В настоящее время все больше и больше компаний начинают составлять свою отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Цели могут быть различными — от привлечения дополнительного капитала (как заемного, так и собственного) до стремления подготовиться к обязательному переходу на МСФО при составлении финансовой отчетности. Но, так или иначе, процесс этот набирает обороты. О применении международных стандартов впервые написано достаточно много, поэтому остановимся подробнее на тех проблемах, с которыми могут столкнуться компании, принявшие решение составлять отчетность по международным стандартам, и о том, как с этими проблемами можно справиться. Делать что-либо в первый раз всегда тяжело, и неподготовленность персонала компании к новой работе на практике может вылиться в возникновение ряда ошибок.
Наиболее распространенные из них мы и рассмотрим в данной статье.
П.А. Аникин, директор по аудиту ЗАО «РУФАУДИТ», член РКА, сертифицированный бухгалтер-практик (САP)
Возможные проблемы
1. Недостаточная квалификация и отсутствие опыта составления отчетности по МСФО.Далеко не все из множества существующих сегодня курсов по МСФО позволяют получить необходимые знания и навыки для правильного применения международных стандартов финансовой отчетности «с нуля». Бухгалтер может не знать, с чего ему начать процесс трансформации отчетности, или может оказаться неспособным идентифицировать расхождения учетных требований относительно ситуаций, не охваченных программой курса, а также относительно операций, порядок отражения которых напрямую стандартами не регламентирован (т.е. когда необходимо применение стандартов по аналогии или общих требований, заложенных в Концепции подготовки финансовой отчетности).
2. Отсутствие четкой учетной политики. МСФО предоставляют бухгалтеру намного больше возможностей использовать свое профессиональное суждение: в вопросах классификации хозяйственных операций по их экономической сути, способах оценки активов и обязательств, использовании стандартов по аналогии (например, для некоммерческих организаций) и т.п. Российские учетные правила в этом отношении более строгие, и часто российская учетная политика носит формальный характер, поэтому бухгалтер зачастую не готов воспользоваться предоставленной ему «свободой выбора».
В первую очередь это скажется на формировании учетной политики, которая как раз и призвана реализовать все эти возможности. Результатом могут стать различные проблемы: от «организационных» (отсутствие всех необходимых инструкций по отражению операций, неспособность определить перечень всех расхождений между требованиями МСФО и РСБУ) до «практических», например, неверная классификация тех или иных событий финансово-экономической деятельности компании.
3. Отсутствие связи между отчетными периодами.В данном случае речь идет о типичной ошибке, когда все корректировки, связанные с переходом на МСФО, отражаются в прибыли (убытке) отчетного периода, т.е. фактически учитываются дважды: в отчете о прибылях и убытках за текущий год и в сравнительной информации. В результате получается, что оценка активов и обязательств в балансе соответствует МСФО, а прибыль, отраженная в отчете о прибылях и убытках, не равна изменению соответствующих показателей балансового отчета на конец и начало периода.
Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо помнить, что часть корректировок следует относить на нераспределенную прибыль прошлых периодов, а соответствующие операции, отраженные в текущем году по российским правилам учета, исключать из отчета о прибылях и убытках. Поясним сказанное на примере.
Пример
Допустим, учетной политикой по МСФО установлен более высокий лимит списания на расходы объектов основных средств — 50 000 руб. В этом случае в российском учете инвентарный объект стоимостью 40 000 руб., со сроком полезного использования 4 года и равномерным методом начисления амортизации, будет списываться на расходы равными долями в течение 4-х лет — по 10 000 руб. При трансформации отчетности в соответствующую МСФО этот объект должен быть списан в период его приобретения или ввода в эксплуатацию. Предположим, что объект был приобретен и введен в эксплуатацию 01.01.2005. Процесс трансформации отчетности за 2006 год будет выглядеть следующим образом.
В российской отчетности балансовая стоимость объекта будет составлять 30 000 и 20 000 руб. на 31.12.2005 г. и 31.12.2006 г. соответственно. Сумма расходов по амортизации составит по 10 000 руб. за 2005 и 2006 годы. В соответствии с учетной политикой по МСФО данный объект должен быть списан на расходы в 2005 году. Типичной ошибкой будет сделать 2 трансформационные проводки (на 31.12.2005 г. и 31.12.2006 г.):
Дебет «Расходы по амортизации» Кредит «Начисленная амортизация» — 30 000 руб.;
Дебет «Расходы по амортизации» Кредит «Начисленная амортизация» — 20 000 руб.
В этом случае в балансе, как и полагается, объект будет иметь нулевую стоимость. Однако в отчете о прибылях и убытках сумма расходов по амортизации составит 40 000 руб. в 2005 году (10 000 руб. из российского учета + 30 000 руб. — корректировка при трансформации) и 30 000 руб. в 2006 году (10 000 руб. из российского учета + 20 000 руб. — корректировка при трансформации), вследствие чего прибыль за 2006 год будет на 30 000 руб. меньше, чем в балансе.
Для корректного отражения данной операции необходимо сделать следующие проводки:
31.12.2005:
Дебет «Расходы по амортизации» Кредит «Начисленная амортизация» — 30 000 руб.
31.12.2006:
Дебет «Нераспределенная прибыль» Кредит «Начисленная амортизация» — 30 000 руб. (отражение списания основного средства в прошлом отчетном периоде);
Дебет «Начисленная амортизация» Кредит «Расходы по амортизации» — 10 000 руб. (сторнирование «излишне начисленной» в российском учете амортизации).
4. Несоответствующая организация аналитического учета по РСБУ. Одной из главных отличительных черт МСФО является представление развернутых пояснений к финансовой отчетности. Эта информация содержит как более детальную классификацию отдельных статей баланса и отчета о прибылях и убытках, которая нецелесообразна в самой отчетности, так как будет перегружать ее, так и информацию описательного характера. Зачастую построение системы аналитических счетов в российском учете не позволяет быстро и с минимальными трудозатратами получить информацию об элементах отчетности в необходимом разрезе. Следствием может стать несвоевременная подготовка отчетности по МСФО.
5. Отсутствие сравнительной информации.Первое применение МСФО фактически представляет собой подготовку отчетности как минимум за два периода, так как обязательным требованием является представление сравнительной информации хотя бы за один предшествующий отчетный период. В силу указанного обстоятельства сотрудники компании не всегда оказываются способны подготовить отчетность в установленные сроки. И хотя МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных Стандартов Финансовой Отчетности» несколько смягчил требования относительно представления сравнительной информации при подготовке отчетности по международным стандартам впервые, ее отсутствие по причине невозможности уложиться в установленные сроки не является достаточным основанием. Таким образом, отчетность будет признана несоответствующей МСФО. Поэтому необходимо планировать переход на МСФО (будь то трансформация или ведение параллельного учета) заранее. В случае же если такая необходимость возникла неожиданно, то оптимальным решением будет привлечение аудиторской или консалтинговой компании.
Как избежать ошибок?Как говорили древние, чтобы победить врага, нужно его понять. Поэтому, чтобы избежать ошибок при первом применении МСФО (да и вообще любых ошибок), прежде всего, необходимо знать, с какими трудностями может столкнуться бухгалтер при трансформации отчетности из российских стандартов в международные. Получить эти знания можно на различных курсах по МСФО (таких, как ДипИФР/Рус, CIPA и др.), в специализированных периодических изданиях и, конечно же, прибегая к помощи аудиторских и консалтинговых компаний, предоставляющих соответствующий спектр услуг.
Выявив все возможные препятствия на пути к заветной цели, следует провести определенную подготовительную работу по трансформации отчетности. Она, прежде всего, включает в себя: удобную организацию аналитического учета по РСБУ, которая позволит легко получать необходимые данные в нужном разрезе; написание продуманной и логически непротиворечивой учетной политики, которая была бы не просто набором требований к отчетной информации, но и руководством по ее получению; составление календарного плана трансформации, назначение ответственных за его выполнение и контроль работ на всех этапах; выбор аудиторской / консалтинговой компании и пр.
Также при первом составлении отчетности целесообразно воспользоваться услугами консалтинговой или аудиторской фирмы. При этом желательно заключить договор именно на консультации по порядку трансформации отчетности, а не на саму трансформацию. Такое решение имеет два важных преимущества: во-первых, сотрудники компании, ответственные за подготовку МСФО отчетности, получают реальные знания и навыки, во-вторых, сокращается объем услуг, оказываемых консалтинговой компанией. Таким образом, в следующем году компания (при условии отсутствия существенных изменений в деятельности) будет в состоянии сама осуществить трансформацию отчетности и, кроме того, происходит снижение затрат на ее подготовку. Для более крупных компаний целесообразным является создание отдела МСФО из квалифицированных специалистов, имеющих опыт подготовки отчетности по международным стандартам, с последующим аудитом.
Поскольку отчетность по международным стандартам, как правило, используется для привлечения заемных средств или дополнительной эмиссии акций (например, в форме IPO, постепенно набирающим популярность в нашей стране), то следующим шагом является аудит. При этом компания также получает двойную выгоду: с одной стороны, отчетность, подтвержденная аудиторской фирмой, имеющей хорошую репутацию, безусловно, пользуется большим доверием, с другой стороны, по результатам аудиторской проверки могут быть выявлены отдельные ошибки и недочеты, что позволит избежать их в дальнейшем и внести соответствующие коррективы в порядок трансформации.
Отдельно следует остановиться на вопросе выбора аудиторской компании. Для крупных холдингов, акции которых котируются на зарубежных фондовых биржах, выбор, скорее всего, будет сделан в пользу одной из компаний Большой четверки. Для компаний меньшего размера привлечение такого аудитора может быть просто не по карману или нецелесообразно. В этом случае при выборе необходимо руководствоваться репутацией аудиторской фирмы на рынке, опытом ее работы в области МСФО и соответствующем секторе экономики, участием в одной из международных аудиторских организаций (BDO International, MRI, PKF, JPA International и др.).
Завершить статью хотелось бы старой поговоркой: «Предупрежден — значит, вооружен». Составить отчетность по МСФО «с нуля» не просто, особенно не имея соответствующих навыков, но если заранее знать, с какими трудностями придется столкнуться, то процесс этот становится намного проще.
Статья получена: Клерк.Ру