рублей. В предыдущей редакции была указана цифра в 1 миллион. Норма устанавливает право, а не обязанность, поэтому не забудьте отразить ее в учетной политике.
На основании закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ организации могут самостоятельно определять в учетной политике перечень прямых и косвенных расходов. Дополнение в пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса распространяется на все правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Минфин в письме от 21 октября 2005 г. № 03-03-02/117 сообщает, что компании могут изменить учетную политику начиная с 2006 года. По правилам статьи 319 Налогового кодекса порядок распределения расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию фирма разрабатывает и утверждает в налоговой политике самостоятельно. Однако бухгалтер должен учесть, что данное положение должно быть экономически обоснованным.
Что нас ждет?
В связи с изменениями, принятыми в Налоговый кодекс, у столичных бухгалтеров возникла масса вопросов по поводу написания новой учетной политики на 2006 год. Осложнило ситуацию еще и то, что в Минфине готовят поправки к стандартам бухучета – на обсуждении более десяти проектов измененных ПБУ. Кроме этого в Госдуме рассматривают проект Закона «О консолидированной финансовой отчетности». В нем определены компании, которых новые положения коснутся в первую очередь. Прежде всего речь идет об общественно-значимых организациях (например, ОАО с высоко котирующимися акциями). Проект закона предусматривает различные сроки сдачи консолидированной финансовой отчетности: от 120 до 180 дней.
В настоящее время также работают над законопроектом «О бухгалтерской отчетности», который внесет изменения в одноименный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. В процессе обсуждения законопроекта чиновники высказывают мнение, что нет необходимости определять в бухучете (не в налогообложении) пользователей (учредителей, участников), критерии оценки активов и обязательств, понятийный аппарат, исполнителей. Предлагают оставить решение за самостоятельными хозяйствующими субъектами. Но, безусловно, это вопрос спорный.
Основная идея этого закона – привести систему официального бухгалтерского учета в соответствие с изменившимися экономическими условиями. Необходимо, чтобы она давала полное представление о финансовом положении организации, раскрывала достоверную информацию о финансовых результатах ее деятельности.
Минфин с середины 2004 года лишен права единолично разрабатывать нормативно-правовые акты, разъяснять их, осуществлять надзорную функцию. Методологический департамент бухгалтерского учета по отраслевым направлениям также отсутствует. Нет такого департамента и в других ведомствах. Пункт 1 ПБУ 1/98 определяет, что организация должна самостоятельно вырабатывать показатели, если они не определены в нормативно-правовых актах. Соответственно в учетной политике должны быть прописаны все спорные вопросы.
Соблюдаем критерии
В статье 11 Закона «О бухгалтерском учете» указано: все, что фирма покупает, – это фактические затраты на приобретение. Все, что изготовляет, – фактические затраты на производство. Исходя из такой оценки затрат, вы можете признавать данные показатели по начислению. Эти выводы следуют из того, что в учетной политике организация должна заявить о соответствии требованиям:
- имущественной обособленности;
- непрерывности деятельности;
- временной определенности.
Имущественная обособленность в данном случае означает, что на балансе организации не должно быть учтено имущество других организаций и собственников. Критерий признания дохода – это переход права собственности. Данный момент очень серьезный, так как последствия перехода права собственности напрямую отражаются в бухгалтерском учете. Например, при продаже или покупке основных средств этот вопрос повлияет на возможность начала амортизации. Принимая учетную политику, организация принимает параметры, в рамках которых решает свои ключевые вопросы.
Необходимо упомянуть и требование осмотрительности в ведении бухгалтерского учета. Это напрямую связано с решением создать резерв для погашения сомнительных долгов. При любой возможности непогашения дебиторской задолженности такой резерв должен быть. Этот вопрос также необходимо прописать в учетной политике.
Следить за соблюдением критерия рациональности надо в случаях, когда выручка, операционные или внереализационные доходы составляют 5 и более процентов от их общей суммы за отчетный период. Пункт 18.1 ПБУ 9/99 устанавливает правило, по которому выручку менее 5 процентов в отчете можно показать свернуто, а не прописывать полностью все операции. Какой же именно порог установить, организация должна определить в учетной политике.
Очень важно отразить вопрос о регистрах бухгалтерского учета, ведь их содержание является коммерческой тайной. Сейчас в Законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» сказано, что перечень секретной информации определяет компания. Как показывает практика, некоторые фирмы включают туда не только регистры, но и отчетность. В новой редакции закона решается вопрос о соответствии норм законодательства друг другу. Возможно, останется в чистом виде сегодняшнее положение Закона «О коммерческой тайне».
Где брать формы первички?
Раньше обязательные унифицированные формы утверждал Госкомстат. Это ведомство давало разрешение на введение дополнительных реквизитов и на изменение предложенных форматов. После реформы исполнительных органов Федеральная служба государственной статистики не наделена функциями разработки и утверждения унифицированных форм. Вот уже полтора года как эта сфера остается незаполненной.
В новой редакции Закона «О бухгалтерском учете» решается вопрос, оставить унифицированные формы или нет. Также в нем определяется их статус: обязательны они будут к применению или станут носить рекомендательный характер. То есть на их основе организациям предложат разработать и утвердить свои формы первичных учетных документов. На данный момент ПБУ 1/98 обязывает руководителя утвердить первичные формы, методы их обработки и весь документооборот. Но пока фирма не должна их разрабатывать.
Останется ли в новой редакции закона № 129-ФЗ статья, определяющая статус главбуха? Если нет, то в учетной политике должны быть отражены его полномочия в рамках организации: кто подписывает бухгалтерскую отчетность, кто занимается финансовой политикой в целом и другие подобные вопросы. Этим вы обезопасите себя от возможных неприятных последствий решений руководства.
Нужны ли в учетной политике положения МСФО?
Специалисты давно обсуждают вопрос о приближении российских ПБУ к международным стандартам. Многие организации переходят на них и прописывают эти положения в своей учетной политике. Однако это не совсем верное решение. В ПБУ 4/99 (тексты всех ПБУ смотрите в справочно-правовой системе «Консультант Плюс») определено, что учетная политика должна соответствовать требованию достоверности. Достоверность в данном случае возможна только при соответствии учета фирмы положениям отечественных нормативно-правовых актов. Здесь встает вопрос о легитимности применения международных стандартов. Определение нормативно-правового акта следующее: это акт, который утвержден органами исполнительной власти, прошел процедуру юридической проверки в Минюсте и получил регистрационный номер. В противном случае – штамп о том, что документ не подлежит регистрации.
Мало того, что в российских органах юстиции международные стандарты не регистрируют, так в России даже нет их официального перевода. Поэтому при составлении индивидуальной финансовой отчетности организации должны руководствоваться национальными стандартами.
Положение учетной политики | Вариант учета | Основание |
Дата признания доходов | 1. Метод начисления и расходов 2. Кассовый метод (для фирм, кроме банков, у которых выручка за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн руб.) | ст. 271, 272 НК ст. 273 НК |
Формирование стоимости по приобретенным товарам. Резерв для ремонтных работ, выплаты отпускных и вознаграждений за выслугу лет | Этот порядок организация может определить сама, но применять его нужно не менее 2 лет Создание резерва – решение бухгалтера. Нормы отчислений определяет фирма (в рамках ограничений закона). Должны быть установлены предельная сумма отчислений и процент в резерв по отпускам | ст. 320 НК п. 2 ст. 324 НК |
Метод учета расходов на капитальные вложения в основные средства | 1. Увеличивают первоначальную стоимость основного средства 2. Включают в состав расходов отчетного (налогового) периода в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств | п. 1.1 ст. 259 НК |
Н. Морозова
Статья получена: Клерк.Ру