Молодое поколение американцев считает, что карьера в жизни не главное: личная жизнь важнее, выяснили специалисты консалтинговой компании Randstad USA. На молодых российских топ-менеджеров их западные сверстники смотрят с ужасом.
«В моем поколении (старше 60 лет) все, кто был активен в советское время, сумели реализоваться и после перестройки, — отмечает он. — Ведь в те времена многие из моих коллег работали в Академии наук, где можно было всю жизнь сидеть на диване и ничего не делать». Но те, кто активно работал, те кому было больше всех надо, и добились многого, резюмирует Пригожин.
|
Специалисты консалтинговой компании Randstad USA, опросив 3000 работающих американцев, пришли к выводу, что молодое поколение будет делать карьеру иначе, чем предшествующие. Если раньше под успехом подразумевали постоянное расширение ответственности в обмен на повышение статуса и зарплаты, то теперь большинство молодых американцев не стремятся сделать карьеру любой ценой, да и деньги и статус ценят меньше, чем представители старших поколений.
В США принято выделять четыре поколения работающих американцев: люди зрелого возраста (родившиеся до 1945 г.), беби-бумеры (1946—1964), поколение X (1965—1979) и поколение Y (1980—1987). При этом взгляды молодых американцев (поколения Y) резко отличаются от взглядов их предшественников.
Они и зарабатывают не очень много, но при этом не слишком заинтересованы в росте материального благополучия. Гораздо больше их интересует приобретение новых полезных навыков. Так ответили 31% представителей поколения Y, опрошенных в ходе исследования. Остальные поколения не придают этому аспекту столь большого значения. Молодые американцы хотят, чтобы работа приносила им необходимую финансовую самостоятельность и оставляла время для личных интересов, отмечают исследователи. Только 3% молодых американцев стремятся к расширению круга ответственности. Это значительно меньше, чем у предыдущих поколений — поколения Х (8%), беби-бумеров (11%) и зрелых американцев (15%).
Горючая смесь.
В России между поколениями нет четких границ, говорит Станислав Киселев, партнер международной хедхантинговой компании Egon Zehnder. Границы между поколениями в России размыты, соглашается с ним Вера Елисеева, директор управления по работе с персоналом компании «Вимм-Билль-Данн». «Поколения перемешались. Есть очень активные и современные люди старшего возраста, есть очень консервативная молодежь. В числе моих близких коллег и друзей есть люди от 20 до 60 лет. И я не обращаю никакого внимания на их возраст», — говорит Елисеева.
Возможно, все дело в том, что в США смена поколений следовала за важными изменениями в экономике, отмечает Киселев. Например, период с 1945 по 1965 г. можно назвать расцветом американской экономической мощи. В 1965—1980 гг. происходил закат индустриального общества, и акценты сместились в область услуг. А затем в области, связанные с новыми технологиями. «Если в США демографические изменения связаны с экономическими сдвигами, то в России главная движущая сила экономики страны, топливно-энергетический комплекс, — не менялась последние 50 лет», — отмечает Киселев. Поэтому серьезных экономических стимулов для изменения отношения к жизни и работе нет.
Но кое-какие различия все же заметны, отмечает Киселев. Нынешних 50-летних отличает коллективизм, стремление к построению команды и наставничеству. А 30-летние в первую очередь интересуются личным успехом, а команду рассматривают как средство достижения своих личных целей.
Нынешние 20—30-летние россияне стали гораздо спокойнее относиться к карьере и подходят к ее построению более терпеливо и более методично, отмечает Елисеева. Хотя остаются и те, кто стремится к быстрому росту. И те из них, у кого адекватная самооценка, добиваются его. «Западные ровесники с ужасом смотрят на молодых российских директоров», — отмечает она. Потому что карьера в Европе и Америке делается десятилетиями. А у молодых россиян пока есть возможность перескочить несколько этапов развития. «Двое из 10 высших менеджеров „Вимм-Билль-Данна“ моложе 30 лет», — говорит Елисеева.
Однородная масса.
Российские опросы общественного мнения показывают, что молодежь оптимистична и активна, а более старшие поколения во многом утратили свой оптимизм, отмечает Игорь Эйдман, директор по коммуникациям ВЦИОМ. Правда, в России принято использовать другие границы между поколениями, говорит он. „Наш подход скорее арифметический. Он не привязан ни к каким демографическим волнам. Мы выделяем такие возрастные группы: 18—24, 25—34, 35—44, 45—59 и старше 60 лет. Отличия в восприятии жизненного успеха между этими группами, конечно, есть“, — отмечает Эйдман. Пики в восприятии способности влиять на собственный успех приходятся на самое молодое и самое старшее поколение, отмечает он.
Успешные люди есть во всех поколениях, говорит Аркадий Пригожин, директор Школы консультантов по управлению АНХ при правительстве РФ. Их отличают не какие-то возрастные характеристики, а внутренняя мотивация. «В моем поколении (старше 60 лет) все, кто был активен в советское время, сумели реализоваться и после перестройки, — отмечает он. — Ведь в те времена многие из моих коллег работали в Академии наук, где можно было всю жизнь сидеть на диване и ничего не делать». Но те, кто активно работал, те кому было больше всех надо, и добились многого, резюмирует Пригожин.