Поначалу многих клиентов приходилось убеждать в пользе именных салфеток
Салфетки с логотипом заказывают сейчас многие рестораны, кафе, казино, отели. Это модное веяние. Мы его поймали, ухватили и стали развивать. |
Визитки сейчас делает всяк кому не лень. Производителей салфеток в Москве намного меньше.
А ведь на салфетках тоже можно поместить деловую информацию, например название компании, адрес, телефон. А можно изобразить свои ласкательно-уменьшительные прозвища — какие-нибудь «слоник» и «котик», а потом пользоваться этими салфетками все лето на собственной яхте. Именно так поступила одна влюбленная пара — клиенты компании «Па-Пино», лидера российского рынка по производству салфеток с логотипом.
Бумажная сосна
Владелица компании Елена Чубарь пришла в этот бизнес совершенно случайно.
- Я окончила институт имени Мориса Тореза, курс MBA, работала в Samsung, затем в компании, занимавшейся экспортом угля и шахтного оборудования. В 1998 году наша фирма согласилась помочь дружественной компании, решившей заняться производством салфеток. Мы дали им денег, на которые они купили итальянскую линию ценой в $500 тыс. После дефолта компания сошла с орбиты, оставив нам свое оборудование в счет погашения долгов. Мы хотели его продать, но, пока искали покупателя, все постепенно начало восстанавливаться.
Решено было не продавать производство. А большая часть акций в результате досталась Елене, которая и стала генеральным директором новой фирмы.
- До этого у меня в подчинении было максимум 30 человек,- рассказала Елена.- А здесь уже 78, школа оказалась более серьезной.
Название «Па-Пино» фирма получила в честь итальянцев — «пино» означает «сосна», «па» — «бумага». Вместе получается «бумажная сосна». Именно у итальянцев было куплено основное оборудование- они специально приезжали в Россию, чтобы научить работников обращаться с линиями по производству салфеток.
- Когда приезжали итальянцы, все сотрудники выстраивались в цехе — и упаковщица, и гендиректор стояли вместе. Итальянцы были англоговорящими, и я выступала в качестве переводчика.
Что представляет собой современное оборудование для производства салфеток? В начале линии находится устройство, на которое крепится бумага в рулонах, ее «Па-Пино» покупает в Италии и Швейцарии в виде огромных колец — полметра шириной и больше метра в диаметре. Сами кольца сложены в трехметровые упаковки.
- Бывает, что рулон плохо закрепляют, и тогда он падает, бумага мнется, рвется. Хуже всего, когда рулон вклинивается в какую-нибудь расщелину. Такую бумагу мы сразу выкидываем, а в транспортную компанию пишем рекламацию.
Толковых работников даже на такое нехитрое производство найти невероятно трудно. По словам Елены, и хороших управленцев ей не хватает. А лучшими начальниками, по опыту, оказываются женщины: — Они более коммуникабельны, более внимательны к клиентам, ответственны и работоспособны. И, кстати сказать, менее требовательны. А на рабочие специальности берем мужчин.
Если рулон доехал на производство в целости и сохранности, его распаковывают и везут к станку на тележке. Рабочие снимают верхний грязный слой, после чего бумага начинает разматываться и продвигаться по линии. Первым делом на нее наносится логотип. Он может состоять максимум из трех цветов. Затем в бумаге пробиваются дырочки, образующие узоры по краям, после чего она уходит в нарезку- практически готовые салфетки умная машина сама складывает, делит на порции, оборачивает пленкой и получившуюся пачку подает «на выход». Далее продукцию изучают две упаковщицы — они осматривают салфетки и, если все нормально, заклеивают пачку и кладут в коробку.
- Главное,- улыбается Елена,- чтобы упаковщица положила в коробку бумажку со своим номером. Так в случае возникновения претензий у клиента мы сможем определить, какая смена допустила брак.
Черная бумага
Когда в 2000 году компания «Па-Пино» вышла на рынок, салфетки производили в основном старые советские комбинаты.
- Они делали салфетки из дешевого сырья, одного цвета- белого и одного формата — двадцать четвертого (25 х 25 см). Мы же могли производить три европейских формата девяти различных цветов. Вообще, для того чтобы получить цветную салфетку, нужно взять интенсивно окрашенное сырье, причем чем темнее салфетка, тем сырье дороже. Самые дорогие цвета- синий и зеленый.
Недавно компания «Па-Пино» начала делать даже черные салфетки. По словам Елены, именно они смотрятся наиболее аристократично и дорого.
- Первый заказ нам сделало одно столичное казино. Мы выполнили — получилось красиво. А вскоре к нам обратилась сеть ресторанов из Украины — они искали черные салфетки по всей стране, но так и не смогли найти. И мы решили оставить эту позицию в ассортименте.
И все же на российском рынке наибольшей популярностью пользуются классические белые салфетки привычного советского двадцать четвертого формата. Они к тому же самые дешевые.
- Когда мы начинали, большинство москвичей покупали салфетки только для торжественных случаев, а сейчас этот товар повседневно используется почти в каждой семье.
По словам Елены, динамика потребления бумажной продукции в России очень высока. В США бумажных средств гигиены покупается каждый год 26 кг на душу населения, в Европе- 14 кг, в России — всего 4 кг, но наблюдается тенденция к увеличению.
Большинство производителей салфеток делают заодно и туалетную бумагу. От такой тактики компания «Па-Пино» решила сразу отказаться.
- Мы с самого начала хотели делать не просто салфетки, а занять свою нишу,- рассказала Елена.- Салфеток высокого качества на тот момент в России никто не делал. И уж тем более никто не печатал на них логотипы — подобные заказы делались только за границей, откуда приходили через полтора месяца. Потом стали появляться небольшие компании, которые начали печатать логотипы на турецком и израильском оборудовании. У них салфетки одного цвета- белого, так как интенсивно окрашенное сырье для них дорого, формат один, да и скорость низкая. У нас же каждая линия производит 2 тыс. изделий в минуту, поэтому для нас 1 млн штук — это обычный тираж. Такие объемы заказывают, например, авиакомпании.
Макака и герб
Всего полтора года назад на российском рынке появились производители, имеющие аналогичное оборудование.
- У людей стали появляться деньги, возможности кредитования. Но и клиентов прибавилось — салфетки с логотипом заказывают сейчас многие рестораны, кафе, казино, отели. Это модное веяние. Мы его поймали, ухватили и стали развивать. Таким образом, печать салфеток с логотипом — наша уникальная услуга: большим бумажным комбинатам их делать невыгодно, а небольших производителей, имеющих подобное оборудование, мало. Кстати, поначалу многих наших клиентов приходилось убеждать в пользе именных салфеток. Во-первых, не все владельцы ресторанов знают о них — салфетки с логотипом можно использовать не только как средство гигиены, но и как рекламный материал, поместив нужную информацию. Мы работали с рестораторами и через рекламные агентства, и сами к ним ходили. Сейчас уже практически все дорогие рестораны закупают салфетки только с логотипом. Даже фаст-фуды покупают такие, но не у нас — им нужны салфетки качеством пониже.
Ресторанам, не имеющим логотипа, придумать его помогают художники компании.
- Вот клиент попросил изобразить 21-ю «Волгу» в авангардном стиле,- рассказал один из сотрудников компании, показывая мне макет.- Наша художница попыталась, но получился почему-то «ЗИЛ» и надпись «Берегись автомобиля».
Специфика изготовления салфеток с логотипом такова, что нанести рисунок можно только на специальном оборудовании. Были компании, которые пытались выводить изображения методом шелкографии,- сажали человека, который вручную ставил логотип на каждую салфетку. В итоге цена одного изделия была не меньше 50 центов. Позволить себе такие траты мог только самолет президента России. Зато сейчас салфетки с логотипом может заказать практически любая организация и частное лицо- у «Па-Пино» такой товар всего на треть дороже салфетки без логотипа.
Частные клиенты заказывают салфетки себе на день рождения. Очень любят именные бумажные изделия владельцы яхт, а владельцы компаний согласны размещать на салфетках даже портреты клиентов, но с такими заказами пока никто не обращался. Зато был богатый человек, который в преддверии года обезьяны попросил изобразить портрет макаки в тельняшке.
- По просьбе клиента приходилось изображать и герб Российской Федерации. Такой сложный рисунок могут напечатать в Москве всего две-три компании,- рассказывает Елена.- Раньше мы старались и обычные салфетки, поступающие в продажу, чем-нибудь украсить — печатали на них веточки, цветочки. Сейчас перестали — трудоемко и экономически невыгодно.
В настоящее время компания «Па-Пино» решила полностью отказаться от производства салфеток без логотипов, предназначенных для розничной продажи. И это несмотря на то, что сейчас салфетки хорошего качества активно покупает и средний класс.
- Когда мы начинали, почти 100% салфеток уходило в розницу, теперь — 50%, остальное приходится на корпоративных клиентов. В ближайшее время мы планируем совсем уйти из магазинов. Тем более что при работе с сетями возникает много проблем, например с доставкой. У некоторых крупных магазинов нет своих складов, приходится возить им товар несколько раз в неделю, ждать в очереди по пять часов, чтобы этот товар сдать. Получается, что наша служба доставки работает круглосуточно, и при этом каждая машина успевает сделать всего две ходки в сутки.
С ритейлом бывают и вовсе курьезные случаи — магазин разоряется быстрее, чем успевает расплатиться за товар.
- При таких обстоятельствах мы берем товаром- дуршлагами, терками, а потом реализуем, чтобы как-то вернуть деньги. Но не всегда получается, иногда просто раздаем кастрюли сотрудникам.
Старый «Зингер»
Три года назад Елена все-таки решила расширить ассортимент продукции. Но не корысти ради, а во имя прекрасного.
- На одной из европейских выставок я увидела машину, которая меня поразила,- старая швейная машинка «Зингер», только в увеличенном варианте. Я спросила, что это такое,- оказалось, агрегат для изготовления подкладок под чашки.
Елена не пожалела за машину 40 тыс. евро.
- Машина дешевая, только сырье дорогое.
Работает ретро-машина на том же самом сырье, что и линии по производству салфеток. Она разрезает салфеточную бумагу на кружки и наносит на них логотип. Кружки получаются почти такие же, как под пивные бокалы, только мягкие.
Подкладки «Па-Пино» распространяет среди своих клиентов-потребителей салфеток. Многие из них благодаря «Па-Пино» приобщились к цивилизации и подкладки теперь хорошо берут. Уже в ближайшее время компания собирается покупать вторую такую же машину.
Пока подкладки не идут в свободную продажу. По словам Елены, российский покупатель к этому продукту еще не готов. Однако и корпоративных клиентов вполне хватает: ретро-машина работает в три смены, одна линия по производству салфеток- тоже в три, вторая- в две. То есть запас мощности в однусмену пока есть. Каждая линия выдает 2 тыс. салфеток в минуту, машина по производству подкладок — 500 штук.
- Когда мы начинали, работали всего по три часа в день,- рассказала Елена.- Приходилось убеждать покупателя, что наши салфетки ничуть не хуже импортных, а стоят на 20% дешевле. Правда, в последние годы потребитель стал очень лояльно относиться к отечественному производителю во многих сферах деятельности. К тому же у нас, например, есть ряд преимуществ по сравнению с зарубежным производителем: наше производство расположено вМоскве, и каждый покупатель может прийти и проконтролировать процесс.
Производственный процесс посещает каждый пятый корпоративный покупатель. Кто-то смотрит, чтобы в реальном исполнении логотип на салфетке был нужного оттенка, а кто-то, по словам Елены, приходит просто из любопытства.
Салфеточное производство хорошо еще и тем, что сезонность здесь чувствуется мало. А главное неудобство бизнеса в том, что все сырье импортное.
- Бумага импортная, краска импортная, даже пленка для упаковки импортная. Только коробки, куда мы пачки салфеток складываем, отечественные.
И еще отечественные руки. Однако преимущество в цене получается вовсе не за счет дешевизны труда.
- По сравнению с импортным производителем мы экономим на всем, на чем только можно. К тому же ввозить салфетки — то же самое, что воздух ввозить. Может, в будущем начнем делать скатерти с логотипом. Посмотрим через год и шагнем дальше.