Не секрет, что интернет в Петербурге развивается стремительными темпами. Каждый месяц в городе появляются десятки новых сайтов, которые представляют собой разные виды он-лайн ресурсов:
•Информационный, он же он-лайн СМИ;
•Интернет-магазин;
•Сервисный проект;
•Корпоративный;
•Промо-сайт;
•Блог
Растет и аудитория интернет-пользователей. На сегодняшний день в Петербурге она достигает отметки 1,5 млн. человек в месяц (по данным TNS Gallup Media). Интернет-аудитория, признанная многими частными и институциональными исследователями, наиболее молодой и активной среди аудиторий других медиа-каналов, привлекает все большее число рекламодателей.
Как следствие, интернет-издатели, то есть те, кто готов предоставить эту аудиторию рекламодателям, действуют на рынке весьма активно.
Сегодня мы рассмотрим структуру рынка веб-издательств, модели получения дохода в интернете, а также посмотрим, какие прогнозы ожидают рассматриваемый рынок в будущем.
Структура рынка. Аудитория интернет-пользователей
По данным исследования Romir Monitoring за 2006 г., количество пользователей интернета в Северо-Западном регионе составляет 12% от общего числа российских интернетчиков, то есть в квартал порядка 2 млн. 880 тыс. жителей Санкт-Петербурга и Северо-Запада появляются в интернете.
Однако по счетчикам LiveInternet, в Санкт-Петербурге не более 1 млн. активных (выходящих в Интернет несколько раз в неделю) пользователей. Степень активности определяется получением информации и новостей из он-лайн СМИ, а не из традиционных, печатных СМИ, совершением покупок в интернете, пользованием поисковыми системами, использованием систем Web Money или Yandex.Деньги. Активные пользователи разделяются по возрастным, социальным, профессиональным факторам, и их интересы в сети именно этими факторами и обусловлены.
По объему интернет-аудитории Петербург занимает второе место после Москвы, в регионах посещаемость значительно ниже, чем в Санкт-Петербурге. Несмотря на скромный по общемировым масштабам объем интернет-аудитории, ни одному интернет-издателю в Петербурге не удалосьполностью ее охватить.
Структура рынка. Интернет-издательства
Крупнейшим интернет-издателем в Петербурге в сегменте общегородских информационных ресурсов является Агентство журналистских расследований (АЖУР), управляющая проектами www.fontanka.ru, www.47news.ru, www.mk-piter.ru. АЖУР принадлежат проекты с рекордной для Северной столицы месячной посещаемостью в 795 тыс. человек. Доля петербургских посетителей составляет примерно 60-65%.
Наиболее полный охват деловой аудитории обеспечила себе компания Bonnier Business Press, которой принадлежат www.dp.ru, www.dpgazeta.ru, www.estateline.ru, www.tender-spb.ru, www.profjob.ru.
Совокупная посещаемость этих проектов по уникальным посетителям составляет около 1,5 млн. человек в месяц, однако, необходимо помнить, что www.dp.ru стал федеральным проектом, существенно снизив количество пользователей из Петербурга. Доля городского трафика по всем проектам составляет не более 45 % (675 тыс. уникальных посетителей в месяц).
Вслед за двумя крупными игроками идут интернет-издательства УК "Медиа Картель", T-Publishing и Издательский дом "Шанс", совокупная посещаемость проектов каждого из которых составляет около 500 тыс. в месяц. Это узкоспециализированные деловые и общегородские ресурсы www.nevastroyka.ru, www.tormozi.ru, www.allcredits.spb.ru, www.allcredits.ru, www.propogodu.spb.ru, www.itnews.spb.ru, www.stockmap.ru, www.cityspb.ru, www.portal.spb.ru, принадлежащие УК «Медиа Картель», а также развлекательные и тематические ресурсы www.kinoafisha.spb.ru, www.gorodovoy.spb.ru, www.spbpogoda.ru, www.adlife.spb.ru, www.kinoafisha.msk.ru, www.mskpogoda.ru, выпускаемые он-лайн издательством TPublishing, и www.chance.ru, принадлежащий ИД "Шанс".
Владелец разноформатных ресурсов (www.rosbalt.ru, www.aksnews.ru, www.kaliningrad-online.ru, strahovkainfo.ru, www.centerestate.ru, www.chance.ru) ИА Росбалт привлекает к своим он-лайн изданиям 155 тыс. уникальных пользователей в месяц.
На данном этапе существует большое количество свободных ниш на рынке, и лидирующую позицию займут те интернет-издательства, которые сумеют эти ниши занять. В обзор вошли те игроки, которые занимают активную позицию, работают над внедрением новых сервисов на уже имеющихся проектах или планируют новые.
Структура рынка. Годовые обороты и инвестиции
Одна из особенностей развития издательских интернет-проектов в Петербурге последнего времени заключается в том, что годовые инвестиции становятся сопоставимы с суммой, необходимой для запуска проекта. Это связано с повышением стоимости услуг разработчиков сайтов, значительными затратами на продвижение сайтов, а также необходимостью содержания полноценной редакции.
Минимальный входной барьер для открытия одного информационного интернет-проекта в зависимости от его сложности составляет 1-1,5 млн. рублей. Такую же сумму необходимо инвестировать в год для развития проекта.
По сравнению со стандартными СМИ, требующими подобных вложений только на один тираж, входной порог для начала бизнеса он-лайн издательства значительно ниже.
Доходы интернет-издательств, которые мы рассмотрим ниже, приведены из расчета стоимости рекламы при общей рекламной загрузке проектов в 70%.
Наиболее ликвидным является лидер рынка - www.fontanka.ru, принадлежащая АЖУР. Доходы агентства составляют около 3-4 млн. рублей в год. Рентабельны проекты Bonnier Business Press, федеральный годовой оборот которых оценивается в 8-10 млн. рублей, однако на региональном уровне составляет не более 1,5-2 млн. рублей. Общий объем инвестиций, который планируется на продвижение проектов в 2007 году, оценивается в 5,5-7 млн. рублей.
УК «Медиа Картель» заявила о размерах инвестиций на следующий год в 5 млн. рублей, инвестиции он-лайн издательства T-Publishing сопоставимы с указанными суммами «Медиа Картеля». Поскольку оба издательства активно развиваются и вкладывают в свои проекты деньги, их доходы в ближайшее время не превысят вложенных инвестиций.
ИА Росбалт и Издательский дом "Шанс" инвестируют по 0,47-0,56 млн. рублей в год с доходностью в 1,4 млн. рублей в год. Согласно данным Экспертного совета Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР), объем рынка медийной интернет-рекламы в России за 2006 год составил 2,8 млрд. рублей.
Таким образом, доля успешных интернет-издательств в Петербурге составляет от 1-1,5 % от общего объема медийной интернет-рекламы. Такой маленький процент от общероссийских объемов объясняется тем, что наибольшие объемы рекламы делают поисковые системы – Яндекс, Google.Ru, Рамблер, Mail.Ru, а также новостные ресурсы Lenta.Ru, Gazeta.Ru, RBC.Ru. Подобных проектов федерального масштаба в Санкт-Петербурге пока не создано.
Интернет-брэнды из Петербурга
Список наиболее успешных интернет-проектов России, созданных в Санкт-Петербурге.
Subscribe.ru
Сервис почтовых рассылок
Владелец брэнда: ЗАО «Интернет-Проекты»
Основание проекта: январь 1998 года
Основные конкуренты: Рассылки@Mail.ru
Крупнейшая служба почтовых рассылок в российском интернете появилась на свет в здании Вычислительного центра Октябрьской железной дороги 28 января 1998 года. Создателями проекта Citycat.ru, из которого и вышел Subscribe.ru, были Павел Яковлев и Георгий Киселев. Сегодня в проекте продолжает работать только Яковлев — он занимает должность технического директора.
Спустя полтора года после запуска Subscribe.ru было основано ЗАО «Интернет-Проекты», основным продуктом которой до сих пор является сервис рассылок. В 2001 году в состав акционеров компании вошли венчурные Российский технологический фонд и Nordic Russian Management Company. А за несколько дней до подготовки этого материала стало известно, что оба фонда продали свои акции ЗАО «Интернет-Проекты». По мнению экспертов, с приходом нового инвестора начнется модернизация неумолимо устаревающего сервиса. Ни сумма сделки, ни имя покупателя не разглашаются, однако нам известно, что оценка компании такова, что стоимость оставшихся долей у учредителей — физических лиц — выражается семизначными цифрами.
Сегодня Subscribe.ru — это более 4 миллионов подписчиков и почти 40 тысяч рассылок. Проекты, которые могут похвастаться большим охватом аудитории в российском сегменте интернета, можно сосчитать на пальцах одной руки. Сервисом, появившимся в Санкт-Петербурге, сегодня пользуются люди со всех континентов и, конечно, из всех регионов России.
Translate.ru
Бесплатный онлайн-переводчик
Владелец брэнда: ООО «Промт»
Основание проекта: 1998 год
Основные конкуренты: отсутствуют
Бесплатный онлайн-переводчик Translate.ru был запущен питерской компанией «Промт» в 1998 году. Главной целью проекта была демонстрация возможностей платного переводчика; тогда был доступен только англо-русский и русско-английский переводы простого текста, а поддержку сайта обеспечивал всего один человек. Однако уже в 1999 году, несмотря на полное отсутствие каких-либо усилий по продвижению, посещаемость сайта достигла 10 тысяч человек в сутки, что позволило сервису стать самостоятельной бизнес-единицей, приносящей определенный доход.
С тех пор и популярность, и функциональные возможности Translate.ru неуклонно росли. С 2001 года посетители проекта получили возможность переводить не только простой текст, но и целые веб-страницы, а также электронную почту. Сегодня посещаемость сайта в рабочий день составляет чуть менее 100 тысяч человек, а возможности перевода расширились до 24 языковых направлений.
На сегодняшний день создатель Translate.ru — компания «Промт» — наряду с американскими Systran и Transparent Language считается лидером среди разработчиков технологий машинного перевода европейских языков. Translate.ru, один из наиболее популярных онлайн-сервисов перевода в мире, поддерживают около десяти человек.
Dp.ru
Деловой портал с географическим таргетингом
Владелец брэнда: ЗАО «Бонниер Бизнес Пресс»
Основание проекта в нынешнем виде — 2004 год
Основные конкуренты: похоже, все деловые Интернет-СМИ страны
Dp.ru — относительно молодой петербургский интернет-брэнд; однако нам он кажется одним из наиболее перспективных. Сайт Dp.ru появился в интернете еще 10 лет назад, но с 1997 по 2004 год по этому адресу находилась электронная версия бумажного «Делового Петербурга».
В 2004 году шведы («Деловой Петербург» принадлежит шведскому семейному бизнесу Bonnier Group) начали разработку нового делового интернет-портала — Bonnier.ru. Однако в какой-то момент (по слухам, из-за изменений в руководящем составе компании) концепция проекта претерпела небольшие изменения. Разработка Bonnier.ru была приостановлена, а в конце 2004 года на свет появился нынешний Dp.ru. «Обкатав» бизнес-модель портала деловых новостей на Петербурге, в апреле 2006 года Bonnier Business Press открыл проект для Москвы, а в начале этого года — для Краснодара. Уже сейчас руководители BBP выбирают регион для дальнейшей экспансии. По информации интернет-журнала «Мой бизнес», в ближайшем будущем Dp.ru откроет свои представительства в Челябинске или Казани.
Нецензурщина, Масяня, 3D и немного сервисов: еще 5 интернет-проектов из Петербурга, покоривших Россию
Udaff.com — отвязный развлекательный проект, основанный петербуржцем Дмитрием Соколинским, бывшим работником радиостанции «Европа Плюс». Апологет нецензурщины и пошлятины рунета ежедневно посещают около 30 тысяч человек.
Mult.ru — родина нашумевшей Масяни, которую нарисовал питерский аниматор Олег Куваев. Масяня уже не так популярна, Куваев уже не работает в ООО «Мульт.ру», однако Mult.ru так и останется настоящим питерским Интернет-брэндом.
RLE.ru — крупнейшая российская баннерообменная сеть, которую знает любой веб-мастер. Брэнд принадлежит группе компаний «Internest», которая также развивает популярную систему управления интернет-рекламой AdRiver.
Render.ru — узкоспециализированный ресурс для любителей и профессионалов 3D-индустрии. Сайт, основанный Станиславом Сваричевским, вырос в одноименную студию, которая была продана австрийским партнерам. По информации интернет-журнала «Мой бизнес», сумма сделки превысила миллион долларов.
HotLog.ru — один из самых популярных сервисов интернет-статистики для разработчиков сайтов, принадлежит петербургской студии ООО «Анк.ру». Надо полагать, название студии происходит от инициалов ее создателя — Андрея Кузьмина.
По материалам интернет-буржуя Андрей Рябых и Олега Пунцелева (Интернет-журнал "Мой бизнес").
Статья получена: www.SeoNews.ru