Битва пивоваренных компаний за перспективный сегмент дешевого пива набирает обороты: вслед за «Балтикой», начавшей с апреля этого года разливать бренд «Арсенальное» в ПЭТ-тару 2,5 л, компания SUN Interbrew сообщила о начале производства пива в новой 5-литровой упаковке. Эксперты считают, что пиво в такой упаковке будет пользоваться спросом у покупателей, а участники рынка называют увеличение объемов тары негативной тенденцией для всей пивной отрасли.
Специфика рынка напитков заключается в том, что на него легко выводить новые продукты и внедрять инновации. Вывод на рынок такого продукта может стимулировать конкурентов к аналогичным шагам. |
По данным «Бизнес Аналитики», доля пива в ПЭТ-таре в объемном выражении выросла с 22% в 2001 году до 42,7% в 2005-м.
Причем производство пива за этот период увеличилось на 40% — с 636,3 млн до 892 млн дал. По итогам прошлого года соотношение продаж основных видов пивной тары — ПЭТ и стекло — было практически равным (42—44% у ПЭТ и столько же у стеклотары). По мнению экспертов, доля ПЭТ продолжит расти, однако вряд ли превысит долю стеклотары даже на 2—3%.
Когда «Балтика» начала производство «Арсенального» в ПЭТ-таре объемом 2,5 л, руководство компании объяснило это «тенденцией, диктуемой рынком». Вчера компания SUN Interbrew заявила, что будет разливать свои марки «Толстяк» и BagBier в ПЭТ-упаковку емкостью 5 л. Обе марки находятся в дешевом ценовом сегменте. Как сказал РБК daily менеджер по связям со СМИ SUN Interbrew Алексей Шавензов, пока пиво в новой упаковке будет производиться только на омском предприятии пивоваренной компании, однако продавать его планируется по всей России. Стоимость одной бутылки составит около 100 руб.
То, что SUN Interbrew намерена производить пиво в новой упаковке только на омском предприятии, по мнению аналитиков, вполне понятно. «В Сибири потребление дешевого пива растет быстрее в силу более низкого уровня жизни по сравнению, например, с Москвой», — сказала РБК daily аналитик «Тройки Диалог» Виктория Гранкина. При этом прогнозировать, насколько хорошо приживется новая упаковка на рынке, г-жа Гранкина пока не берется.
Наталья Мильчакова из брокерского дома «Открытие» уверена, что проект станет успешным: «Со стороны потребителей он будет востребован, так как удобнее покупать пиво в большой упаковке, чтобы его потребляло большее количество людей». По ее мнению, новый продукт может укрепить конкурентные позиции SUN Interbrew, так как ранее компания делала ставку преимущественно на лицензионный и премиальный сегменты.
Аналитики полагают, что вслед за SUN Interbrew и другие производители пива могут заняться выпуском продукции в 5-литровой упаковке. «Специфика рынка напитков заключается в том, что на него легко выводить новые продукты и внедрять инновации, — говорит г-жа Мильчакова. — Вывод на рынок такого продукта может стимулировать конкурентов к аналогичным шагам. Но если компания раньше других заняла соответствующую нишу, она с большой вероятностью будет иметь там конкурентные преимущества».
Сами участники рынка этого и опасаются: инновация SUN Interbrew может вынудить отрасль идти по тому же пути, что в конечном счете приведет к негативным последствиям. «Следуя примеру SUN Interbrew, другие пивоваренные компании тем самым могут дискредитировать отрасль. Поскольку в таких тарах будут продаваться самые дешевые сорта, будет снижаться маржинальность всего бизнеса», — заявили РБК daily в одной из крупных пивоваренных компаний. С этим согласна и г-жа Гранкина из «Тройки Диалог": «Увлечение пивоваренных компаний выпуском пива в ПЭТ-упаковке заметно сказывается на их маржинальности уже сегодня: она могла быть выше на несколько процентов, если бы не такой рост продаж в низкоценовом сегменте».