В последнее время все большую озабоченность властей вызывает состояние окружающей среды. Департамент природных ресурсов г. Москвы увеличивает штат своих инспекторов. А это значит, что организациям следует быть готовыми к грядущим проверкам.
Александр Лебедев
В столице все спокойно
Наиболее существенной проблемой, которая влияет на состояние столичной атмосферы, является внушительных размеров городской автопарк.
Постоянно растущее число машин на дорогах Москвы приносит наибольший урон городской экологии, констатируют чиновники.
Однако в целом экологическая ситуация в столице приемлемая, утверждает руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Леонид Бочин. По его словам, сравнительные характеристики атмосферы мегаполиса не намного отличаются по уровню загрязнения от таких европейских городов, как Лондон, Париж и Берлин:
— Каждый день с помощью Мосэкомониторинга мы следим за загрязнением атмосферного воздуха. Как правило, его показатели не превышают 70 процентов от допустимой нормы.
Сохранять экологическую ситуацию в норме во многом удается благодаря постоянным проверкам качества моторного топлива, а также борьбе с устаревшей автомобильной техникой.
В чем корень зла?
По информации, полученной Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от станций технического обслуживания автомобилей, сегодня до 40 процентов машин выходят из строя по причине использования некачественного моторного топлива. В результате предпринятых департаментом мер долю суррогатного бензина и дизельного топлива в столице за последний год удалось сократить с 30 до 20 процентов. Однако это практически не меняет сложившуюся ситуацию, отмечает Леонид Бочин:
— Дело в том, силы Росприроднадзора достаточно ограничены. Сегодня мы активно выступаем за право Москвы увеличить контроль за качеством моторного топлива.
Однако такое предложение не сможет кардинально переломить ситуацию, сложившуюся на отечественном топливном рынке. Проблему некачественного бензина вряд ли удастся решить только с помощью проверок АЗС, говорит исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко:
— В принципе и сейчас обеспечивается определенный контроль, но на рынке все равно появляется суррогатное топливо.
Одной из главных причин, не позволяющих искоренить проблему некачественного бензина, является сложившаяся внутри страны система поставок. Григорий Сергиенко утверждает, что многим нефтяным компаниям выгодно продавать топливо за рубеж:
— Большинство из них производит бензин лишь для нужд собственных АЗС. В результате возникает дефицит качественного топлива.
Эффективной борьбе с некачественным бензином мешает также экономическая привлекательность и востребованность дешевого топлива. Если человек ездит на старых «жигулях», ему все равно, чем заправлять машину, утверждает Григорий Сергиенко:
— Зачем платить за бензин по-настоящему качественный, ведь он стоит дороже. Владельцев 10-летних машин не волнует, чем заправляться. Это является своего рода стимулом для производства некачественного бензина. Пока по дорогам будут ездить плохие машины, некачественное топливо будет востребовано.
Для решения этой проблемы необходимо изменить сложившуюся систему поставок топлива. Однако это длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны властей. Поэтому более оперативным способом исключить загрязнение атмосферы является ограничение на использование устаревшей техники в пределах Москвы.
«Экологический знак» — знак качества
Инспекторы по охране окружающей среды проводят проверки на основании Закона от 12 мая 2004 г. № 32 «О государственном экологическом контроле в городе Москве». С плановой ревизией надзорный орган может посещать предприятия не чаще 1 раза в 2 года. Причиной появления инспекторов могут стать жалобы и заявления граждан, а также данные экологического мониторинга, аудита и некоторые другие. При этом для контроля исполнения предписаний об устранении нарушений, выявленных в результате планового контроля, инспекторы могут посетить предприятие с внеплановой проверкой.
Приходя с ревизией, инспектор по охране окружающей среды обязан предъявить распоряжение о проведении мероприятия по государственному экологическому контролю. В случае необходимости контролер на основании акта может отобрать пробы топлива на соответствие установленным требованиям по загрязнению окружающей среды. Итоги анализа отражаются в протоколах проведенных исследований и экспертиз, которые должны быть подкреплены пояснениями инспектора. По окончании обследования контролер обязан составить акт проверки с указанием ее результатов.
Так, при проверках АЗС инспекторы обращают особое внимание на соблюдение экологических требований при проектировании, строительстве и эксплуатации автозаправочных станций. При обнаружении нарушений организацию накажут на сумму в 150 тысяч рублей, должностных лиц — на 15 тысяч рублей (п. 1 ст. 26 закона № 32). Такой же штраф ожидает АЗС, если на ней не установлены системы для улавливания паров моторного топлива (п. 2 ст. 26 закона № 32). Некоторые столичные автозаправки, продукция которых соответствует требованиям по защите окружающей среды, вправе использовать так называемый «Экологический знак». Однако, если такой знак используется неправомерно, инспектор выпишет автозаправке штраф на сумму 100 тысяч рублей, а должностным лицам — на 15 тысяч рублей (п. 3 ст. 26 закона № 32).
Обнаружив нарушения экологического законодательства, инспектор должен выдать предписание об устранении выявленных недостатков. После этого контролер готовит Требование о добровольном возмещении вреда окружающей среде. За несоблюдение требований, указанных в заключении, по результатам проверки фирма может быть оштрафована на сумму 150 тысяч рублей, должностные лица — на 15 тысяч рублей (ст. 17 закона от 14 мая 2004 г. № 32). Такой же штраф придется заплатить организации за нарушение срока, в который она должна была выполнить предписание инспектора (ст. 26.5 закона от 14 мая 2004 г. № 32). Не оставят ревизоры без внимания и те компании, которые выполнили указания инспекторов частично. Им придется раскошелиться на 100 тысяч рублей, должностным лицам — на 15 тысяч рублей.
Как правило, предприятия редко соглашаются с требованиями инспекторов добровольно возместить урон, нанесенный экологии. В таком случае контролеры взимают с нарушителей штрафы в судебном порядке.
«Чистые» перспективы
Для решения проблем экологии необходимо сократить количество автомобилей, не соответствующих современным экологическим требованиям, считают московские власти. По словам Леонида Бочина, население воспринимает жесткие требования столичных властей с пониманием и «без больших эмоциональных взрывов»:
— Сейчас создается правовая основа этих запретительных или, если правильнее сказать, ограничительных мер. На рассмотрение Мосгордумы представлен законопроект, который предусматривает правовую возможность указанных действий столичных властей. Правила базируются на законе об охране атмосферного воздуха, согласно которому у каждого региона есть право вводить свои ограничения во спасение экологической обстановки в городе.
Сегодня в столице уже действует ряд подобных правил. В частности, наложен запрет на въезд грузовиков в пределах транспортного кольца и на въезд автобусов междугородных линий, не соответствующих экологическим нормам Евро-2 и Евро-3. Контроль за соблюдением этих норм осуществляют сотрудники ГБДД. Однако вскоре такую работу будут выполнять при помощи компьютеров, утверждает Леонид Бочин:
— Сегодня речь идет о введении новой технологии экологического контроля. Планируется, что после проведенных проверок транспорта доступ автомобилей в проблемные зоны Москвы будет осуществляться на основе электронных чипов.
Если все планы властей, рассчитанные на улучшение экологии, будут реализованы, загрязнение городской атмосферы должно значительно сократиться. Однако претворение в жизнь указанных проектов грозит фирмам «закручиванием гаек» со стороны инспекторов по охране окружающей среды.
«ОДНО ОКНО» ДЛЯ АВТОЗАПРАВОК
МЧС и Ростехнадзор объединят усилия по лицензированию АЗС и планируют при выдаче разрешений придерживаться принципа «одного окна». Возможно, скоро лицензии автозаправочным станциям будут выдавать не в двух ведомствах, а только в одном из них и с обязательным использованием заключения от второго ведомства.
Лицензирование АЗС как взрывоопасных производственных объектов происходит на основании постановления правительства от 17 января 2007 г. № 18. В ближайшее время Ростехнадзор приступит к проверке АЗС во всех регионах.
Статья получена: Клерк.Ру