Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бизнес идеи » Клиента надо удивлять. Чем аналитики российских инвестиционных банков отличаются от западных коллег

 

Клиента надо удивлять. Чем аналитики российских инвестиционных банков отличаются от западных коллег

 

 

Эрик Крауз, ныне управляющий директор компании Anyatta Capital — инвестиционного советника фонда Nikitsky Russia, начинал свою российскую карьеру инвестиционным аналитиком. Он знаменит в узких кругах, и не только тем, что в 2001 г. был уволен из «НИКойла» вскоре после того, как в отчете для клиентов обозвал топ-менеджеров «Сибнефти» бандитами, а в 2005 г. в другом отчете рассуждал об успешном лондонском IPO «Связьинвеста» (это была опечатка; имелась в виду АФК «Система»). Крауз — в каком-то смысле олицетворение аналитической вольницы, сохранившейся в России вопреки мировым тенденциям.

загрузка...

 

 

Клиента надо удивлять. Чем аналитики российских инвестиционных банков отличаются от западных коллег

Годовой бюджет аналитического отдела в крупном российском банке может составлять $5—7 млн.

Многие на рынке сползали под стол от хохота, читая фирменные отчеты Крауза из серии «Истина и красота (и российские финансы)". В них полюбившиеся аналитику акции урановых компаний «взлетают, как летучая мышь, вырвавшаяся из преисподней» или просто «растут, не ведая стыда». «Однажды, давным-давно, ваш покорный слуга воображал себя недурственным поэтом, — писал Крауз в примечании к одному из этих отчетов. — Если бы он только пожелал продолжить свой низкооплачиваемый поиск вечных истин, ничто бы его не остановило». Поэт в России — больше, чем поэт. И аналитик тоже не просто бухгалтер и финансовый прогнозист: он — лицо своей фирмы, генератор свежих идей, автор красивых текстов. Звезда, если повезет. В то время как в Нью-Йорке и Лондоне от аналитиков требуется все больше технической работы, к тому же за меньшие деньги, чем раньше, у нас звезд балуют и переманивают друг у друга, чтобы ненароком не ушли в управляющие. Ведь ярких личностей вечно не хватает. А собственно рекомендации по ценным бумагам — часто скорее бонус, чем суть работы.

Требуются аналитики

С конца октября ИК «Ренессанс Капитал» временно прекратила анализ электроэнергетических компаний России и Украины и отозвала все свои рекомендации по ним. Официальная причина — пересмотр должностных обязанностей в аналитическом департаменте: банк решил усилить команду, анализирующую нефтегазовый сектор. Александр Бурганский, отвечавший за энергетику, теперь переключился на топливные компании, оставив родной сектор как раз в момент, когда в нем начинаются громкие IPO — полным ходом идет реформа РАО ЕЭС. Зачем Бурганского «пересадили»? Ведь нефть и газ в «Ренессансе» ведет Адам Ландес, которого Thomson Extel Surveys в этом году включила в пятерку лучших российских аналитиков. Бурганский, не вошедший в первую десятку этого авторитетного рэнкинга, отвечает дипломатично: «Нефтегазовый сектор растет очень быстрыми темпами и является более приоритетным направлением для нашей компании и наших клиентов. Сначала я буду заниматься сильно регулируемыми компаниями, такими как "Газпром". Далее начну покрывать все остальные».

Однако на рынке не сомневаются: Ландес собирается уйти и Бурганский просто принимает дела. Сам Ландес эту информацию комментировать отказался: «Когда придет время, мы обо всем сообщим».

Неужели для того, чтобы не оставлять без внимания важнейший в России сектор, такому крупному инвестбанку, как «Ренессанс», приходится жертвовать регулярным покрытием электроэнергетики? Похоже, что так. Компания обещает возобновить обзоры энергокомпаний, как только будет найден новый аналитик. А подыскать его не так-то просто. «О том, что дефицит аналитиков большой, напрямую говорят растущие компенсационные пакеты. Люди с небольшим опытом и знаниями переманиваются из банка в банк на неразумные и нелогичные деньги», — говорит директор аналитического департамента «Атона» Стивен Дашевский, номер два в последнем рэнкинге Thomson Extel.

По словам директора по исследованиям Альфа-банка Рональда Смита, годовой бюджет аналитического отдела в крупном российском банке может составлять $5—7 млн. «Хороший старший аналитик, который знает, о чем говорит, может стоить банку $100 000—200 000 в год плюс бонусы в размере 100—200% от этой зарплаты», — говорит Смит. Бывает и больше — до $1,5 млн в год.

То есть компенсация аналитиков в Москве почти такая же, как на Уолл-стрит, где, по данным Bloomberg Markets, типичный годовой доход старшего аналитика упал с $1 млн в 2000 г. до $600 000 в 2006-м. На сайте любой крупной российской инвесткомпании можно найти объявление о вакансии аналитика. «На каждые 10 мест можно подобрать 6—7 квалифицированных людей», — говорит Смит. И это при том, что команды, в которых вакансии открыты, небольшие: в Альфа-банке 18 аналитиков, в «Атоне» — 17. Для сравнения: у Citigroup в Америке 300 аналитиков.

И ладно бы пул, из которого черпают кадры московские банки, увеличивался. Но он лишь сужается. Если в прошлогоднем рэнкинге Thomson Extel было 69 фамилий, в этом году их уже 53. Куда деваются старшие аналитики, не секрет. Пятый в прошлогоднем списке Пол Коллисон из UBS создал свой инвестфонд. Такие возможности есть не только у лидеров рэнкинга — номер 57-й, Тимоти Маккачен из «Атона», стал партнером в компании, которая привлекает инвесторов в разработку российских месторождений золота и других драгоценных металлов. Ушел в управляющие и деливший с ним 57-ю позицию Джеймс Фенкнер из «Тройки Диалог». Вот и Крауз, которого многие коллеги считают маргиналом, сейчас больше не аналитик, а профессиональный инвестор.

На 180 градусов

Когда заметный, «рейтинговый» старший аналитик покидает банк и на его место приходит новая звезда, отношение банка к тем или иным бумагам может резко измениться. И перемена эта не всегда будет полезной для инвесторов. В марте 2002 г. в «Тройку Диалог» пришел новый старший аналитик по нефти и газу Стив Аллен и радикально пересмотрел оценки шести крупнейших компаний. Отчетность ЛУКОЙЛа вызвала у него подозрения, в результате чего справедливая цена акций компании была понижена на 40%. Соответственно, и рекомендация изменилась с «продавать» на «держать». До Аллена «Тройка» рекомендовала покупать «Сибнефть» — новый аналитик советовал избавляться от нее просто потому, что с начала года акции этой компании выросли на 140%. «Я не могу объяснить столь бурный рост, поэтому предлагаю продавать», — писал Аллен. После выхода его обзора 26 марта акции «Сибнефти» в первый же час торгов упали на 5,2%: у аналитического отдела «Тройки» серьезная репутация на рынке. Как выяснилось, гораздо более серьезная, чем доводы Аллена против «Сибнефти": до конца апреля бумага выросла на 19,7%.

В «Тройке» не любят вспоминать эту историю. «Аллен недолго у нас проработал. Детали комментировать не буду, но с уходом аналитика рекомендации всегда пересматриваются», — только и говорит исполнительный директор компании Жак Дер Мегредичян.

На место Коллисона в UBS заступил Каха Кикнавелидзе из той же «Тройки» — и тут же взялся пересматривать рекомендации. Коллисон советовал продавать привилегированные акции «Транснефти», а они назло ему росли — за июнь 2005 г. на 6,1%. «С нашим приходом UBS стал иначе смотреть на "Транснефть", — говорит Кикнавелидзе. — Мы считаем, что акции "Транснефти" имеют потенциал роста и не являются только дивидендным инструментом, так что мы поменяли рекомендацию на "покупать"". Изменение произошло 1 июля 2005 г., и Кикнавелидзе оказался прав — за июль префы трубопроводной монополии подорожали на 9%.

Как зажигаются звёзды

Резкие изменения рекомендаций на новом месте работы и вообще острые ходы — для аналитика способ поднять личную капитализацию. «На Западе, где аналитику платят деньги за точность прогнозов и рекомендаций, звездой становится аналитик, которому доверяют, — говорит глава российского офиса Morgan Stanley Райр Симонян. — В России же аналитики грешат тем, что в погоне за звездностью и цитируемостью, то есть за имиджевой составляющей, забывают о содержательной части». Это — взгляд инвестбанкира. Из исследовательского управления все видится несколько иначе. Вот Алексей Моисеев из «Ренессанс Капитала» в 2006 г. «взломал чарт» — с 51-го места в рэнкинге Thomson Extel переместился на 5-е. Моисеев наделал шума в начале года, предсказав резкую ревальвацию рубля — до 25 за доллар к этой осени. Рубль укреплялся медленнее, но отчеты Моисеева были написаны так изящно и убедительно, что личный рейтинг экономиста «Ренессанса» не мог не подняться. Ведь рэнкинг — единственный авторитетный на нашем рынке — составляется путем опроса самих же аналитиков и управляющих активами, которые сперва называют известных им людей, а затем оценивают их по трем критериям: качество обслуживания клиентов, уровень общения с ними и глубина погружения в тему. «Для клиентов самое главное, чтобы аналитик постоянно генерировал свежие идеи, чтобы метод и подход его были уникальны даже при сравнительно небольшом количестве имеющейся у него информации, — говорит глава Thomson Extel Стив Келли. — Клиенту главное, чтобы аналитик был не умен, а гибок — смотрел на вещи под другим углом, нежели все остальные». Аналитики чувствуют, по какому критерию их оценивают. Смит из Альфа-банка будто договорился с Келли — формулирует почти так же: «Именно эффектные свежие идеи и создают репутацию аналитику. В них — ключевое отличие звезды от простого аналитика».

По словам Дашевского, от места в рэнкинге зависят востребованность и компенсация аналитика. То есть звездой — а значит, в чем-то смельчаком и экстремалом — быть выгодно. А вот это Келли уже не совсем понимает: странная, говорит, тенденция на развивающихся рынках — модно быть звездой, которая требует неадекватного вознаграждения. Вот в Европе и Америке сейчас все по-другому. Четыре года назад была пара десятков «супергероев» — но многие из них были повержены в прах в результате расследования, которое провел на Уолл-стрит прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер. Выяснилось, что аналитики своими рекомендациями помогали банкам, в которых работали, манипулировать рынком — за это и получали огромные деньги. Теперь с конфликтами интересов борются на нескольких уровнях. Инвестбанки стараются как можно строже отделить свои аналитические отделы от собственно рыночных подразделений. А британский регулятор рынка ценных бумаг, FSA, задумался о пересмотре системы комиссий, которые фонды платят управляющим компаниям. Со следующего года в целях повышения прозрачности инвесторам будут сообщать, какая часть их денег идет на брокерские услуги, а какая — на ту же аналитику. Как если бы управляющая компания ПИФов «Тройки Диалог» покупала исследования у аналитического департамента этой компании и отчитывалась перед пайщиками, какую сумму на них потратила.

В России же функция исследовательских подразделений такова, что их конкретную ценность для клиентов инвестбанка определить непросто. Дашевский, начинавший в «Атоне» аналитиком в 1998 г. и лишь в 2002 г. возглавивший соответствующее подразделение, объясняет, что аналитика — пересечение четырех профессий: отраслевой экспертизы, бухгалтерии и аудита, трейдинга и — маркетинга. «Аналитик должен быть хорошим артистом разговорного жанра, — говорит Дашевский. — Если он не может донести свои мысли до клиента, его рисерч стоит мало. Имидж — очень важная составляющая в работе аналитика. Цитируемость способствует узнаваемости бренда».

И не только бренда банка, но и личного бренда аналитика. Который не только полезен банку, но также опасен для него. Растут расходы на штат, возникает риск потерять человека вместе с целым сектором, случаются и скандалы, как с Алленом и «Сибнефтью». В «Тройке» сейчас делают вполне западную ставку на коллективизм. «За нашими рекомендациями всегда стоит больше, чем один человек, — говорит сменивший Фенкнера на должности главы департамента исследований "Тройки" Лори Силлантака. — Это командная работа и наше общее мнение. Мы не зависим от конкретного человека». Силлантака, впрочем, и сам — имя. Он десятый в рэнкинге Thomson Extel, хотя в прошлом году занимал 47-е место. От славы не убежишь. Фондовый поэт Крауз, французский гражданин, считает западное влияние тлетворным для творческой профессии под названием «аналитика». «Большинство из тех, кто покрывает в России, например, нефтяные "голубые фишки", претендуют на предоставление аналитики в западном формате, — неодобрительно говорит он. — Им кажется, что это единственно возможный способ, и все они постоянно ошибаются».

В «авторской» аналитике ошибки тянутся за человеком весь его профессиональный путь. В нынешней «беззвездной» западной системе ответственность принято делить. И это чревато новыми опасностями. В начале следующего года на конгрессе Американской финансовой ассоциации будет представлен любопытный доклад, подготовленный Кристофером Маллоем из Лондонской бизнес-школы, Александром Лунгквистом из Нью-Йоркского университета и Фелисией Марстон из Университета Виргинии. Ученые порылись в самом полном в мире собрании рекомендаций инвестиционных аналитиков — базе данных I/B/E/S. И обнаружили, что самые скандальные советы 1993—2002 гг., авторство которых раньше было указано в базе, теперь оказались анонимными. А самим авторам, говорится в докладе, «подчистка» базы помогла добиться карьерных успехов в 2003—2005 гг. Для аналитика иной раз полезнее побыть анонимом. А как же инвесторы? Как и в старые времена, они должны доверять, но проверять.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Клиента надо удивлять. Чем аналитики российских инвестиционных банков отличаются от западных коллег":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Международные инвестиции: перспективные возможности диверсификации вложений российских коммерческих банков

"Международные банковские операции" № 1 (январь) за 2004 год. А. Нефедов, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики В настоящее время в связи с широким развитием международных экономических связей российские коммерческие банки и инвестиционные компании, располагающие свободными денежными средствами и желающие выгодно их разместить, могут сформировать портфель инвестиций из активов, торгуемых как на отечественном финансовом рынке, так и на фо ...

» Банки и кредиты - 5229 - читать


Международные инвестиции: перспективные возможности диверсификации вложений российских коммерческих банков

"Международные банковские операции" № 1 (январь) за 2004 год. А. Нефедов, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики В настоящее время в связи с широким развитием международных экономических связей российские коммерческие банки и инвестиционные компании, располагающие свободными денежными средствами и желающие выгодно их разместить, могут сформировать портфель инвестиций из активов, торгуемых как на отечественном финансовом рынке, так и на фо ...

» Банки и кредиты - 0 - читать


Проблемы разработки, внедрения и эксплуатации информационных технологий в российских коммерческих банках

Готовчиков И. Ф., к.т.н. Опубликовано в номере:

» Банки и кредиты - 3362 - читать


Мышиная возня вокруг российских государственных банков

Раздел ВнешэкономбанкаВопрос, насколько серьезно относятся в России к давно назревшей банковской реформе, получил в четверг новое освещение. При обсуждении будущего двух государственных институтов российский кабинет министров в результате острых дебатов смог прийти лишь к решению о разделе Внешэкономбанка (ВЭБа), внешнеторгового института, который возник еще во времена монополистической государственной торговли. В течение последних лет ВЭБ, с одной стороны, управлял старыми ...

» Управление и менеджмент - 1552 - читать


Российские коммерческие банки начинают агрессивный прорыв на рынок

В 1998 году, во время российского финансового кризиса, банк "Менатеп" рухнул, и тысячи вкладчиков на много месяцев попали в тяжелое положение. Сегодня его главные владельцы оклеивают Москву плакатами, нацеленными на привлечение вкладчиков в аналогичный банк: "Мечты становятся реальностью, когда мы вместе". Совершая дерзкий рывок на рынок, традиционно неустойчивые российские банки борются за розничных клиентов в надежде оставить в прошлом десятилетие гиперинфляции и банкротст ...

» Управление и менеджмент - 2100 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бизнес идеи » Клиента надо удивлять. Чем аналитики российских инвестиционных банков отличаются от западных коллег

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru