Если, получая выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, вы обнаружили в ней ошибку, необходимо выяснить, кто в этом виноват — вы или налоговики? Ведь ошибку исправлять все равно придется, но вот процедура исправления будет разной.
Анна МИШИНА, Людмила ФРАНЦУЗОВАПочти VIP-документ
Обычно выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (сокращенно – ЕГРЮЛ) требуется для подтверждения полномочий руководителя фирмы. Огромное внимание выписке уделяют банки при открытии расчетного счета. Выписку из Госреестра может потребовать и нотариус при заверении подписи на банковской карточке, а также специалист из регистрационной палаты при совершении сделок с недвижимостью организации.
Не исключено, что выписка может понадобиться при получении всевозможных разрешений, лицензий, при работе с таможней и т. д.
Кроме того, можно сказать, что выписка подтверждает статус организации как действующего субъекта гражданских правоотношений. Ведь не даром потенциальные партнеры фирмы, желающие удостовериться в благонадежности и добросовестности будущего партнера, частенько требуют «свежую» (как правило, не «старше» 10 дней) выписку прежде, чем заключать с ним договор.
Обнаружена ошибка
Так как же можно допустить, что в столь важном документе (можно сказать – отражение лица фирмы в зеркале государства) нет-нет, да и появится какая-нибудь неточность. Обычно такие неточности (или в простонародьи – ошибки), попадают в реестр двумя путями. Во-первых, недостоверные сведения может подать сама организация. А, во-вторых, ошибку вполне могут допустить чиновники при переносе информации из поданных фирмой документов в электронную «версию» Государственного реестра.
Понятно, что в обоих случаях виноват пресловутый «человеческий фактор». Причем, если сотрудники фирм предоставляют недостоверную информацию чаще всего в результате незнания каких-либо юридических нюансов этой процедуры, то налоговики вносят ошибки в результате банальной невнимательности.
«Ситуация с исправлением ошибки осложняется тем, что государственный реестр имеет правоустанавливающее значение, – поясняет старший инспектор Светлана Скворцова, – и сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ (ошибочные в том числе), считаются достоверными до тех пор, пока в них не внесли правильную информацию, даже если у фирмы «на руках» – оригинальные документы, подтверждающие ошибочность содержания реестра (абз. 4 п. 5 постановление правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц», далее – постановление правительства № 438). Понятно, что просто так, за «ну, пожалуйста, дорогой инспектор», ошибку не исправить. Это невозможно не только юридически, но и чисто технически. Поэтому, раз уж неточности в госреестре налицо, необходимо «запускать» нудную, нервную и долгую процедуру под названием «исправление ошибки в ЕГРЮЛ». Но сначала разберитесь, кто виноват в ошибке.
Сам виноват...
Самому ее искать не придется. Об этом скажут инспекторы. Когда вы придете за результатом регистрации, вам объявят, что в регистрации вам отказано, т.к. поданные документы не соответствуют требованиям законодательства. И продемонстрируют протокол о совершении административного правонарушения, предложат его подписать и наконец вручат его копию (ст. 28.2 КоАП). Как правило, прямо вместе в копией постановления чиновники выдают реквизиты, по которым необходимо уплатить административный штраф.
Здесь возможны два «пути». Если вы согласны с тем, что ошибка – целиком ваша провинность, то оплачивайте штраф и приступайте к формированию пакета документов исправления ошибки в реестре (заполняйте заявление по форме Р140001, заверяйте подпись заявителя у нотариуса, прикладывайте листы с исправляемыми данными и подавайте в налоговую). Госпошлина при исправлении ошибки не уплачивается.
«Обратите внимание, – указывает московский адвокат Сергей Антонов, – по закону ответственность за достоверное содержание всех сведений об организации в ЕГРЮЛ ложится на руководителя фирмы. Поэтому за предоставление неверной информации о компании ему грозит штраф 5000 рублей (п. 3 ст. 14.25 КоАП). И еще. Будьте готовы к тому, что особо бдительные инспекторы могут углядеть не просто нечаянную ошибку, а представление заведомо ложных сведений. За такое административное правонарушение руководитель может поплатиться не только пятитысячным штрафом, но даже лишиться должности сроком до трех лет (п. 4 ст. 14.25. КоАП). Если такая «бдительность» ограничится подозрительными взглядами, колкими вопросами и устными угрозами – это полбеды. А вот если инспекторы будут уверены, что вы их обманули специально, да еще и из корыстных побуждений, и отразят свои подозрения в протоколе, то единственное, что вы можете сделать для спасения своей репутации, – это обратиться в суд и оспорить такие утверждения налоговиков.
Невнимательные чиновники
Если же заявление с приложениями и прочие сданные вами документы – в полном порядке, а ошибка все-таки есть, без сомнения, здесь виноваты налоговики, стоит обратиться к начальнику инспекции. Если этот визит желанных результатов не дал (и если ваши намерения действительно серьезны), то необходимо обратиться в суд с требованием признать решение налоговиков недействительным.
Что касается ответственности чиновников, то факт ее наступления для них тоже не исключается (ст. 2.4 КоАП). Невнимательным инспекторам грозит штраф от 1000 до 2000 рублей, если они допустят ошибку, «вбивая» данные из принесенных заявителем документов в электронную базу Госреестра (п. 1 ст. 14.25 КоАП). Это – единственное последствие их возможной ошибки.
Если вы заметили ошибку в момент получения свидетельства и выписки, немедленно заявите об этом «по горячим следам». Для исправления содержащейся в ЕГРЮЛ ошибки следует составить заявление. «Скорее всего, инспекторы не будут в восторге от ваших действий, – поясняет Сергей Антонов. – Поэтому допытываться от них, как лучше заявление составить и кому сей документ адресовать, не стоит. К тому же четко установленной формы для него нет. Адресуйте его просто «В ИФНСРФ № ___ по г. ________». Изложите (только кратко) создавшуюся ситуацию, укажите номер неверной записи, а также обязательно подчеркните, что исходя из поданных вами документов ошибка произошла именно по вине чиновника. К заявлению нужно приложить документы (копии), подтверждающие то, что ошибка образовалась не по вине фирмы, а также свидетельство, выданное по случаю, о котором попали недостоверные сведения в реестр».
Вручить такое письмо следует в канцелярию инспекции, получив на втором экземпляре или копии штамп о поступлении документа. Несмотря на обещание налоговиков «быстро разобраться», процедура исправления ошибки может затянуться. На месяц в лучшем случае. Ведь инспекция будет буквально «по циферке» сверять имеющиеся в документах сведения с данными реестра. Поэтому при подаче документов на государственную регистрацию оставляйте себе копию заявления и приложенных к нему листов. В этом случае шансы обвинить налоговиков в допущенной ошибке значительно возрастают.
Информация об исправлении ошибки тоже попадет отдельной строкой в ЕГРЮЛ с указанием даты и будет именоваться «Внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с ошибками, допущенными регистрирующим органом». Здесь же будет указано, какой налоговой инспекцией ошибка была исправлена. При этом фирме будет выдано свидетельство с указанием государственного регистрационного номера (ГРН) записи, в которую вносилась корректировка.
Исправление ошибочных данных на верные, как правило, занимает у налоговиков не меньше месяца. Видимо, при создании Госреестра не были предусмотрены специальные механизмы исправления «чиновничьих» ошибок. Наверное то что инспекторы-регистраторы ошибаться не могут в принципе было аксиомой.
Если вам не часто приходится заполнять многочисленных «установленные формы» для Госреестра, подспорьем будет приказ ФНС от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@ «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя».
Не путайте ошибки в учредительных документах с ошибками в Госреестре. Помните, в ЕГРЮЛ заносится лишь часть информации из устава и учредительного договора. Поэтому, если вы обнаружили ошибку в «нереестровой» информации, ее можно спокойно исправить в общем порядке, назвав «изменениями в учредительные документы» и заплатить только пошлину в 400 рублей и нотариусу за заверение подписи на заявлении, а не солидный административный штраф.
Если в выписке из ЕГРЮЛ содержатся ошибки, то фирма не сможет изменить в Госреестре ни одного слова, пока с ней не разделается. Если же выписка была необходима организации для подтверждения свой благонадежности и добросовестности перед своими партнерами, то выписка с ошибками будет выглядеть как минимум несолидно. А в худшем случае партнеры сочтут, что их хотят ввести в заблуждение недобросовестные контрагенты.
В ИФНС РФ № 46 по г. Москва
Заявление об исправлении технической ошибки
Настоящим сообщаю Вам об ошибке, допущенной сотрудниками ИФНС РФ № 46 по г. Москва при внесении данных об ООО «Актив» (ОГРН 45673676727б ИНН 56456756 КПП 501501001) в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в связи с внесением изменений в учредительные документы данного юридического лица.
Номер ошибочной записи – 18.
Записано: «номер дома (владения)» – 12.
Правильная запись: «номер дома (владения) – 21, в соответствии со Cправкой из адресного реестра Управления архитектуры и градостроительства.
Прошу исправить допущенную техническую ошибку и выдать новое Свидетельство в связи с исправлением вышеуказанной ошибки.
Директор ООО «Актив»
Светин А.В
23.03.2007
Контактный телефон: 253-01-11.
Приложение:
1. Свидетельство, выданное при записи в ЕГРЮЛ, внесенное с ошибкой.
2. Справка из адресного реестра Управления архитектуры и градостроительства.
3. Копия поданных изменений в устав ООО «Актив».
4. Копия поданных изменений в учредительный договор ООО «Актив».
5. Копия заявления № Р13001 с прилагаемым листом «Б» («Сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица»).
Статья получена: Клерк.Ру