Зарабатывать $5000 за день? Это хорошо, но не предел, полагает врач Наталья Курбакова. Не спешите завидовать отечественным медикам. Наталья живет по такому графику: день работает в коммерческой поликлинике, день торгует акциями на бирже. Год назад кто-то из пациентов подбил ее пойти на рынок ценных бумаг.
Сегодня Курбакова смело шортит и надеется сколотить на акциях капитал, который позволит ей начать собственный бизнес.
До сих пор вы видели Хельгу только с хорошей стороны, а я ее отлично знаю. Ее другое лицо — это твердость, предусмотрительность и расчетливость. У нее мозг настоящего финансиста.
Джеймс Хедли Чейз
У меня на руках четыре туза
“Больше всего мне нравятся префы Сбербанка”, — делится секретами врач-трейдер. В этом году удача не на ее стороне: по сравнению с январем Курбакова ушла в минус. “Проигрыш меня не расстраивает. Для меня это игра”, — говорит она. Типичная для инвестора-женщины психология!
Самые дальновидные брокерские и инвестиционные компании уже сейчас готовятся к наплыву женщин на фондовый рынок. Для таких клиентов, как Наталья, в компании NetTrader придумали гламурный розовый интерфейс. Если сегодня найдешь подход к женщине, завтра она отдаст тебе самое дорогое, что у нее есть. Деньги.
ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ
В том, что завтра наступит, не сомневаются ни брокеры, ни управляющие паевыми инвестиционными фондами. Деловая активность женщин растет во всем мире. Растет и в России, где на новый виток эмансипации наложилось бурное развитие финансовых рынков. Женщины становятся активными потребителями услуг, рассчитанных на искушенного пользователя. Например, все смелее выходят на рынок коллективных инвестиций.
12% доля женщин среди трейдеров, работающих на ММВБ
* Barber B., Odean T. Boys will be boys: gender, overconfidence, and common
stock investment, quarterly. Journal
of Economics.
Feb. 2001.
“В начале 2000-х гг. основную массу пайщиков наших фондов составляли бизнесмены и белые воротнички”, — говорит руководитель бизнеса коллективных инвестиций ФК “Уралсиб” Александра Водовозова. Среднестатистический инвестор выглядел так: 40-летний житель Москвы или Санкт-Петербурга с высоким доходом, высшим образованием, полученным на Западе. Женщин среди пайщиков было менее 10%. Ситуация стала меняться пару лет назад. За 2006 г. количество пайщиц фондов “Уралсиба” выросло до 30%. До аналогичного уровня увеличилась женская доля и в других крупных управляющих компаниях. Особым успехом у прекрасного пола пользуется УК БКС — пайщиц в ее фондах аж 43%! Вице-президент БКС Андрей Иванов объясняет это тем, что паи активно покупают инвесторы, работающие в финансовом секторе и торговле, а в этих отраслях всегда трудилось много женщин.
Для управляющих компаний приход инвесторов в юбках — бальзам на душу. Логику объясняет директор отдела дистрибуции УК “Пиоглобал Эссет Менеджмент” Кирилл Волынкин: если женщина за что-то берется, значит, это выверенное, согласованное на семейном совете решение, и это делается так же привычно, “как в магазин сходить”. Клиенты-мужчины более капризны: сильный пол настроен “поиграться”, попробовать что-то новенькое. “Все новое — компьютерные игрушки, бытовую технику, финансовые услуги — тестируют мужчины. А женщины потом ими пользуются, — рассуждает Волынкин. — То же самое с ПИФами: когда начнется перекос в пользу женщин, это будет значить, что у продукта появился нормальный постоянный потребитель”. Причем потребитель, который умеет выжать из продукта гораздо больше, чем первооткрыватели-мужчины. В конце 1990-х Брэд Барбер и Террен Один* из Калифорнийского университета в Дэвисе исследовали поведение инвесторов разного пола. Ученые использовали базу данных по 35 000 счетов, открытых в крупной брокерской фирме. Выяснилось, что женщины систематически переигрывают мужчин. Все дело в том, что мужчины тасовали свои портфели слишком активно, покупая-продавая акции в полтора раза чаще, чем женщины. Для рядового инвестора слишком рьяная торговля — куда худшая стратегия, чем просто купить и держать. По оценке Барбера и Одина, из-за чрезмерной самоуверенности чистый доход инвесторов-мужчин оказывался почти на 1 процентный пункт (п. п.) в год ниже, чем у женщин. Еще отчетливее этот эффект проявлялся, если в выборке оставались только холостяки и незамужние: одинокие мужчины торговали на 67% активнее, чем одинокие женщины, что увеличивало разрыв в чистом годовом доходе почти до 1,5 п. п.
ВСЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН
Пока УК и инвесткомпании только нащупывают подход к женской аудитории, страховщики и банкиры уже вовсю эксплуатируют женский фактор в своем бизнесе.
В феврале Альфа-банк вместе с журналом Cosmopolitan запустил специальный женский продукт — кобрендинговую дебетовую карту. Ее обладательницы получают право на скидки до 15% в магазинах косметики и женской одежды, кафе, салонах красоты, турагентствах, фитнес-клубах и других излюбленных местах женских развлечений. “Женщины — очень привлекательный для банка клиент: они любят и умеют тратить деньги”, — объясняет Сергей Малышев, начальник управления по развитию стратегического партнерства Альфа-банка. Расчет оправдался: план по выпуску “женских” карт перевыполнен более чем в 6 раз.
Альфа-банк вовремя уловил тенденцию. По сведениям “ИМА-консалтинг”, еще в конце 2005 г. больше половины кредиток было выпущено для мужчин. Но уже в 2006 г. женщины перехватили инициативу, причем среди активных пользователей (уже имеющих карту и планирующих открыть еще) их доля достигла 75%. Да и на рынке депозитов женщины выступают весьма уверенно: по данным “ИМА-консалтинг”, ими открыто 56,3% всех банковских депозитов.
Не дремлют и страховщики. В прошлом году РОСНО запустила программу автокаско “РОСНО-Леди”. Если для мужчин-автомобилистов женщина за рулем — источник нескончаемых насмешек, то для страховщиков — нормальная целевая аудитория. По данным РОСНО, к концу прошлого года доля женщин среди столичных водителей достигла 27%. Вопреки расхожему мнению женский стиль вождения страховщиков устраивает больше, чем мужской: компания проанализировала мировой опыт и пришла к выводу, что женщины чаще попадают в аварии, но в более мелкие, с меньшей суммой ущерба.
“Стойки в автосалонах, буклеты — все было гламурненькое, бордовое, — рассказывает Юлия Гадлиба, разрабатывавшая новый продукт в РОСНО. — Я сама видела, как мужчины в салонах набирали эти буклеты для жен”. Гламурное оформление, конечно, не главное — “РОСНО-Леди” включает очень полезную для дам услугу “помощь на дорогах”. Не женское это дело — копаться в заглохшем двигателе, решил страховщик.
Сейчас Гадлиба отвечает за маркетинг и развитие бизнеса в “АльянсРОСНО Управление активами”. Но ПИФы “с женским лицом” если и появятся, то не скоро . Инвестиционные услуги — продукт гораздо более сложный, чем кредиты или страховка.
ЛЕГКОСТЬ НЕОБЫЧАЙНАЯ
Наталья Кирсанова узнала о ПИФах из прессы. Оценив разницу в доходности, сняла деньги с депозита в Сбербанке и отнесла в ПИФ. “Хотелось бы заработать не менее 40% годовых”, — говорит она. На вопросы, куда же она вложилась и от каких бумаг ожидает такого роста, Наталья отвечает после некоторой паузы: “В акции или в облигации — я не помню. Там было пять фишек и еще какая-то штучка”. 33-летняя Наталья работает директором магазина и заочно получает психологическое образование. Активно участвует в экономической жизни страны, что не мешает ей рассуждать о фондовом рынке в терминах “фишек” и “штучек”.
Уровень инвестиционной культуры у населения в целом очень низок, в один голос сетуют управляющие. Женские познания в финансах совсем скромные. “Исходя их наших исследований у мужчин слово "инвестирование" более четко ассоциируется с деньгами, финансовой прибылью. У женщин понимание этого слова очень размыто — например, инвестирование в свое будущее часто понимается и как инвестирование в себя лично: красота, косметология, спортклубы, поездки, шопинг и т. д.”, — говорит директор по маркетингу “ОФГ-Инвест” Анастасия Мельникова. Разрыв в уровне финансовой грамотности между полами характерен не только для России. Свободного времени на самообразование у женщин мало и в других развивающихся и развитых странах.
Недостаток знаний женщины компенсируют более осторожным отношением к своим сбережениям. Это помогает. Наталья, например, при всей своей вере в 40% годовых в ПИФе с депозита в “Сбере” сняла только часть денег. “Особая черта леди-пайщика — пристальное внимание к деталям инвестирования, аналитический подход, кропотливость при первоначальном поиске информации о рынке и его участниках, сдержанность”, — делится наблюдениями руководитель проектов банковского маркетинга и коммуникаций “ИМА-консалтинг” Дмитрий Афонин. “У женщины ярко выраженные критерии выбора УК: доходность, время существования компании, известность бренда. Мужчины обращают больше внимания на личности управляющего и руководителей компании”, — говорит Жанна Андреева, руководитель отдела продаж ИК БКС.
Серьезное препятствие для роста женских инвестиций — более низкий, чем у мужчин, уровень доходов. “Чтобы позволить себе инвестиции, женщинам нужно приложить гораздо больше усилий для повышения своего социального уровня, чем мужчинам”, — говорит Мельникова. Два года назад Росстат провел исследование структуры оплаты труда по основным профессиональным группам на крупных и средних предприятиях. Выяснилось, что женщины зарабатывают в среднем на 36% меньше, чем мужчины на аналогичных постах и с аналогичной квалификацией. “Среди топ-менеджеров эта разница еще выше и в среднем достигает 40%”, — говорит Сергей Новиков, коммерческий директор кадрового агентства “Виват Персонал”. Хотите узнать, как это отражается на инвестициях, — посмотрите гендерную статистику ориентированной на middle-class “Тройки Диалог”.
“Среди клиентов наших ПИФов 69% составляют мужчины, но при этом доля их средств в активах фондов достигает почти 80%. Средний счет у мужчин — 644 000 руб., у женщин — 368 000 руб.”, — говорит вице-президент “Тройки Диалог” Андрей Звездочкин. Причем если среди клиентов со счетами до 200 000 руб. женщин больше трети — 34%, то в группе инвесторов, имеющих на счету от 800 000 руб., — меньше 20%.
С точки зрения управляющих инвестициями, у женщин есть одно неоспоримое преимущество: они меньше зарабатывают, зато дольше живут. В “КИТ Финансе” и “Пиоглобал ЭМ” есть даже соответствующая статистика. Если в возрастных категориях до 30-35 лет большинство пайщиков — мужчины, то на промежутке от 40 до 70 лет больше половины — женщины. По наблюдениям директора по маркетингу УК “КИТ Финанс” Татьяны Бараусовой, женщины получают численный перевес в категории пайщиков старше 35 лет. “Это сложно объяснить заботами о будущей пенсии, — говорит Бараусова. — Скорее они стремятся накопить средства на образование детей”.
В апреле весь мир облетела новость о фрау Ингебор Моц из Германии, которая в 75 лет увлеклась игрой на бирже и за 10 лет заработала почти €1 млн. Наши пенсионерки ничем не хуже — был бы первоначальный капитал. 70-летнюю Ирину Владимировну Чайкову перестали устраивать проценты по депозиту в Сбербанке. “Там все сбережения уходят в минус”, — сердится она. Прочитав в газете о ПИФах, пенсионерка решила снять все свои сбережения — 150 000 руб., разделила их на три равные части и отнесла в паевые фонды. Слова “диверсификация” она не знает, но здравый смысл подсказал — “на всякий случай, чтобы сравнить успехи и уменьшить риски, надо отнести [деньги] в разные компании”. Но вторая из выбранных УК ей не понравилась — консультант ничего не мог объяснить. Тогда Ирина Владимировна разделила все по трем ПИФам понравившейся компании. “Я бывший инженер и совершенно не ориентируюсь в финансах, — скромно оценивает свои способности Ирина Владимировна. — Я посмотрела графики роста рынка и обнаружила закономерности: рост бывает в марте и в конце года. А летом деловая активность падает”. А чего вы ждали от советского инженера старой закалки?
НЕСЛАБЫЙ ПОЛ
11 сентября 2001 г. рухнули не только башни-близнецы, но и биржи всего мира. Заместитель гендиректора ИК “Антанта Капитал” Ирина Хаазе, которая тогда работала трейдером на Франкфуртской бирже, в тот день убедилась, что женская психика справляется с экстремальными ситуациями лучше мужской. “Рынки рушились, народ кричал: "Продаем все, выходим из позиций", — вспоминает Хаазе. — Некоторые мужчины-трейдеры просто смотрели на монитор и не знали, что делать. А у женщин никаких страшных потерь не наблюдалось — они реагировали сразу”.
Женщин-брокеров на Франкфуртской бирже — треть. Для сравнения: среди трейдеров, зарегистрированных на самой активной российской торговой площадке — ММВБ, женщин всего 12%. Да и откуда взяться женщинам-специалистам, если, по наблюдениям брокерских компаний, даже среди любителей биржевой торговли женщин наберется не более 10-15%. Но еще года три назад их можно было по пальцам пересчитать. “До 2003 г. приходили в основном пожилые дамы, которым бумаги достались после приватизации или мужья на них переписали свои акции, — рассказывает Владимир Кубраченко, начальник брокерcкого отдела NetTrader. — Дамы продавали свои бумаги и уходили”.
Сейчас состав клиенток стал куда более пестрым. “Самая немногочисленная группа пытается себя самореализовать с помощью денег, которые дал муж, — рассказывает Хаазе. — Основная часть клиенток — с экономическим, финансовым и математическим образованием, и инвестируют они собственные деньги. Есть бизнесвумен, которые сделали карьеру и хотят попробовать что-то новое”. Дамы все небедные: чтобы нажиться на разницах котировок, надо накупить бумаг не меньше чем на 200 000 — 300 000 руб.
Как и в Америке, женщины в России предпочитают не суетиться на рынке. Активными операциями в течение торговой сессии — day-trading — увлекается сильный пол. “Мало кто из женщин находит время, чтобы неотрывно сидеть и отслеживать позиции. В основном женщины покупают и "высиживают"”, — отмечает Хаазе. Заниматься day-trading мешает женская эмоциональность.
“Женщины не всегда спокойно переносят, если они видят минус на счету. Начинают нервничать, вести себя непредсказуемо: "Закройте, я не хочу больше в этой позиции сидеть", — рассказывает Хаазе. — Большинство женщин просят у своего брокера совета, поддержки. Мужчины принимают решение самостоятельно”.
“Если бумага падает, женщины моментально продают, фиксируют убытки. А мужчины не готовы так легко выходить из позиций, потому что считают, что фиксация убытков подчеркнет их неудачу”, — подтверждает Кубраченко. Он сам старается с женщинами не работать: “Женщина, если бумага идет не в ее сторону, может за 10 минут 5 раз мне позвонить и спросить, что происходит. Мужчина так не поступит никогда”.
Возможно, впрочем, что случай NetTrader непоказателен, ведь, как известно, обычные женщины-инвесторы активной торговлей стараются не злоупотреблять. У Жанны Андреевой из ИК БКС другие наблюдения: “На падающем рынке больше звонят мужчины. У женщин нет времени постоянно следить за рынком: они заняты домом, детьми и могут даже не знать, что рынок упал”.
Выходит, для женщин-инвесторов дефицит свободного времени и неуверенность в своих знаниях — это даже благо. Мешает зря тратить деньги, постоянно тасуя свой инвестиционный портфель.
Статья получена: Клерк.Ру