Конец и начало года традиционно считают временем подведения итогов и временем новых прогнозов. Аналитики, следящие за hi-tech рынком, в канун Нового года заявили, что исследуемая ими сфера нуждается в кардинальных переменах.
Главная опасность перепроизводство, и единственный выход при таких обстоятельствах прекратить заваливать витрины новыми устройствами, приборами и приспособлениями.
Скорость и объёмы производства таковы, что в среднем появляется около десятка новых устройств в день, причем ни один производитель толком не может сказать, что потребитель будет делать с уже имеющимися товарами, выпущенными под одним брэндом, и каковы, собственно, недостатки и преимущества новинок, запущенных в производство в 2001 году.
Обвал рынка в 2001 году, спад продаж, постоянное усовершенствование технологий на фоне недостаточной ориентации на потребителя означает, что компании, которые надеются выжить в 2002 году, должны более тщательно изучать спрос.
В 2002 году рынок технологий будет развиваться не революционно, а эволюционно, то есть улучшаться и модернизироваться будут уже существующие модели. Modus operandi преимущественно прежний.
Портативные MP3-плееры станут меньшее, но "вместительнее", сотовые телефоны всё больше будут напоминать карманные компьютеры, телевизоры станут больше и дешевле, а изображение чётче и лучше, чем предоставляемое биологическим зрением.
Карманные компьютеры и сотовые телефоны будут заимствовать функции друг друга, кроме того, в ближайшее время и в том, и в другом устройстве всё чаще будет встречаться новая функция возможность беспроводного доступа в Интернет. Да и сами возможности беспроводного доступа в Сеть станут гораздо менее ограниченными.
Некоторые компании постепенно придут в себя после резкого спада продаж в 2001 году речь идёт, прежде всего, о производителях сотовых телефонов и карманных компьютеров.
Обращает внимание ещё одна тенденция: люди устали удивляться супер-сверх-гипер-интегрированным устройствам. Реальному потребителю нужны полезные "технологические приборы", несложные в обращении, обладающие не всем спектром экзотических функций, а удовлетворяющие хотя бы "естественные нужды".
Анализ рынка показывает, что успех продаж зависит не от количества функций, хотя многие корпораций до сих питают иллюзии, что будущее за холодильниками с доступом в Интернет и карманными компьютерами-телефонами.
Потребители, конечно, всё ещё проявляют некоторый интерес к подобного рода устройствам, однако компаний, специализирующихся исключительно на "банальных", но качественных приборах, предназначенных "только" для прослушивания музыки или "всего лишь" для замораживания продуктов, всё больше.
Многие проекты устройств-гибридов оказались просто провальными: "видео-двойка" так и не стала техно-сенсацией, кроме того, этот гибрид, не успев подрасти, быстро перешёл в разряд архаики, неспособной к модификациям. Поговаривают, что появившиеся DVD-устройства к середине 2002 года вытеснят его с рынка.
Другой коммерческий провал 2001 года "домашние серверы" (home media servers), соединяющие компьютеры, электронные устройства и домашнюю технику. Большинство потребителей посчитало их слишком сложными в обращении и непомерно дорогими. Кроме того, называть их предметом первой необходимости пока рановато.
Новые "хай-тек" продукты выявили ещё одну интересную психологическую особенность: мысль о том, что ты приобретаешь устройство, сложное в обращении и нуждающееся в настройке-установке, оказывается, пугает "среднестатистического потребителя".
А возрастная группа, лояльная к новинкам рынка и легко экспериментирующая с "технофетишами", в большинстве своём не обладает финансами, чтобы приобретать подобные приспособления.
Выходит, с одной стороны, развитие технологий опережает психологическую готовность так называемого массового потребителя пользоваться новым товаром. С другой, в 2001 году производители завалили hi-tech-рынок экзотичными предметами, в функциональности которых можно усомниться.
Так, некоторые скептики считают, что часы, совмещающие функцию плеера, такие как Casio's MP3 Audio Wrist Watch, могут заинтересовать разве что коллекционера.
Производители Web-приставок Sony's eVilla и 3Com's Audrey также вынуждены были признать поражение. Эксперты справедливо заметили, что Web-приставки пока вообще не могут стать достойными конкурентами ПК в качестве основного средства доступа в Интернет из-за стоимости и небольшого набора выполняемых функций. Компании Netpliance и Virgin Entertainment даже прекратили в 2001 году производство Web-приставок. Аналитики считают, что это временно сданные позиции.
Ещё одна любопытная ситуация сложилась на рынке видеокамер. В 2001 году производители всех типов цифровых камер участвовали в гонке по улучшению разрешающей способности. Большинство из них преодолели барьер в 4-5 мегапикселей. Теперь осталось сделать товар мало-мальски доступным всё для того же среднестатистического покупателя.
Понятное дело, проблемы с покупательским спросом не остановят разработчиков от создания видеокамер с доступом в Интернет и электронным почтовым сервисом. Однако, цифровые камеры по-прежнему занимают нишу элитных товаров.
| ||
Продажи DVD-плееров выросли в 2001 году на 8-10%, достигнув показателя свыше $95 миллиардов.
В целом, сбыт цифровых телевизоров и домашних кинотеатров резко вырос в 2001, и эта тенденция будет наблюдаться и в 2002 году человек открывает для себя новое качество звука и изображения.
| ||
Здесь вновь можно процитировать психологов, которые считают, что человек тянется к развлечениям, ради которых можно не покидать пределы дома. Устройства, пробуждающие в нас "человека играющего" обречены на коммерческий успех.
Среди высокотехнологичных новинок, которые практически никак не фигурировали на рынке в 2001 году, но попытаются вновь завоевать рынок, называют Web tablets, интерактивное TV и персональные видеозаписывающие цифровые устройства.
| ||
Выходит, в 2002 году серьёзных потрясений потребителя не ожидает просто хорошее станет лучшим. С другой стороны, если кризисы и катаклизмы не прогнозируются, это ещё не значит, что мы не встретимся с ними.
Статья получена: Membrana.ru