Сегодня шесть крупнейших российских электронных ритейлеров — «Эльдорадо», «Евросеть», «М. Видео», «Связной», «Техносила» и «Мир» — планируют выступить с совместным заявлением против одного из крупнейших производителей электроники — Panasonic.
Одним из главных героев совместной пресс-конференции российских ритейлеров станет плазменный телевизор Panasonic TH 42 PA 60, который стоит в Media Markt на $500 дешевле, чем у них самих Фото: Юрий Мартьянов, «Коммерсантъ». |
Ритейлеры считают, что Panasonic установил беспрецедентно низкие отпускные цены на некоторые позиции для немецкой сети Media Markt, вышедшей на российский рынок в начале декабря. Вчера «Эльдорадо», «Евросеть», «М.
Видео», «Связной», «Техносила» и «Мир» сообщили о том, что сегодня намерены провести пресс-конференцию, где руководители этих компаний выступят «с официальным заявлением».
Представители всех шести компаний, в том числе и два участника пресс-конференции, рассказали Ъ, что на мероприятии ритейлеры планируют осудить действия Panasonic, который установил беспрецедентно низкие отпускные цены сети Media Markt, открывшей свои первые два магазина в России в конце прошлой недели. «Большая часть продукции под этим брэндом реализуется в Media Markt по ценам ниже минимальных, которые сам же Panasonic указывает в договорах с сетями»,- говорит один из собеседников Ъ. Например, плазменный телевизор Panasonic TH 42 PA 60 стоит в Media Markt 33 333 руб. (около $1,27 тыс.), в то же время в остальных сетях эта модель стоит не менее $1,7—1,8 тыс. Это совпадает и с информацией, размещенной на сайте Media Markt.
Руководители двух сетей говорят, что ритейлеры могут приостановить продажу товаров Panasonic. «Окончательное решение будет принято до пресс-конференции»,- уточнили они. От официальных комментариев представители всех этих сетей отказались, сославшись на договоренность не обсуждать этот вопрос до пресс-конференции. В российском Media Markt называют претензии российских ритейлеров необоснованными. «Я не знаю, в чем суть договоров Panasonic с другими ритейлерами. Но мы были бы сумасшедшими, если бы допустили контрабандную продукцию в магазины»,- заявил Ъ гендиректор ООО «Медиа Маркт — Сатурн» Збигнев Здулечны. Получить комментарии Panasonic вчера вечером не удалось: рабочий день в компании заканчивается в 17.30.
Примеры отказа розничных сетей от продукции некоторых вендоров в России уже были. Так, «Евросеть» приостанавливала продажу продукции Nokia и Samsung. Если российские ритейлеры выполнят обещание, Panasonic может лишиться на неопределенное время своих основных каналов сбыта, говорит исполнительный директор дистрибуторской компании «Арконада» Евгений Тимофеев. «Например, в сетях 'М. Видео', 'Техносила', 'Мир' сегмент дорогой аппаратуры представлен достаточно хорошо, и они смогут с легкостью заменить Panasonic другими марками, например Sony». По данным MOST Marketing, на российском рынке доля Panasonic в сегменте DECT-телефонов составляет сейчас около 40%, в сегменте цифровых фотоаппаратов — 8%. Компания контролирует около 5% рынка кинескопных и жидкокриталлических телевизоров. Продажи Panasonic в России в этом году составят порядка $410 млн, причем почти половину этой суммы ($200 млн) принесут телевизоры, оценивает управляющий партнер компании MOST Marketing Виктор Ларионов. Он считает, что возможный запрет может «стоить» Panasonic примерно $180—190 млн продаж в год. Евгений Тимофеев считает действия сетей «политическим шагом": «Это сигнал остальным поставщикам, что цены для всех должны быть сопоставимыми».
Это не первая акция российских ритейлеров против Media Markt. В преддверии выхода сети на рынок «Эльдорадо» объявил о рестайлинге своей сети в красно-белые цвета Media Markt. В результате немецкому ритейлеру в России пришлось сменить фирменную расцветку на малиново-белую. После запуска рекламной кампании Media Markt со слоганом «Номер один в Европе» в «Эльдорадо» запустили идентичную акцию с девизом «Номер один в России». А 2 декабря перед зданием ТЦ «Рамстор Капитолий», в котором открылся Media Markt, промоутеры раздавали рекламные буклеты «Эльдорадо», «М. Видео» и «Техносилы». Похожим образом вели себя и продуктовые ритейлеры, когда в Москве открывался первый магазин Metro (см. справку). И в ряде случаев торговцам удавалось добиться от поставщиков более выгодных для себя условий.
Гендиректор сети «Эксперт» Кирилл Новиков называет действия своих конкурентов «истерикой». «Крупнейшие российские ритейлеры, имеющие магазины почти в каждой российской 'деревне', мягко говоря, испугались конкуренции с двумя московскими магазинами Media Markt. Покупатель видит, как наши сети в панике раздают листовки, и только укрепляется в мнении, что пришел в Media Markt не зря. В итоге маркетинговая активность российских игроков лишь поможет продвижению сети».