Просматривая все четыре части "Легенды о динозавре", автор поймал себя на скорбной мысли, что попытка "внести ясность" с ситуацией вокруг Microsoft желаемых результатов так и не принесла. Беда в том, что в наши дни вокруг Microsoft оказался весь мир.
Во всяком случае, та его часть, для которой слово "компьютер" и сочетание "ай-ти" – не пустой звук, и не нечто абсолютно далёкое и непонятное. А то и страшное.
Все эти статьи были "набиты" в текстовом редакторе Microsoft Word 2002, в операционной системе Windows XP, информация добывалась при помощи браузеров Internet Explorer и Opera 6.04 для Windows.
Хорошо ли это? Правильно ли?
В мире немало людей, которые считают, что нет. И даже пытаются с этим как-то бороться. Бесконечная череда скандалов, исков, судебных препирательств, которые почти без перерыва продолжаются вот уже уже более десяти лет.
С 1997 года тянется антимонопольный процесс, которым конкуренты Microsoft воспользовались, или, по крайней мере, попытались воспользоваться, чтобы свести счёты. Но за что? За то, что не смогли сориентироваться вовремя? За то, что их специалисты по маркетингу оказались менее прыткими и сноровистыми, нежели у Microsoft, а руководство не умело построить "бизнес со скоростью мысли"?
| ||
Нет никаких гарантий, что при случае её конкуренты не поступили бы точно так же.
Тезис о том, что софта без дыр не бывает, скорей всего, верен. Помнится, зимой Oracle начал мощную рекламную акцию "Unbreakable", посвящённую выходу новых программных продуктов.
Unbreakable переводится как "неуязвимый" или "небьющийся". В обоих случаях сразу понятно, что это очередной выпад известно в чей адрес.
Так вот, глава Oracle Ларри Эллисон во всеуслышание объявил, что свалить сайт его компании Oracle.com не удастся никому.
Хакеры с рёвом бросились ломать... Один за другим все получали отлуп, причём по очень простой причине: большинство этих Бильбо Сумниксов решили, что Oracle.com действует на базе продукции Microsoft, и пытались "свалить" его, эксплуатируя известные дыры Windows NT. А сайт Oracle функционировал на базе юниксового Oracle 9i Application Server.
| ||
Складывается впечатление, что Microsoft даже по уязвимостям установила некий "стандарт".
На самом деле, главная, если не единственная, проблема, связанная с положением Microsoft в современном мире, – это проблема чрезмерного "всеобщего признания".
Если бы программисты Microsoft действительно были такими уж неумелыми, какими их принято считать, Windows пользовалось бы куда меньшее количество народу, потому что все проблемы с помощью маркетинговых акций решить не удастся никогда.
С другой стороны, если бы "Окошки" действительно были "небьющимися", они были бы ещё дороже, чем ныне, и их бы ждала судьба практически всего добротного, стильного, красивого и надёжного – верхний ценовой класс...
Но вместо этого, сначала DOS, а потом Windows оказались наиболее подходящими недорогими и удобными операционными системами, а дальше инерция... Разумеется, активно подстёгиваемая рекламой и новыми разработками, иногда более, иногда менее удачными.
| ||
И в этом – причина всех этих безумных вирусных эпидемий. Пока владельцы Wintel-компьютеров матерятся по поводу очередного выпада Klez'а, и спешат известить своих друзей, что, дескать, "возможно, от меня распространяется вирус", "макинтошники" отвечают, что, дескать, не переживай, твой вирус, даже если он у тебя и есть, мне ничего не сделает.
Естественно, потому что, как уже сказано, вирусы пишутся под самые популярные продукты для максимального распространения.
Соответственно, большинство вирусов пишется под одну и ту же платформу, один и тот же программный продукт. Вина ли это, и если да, то чья?
Как минимум не только программистов и рекламщиков Microsoft. Просто работает та же самая зловещая привычка рядовых пользователей и тех, кто принимает решение в коммерческих компаниях, использовать привычное. "Лопать, что дают". Привык к чему-то одному – и всё.
Windows оказались простыми и наглядными – и ещё как минимум на ближайшие несколько лет этой операционной системе, какой бы плохой или хорошей она ни была, обеспечено доминирующее положение на персональных компьютерах.
И ведь были альтернативные варианты DOS. И все сходятся на том, что неплохие перспективы были, а вернее, могли бы быть у OS/2, буть маркетологи IBM поумнее.
IBM не могла пожаловаться на слабость своей марки ни тогда, ни сейчас. Но маркетинговая политика Microsoft оказалось более умелой. К тому же сказалась привычка к одному брэнду.
Так, спрашивается, кто допустил, что "динозавр" стал "динозавром"?
Да, конечно, у рядовых пользователей существует печальная необходимость экономить время на всём, на чём только возможно, чтобы тратить это самое время на работу.
| ||
Такие "глобальные потрясения" занимают (в зависимости от квалификации "учителей" и гибкости ума "учеников") от нескольких дней до нескольких недель. Некоторые компании готовы пойти на это, некоторые нет.
Некоторые готовы пожертвовать несколькими днями ради того, чтобы установить в компании какую-нибудь программную продукцию понадёжнее, и далее терять меньше на сбоях и связанных с этим простоях.
Другие не считают это необходимым или сомневаются, что альтернативный вариант окажется лучше. И вторых большинство.
А отдельные пользователи будут работать на том, на чём сами привыкли, или на том, чем пользуются все вокруг, потому что необходимости осваивать что-то ещё нет, как нет времени и особого желания.
Ошибки программистов Microsoft обходятся миру в несколько раз дороже именно потому, что их некому было увидеть вовремя (код наглухо закрыт), и из-за колоссального распространения продукции, которая, как и любая другая, не безупречна. И её монопольного положения. А её монопольное положение вызвано, опять-таки, тем самым "всеобщим признанием"…
Обвинять во всём Microsoft нет смысла. Корпорация является тем, чем она является топчущим всех динозавром, или всепроникающей газовой субстанции. Но то, что этот бесконечный судебный процесс против Microsoft уж хотя бы начался, это уже благо: если разрастающейся компании вовремя не поставить антимонопольный барьер, то необходимо хотя бы потом принять какие-то меры, чтобы ограничить дальнейший рост и всепроникновение монополиста.
| ||
И вот, в 2000 году в России запрещено использование Microsoft Windows в военных учреждениях, немецкий бундесвер отказался от Windows, в американских военных ведомствах идёт яростная схватка. И суды, самым знаменитым из которых является, понятное дело, тот, что происходит в США.
Увы, мы пока не знаем, чем он закончится, этот процесс. Судья Колин Коллар-Котелли будет решать, что есть благо для общества, а что вред. Из тех 30 тысяч писем, две трети содержали брань в адрес Microsoft.
И в это же время, по статистике самой Microsoft, за прошедшие после выпуска Windows XP полгода каждую секунду в мире продавалось по две копии новой операционной системы.
И ещё: отметим, что все наиболее популярные ныне операционные системы от Windows 98 до Windows XP были разработаны именно на фоне этого пресловутого процесса.
Вопрос: а что делать? Если вообще тут можно и нужно что-то делать?
Возможно, дальнейшее прозвучит идеалистично, но единственным выходом из сложившейся ситуации видится улучшение системы образования, а точнее, её информационно-технологического сектора. Детям и подросткам преодолеть "комплекс бухгалтера" легче по определению. И они, наверное, должны знать не только, с чего начинать работу с Windows и набивать текст в Word, но и ориентироваться в других программах и операционных системах.
И тогда, возможно, хотя бы и через довольно продолжительное время, но монополизм Microsoft пошатнётся. Настолько, насколько его не сумеют пошатнуть никакие суды и рекламно-компрометационные кампании.
Только вряд ли что-то такое произойдёт в ближайшее время... Потому что это мало кому нужно.
Статья получена: Membrana.ru