Увидев в открывшихся 2 декабря первых российских магазинах германской сети Media Markt необычно дешевые плазменные телевизоры Panasonic, российские торговцы бытовой техникой были вне себя от возмущения. И, забыв о конкуренции между собой, "Эльдорадо", "М. видео", "Связной", "Техносила", "Мир" и "Евросеть" принялись обвинять поставщика плазменных панелей — Matsushita — в подрыве их бизнеса и поощрении серого импорта. Они даже объявили японцам бойкот.
Вряд ли совмеcтные действия российских конкурентов помешают экспансии Media Markt, которая объявила, что цены в ее магазинах будут до 40% ниже, чем у любой другой сети.
|
Ультиматум не был подкреплен ни одним документом с таможни или, скажем, актом об изъятии милицией незаконно ввезенной японской техники. Как тут не сделать очевидный вывод: российские ритейлеры просто пытаются принудить поставщиков быть пожестче с новым сильным игроком. Подобная тактика уже однажды приносила успех "аборигенам" — правда, лишь относительный. Пять лет назад, когда объявила о выходе на российский рынок сеть Metro Cash & Carry (сеть дискаунтеров Media Markt / Saturn, кстати, тоже входит в Metro Group). Тогда "Перекресток", "Седьмой континент" и "Копейка" пригрозили бойкотом отечественным поставщикам, если те дадут слишком большие скидки "западному агрессору". Поставщики, помнится, уступили. А что толку? Metro и без суперскидок быстро оказалась в тройке лидеров рынка.
Вряд ли совмеcтные действия российских конкурентов помешают и экспансии Media Markt, которая объявила, что цены в ее магазинах будут до 40% ниже, чем у любой другой сети. Правда, такие скидки Media Markt дает лишь на так называемые индикаторные позиции. Вышеупомянутые панели Panasonic TH42PA60E действительно стоили вызывающе мало — на 15 000—17 000 руб. дешевле, чем у конкурентов. А вот телевизоры Toshiba 37 WL66 R стоили дороже, чем, например, в "М. видео", — 59 999 руб. против 54 890 руб.
"У нас иная бизнес-модель, чем у российских сетей", — объясняет генеральный директор OOO "Медиа-Маркт-Сатурн" Збигнев Здулечны. Каждый из магазинов сам выстраивает ассортиментную матрицу и управляет ценообразованием. Вполне может быть, что Мedia Мarkt на проспекте Вернадского в дальнейшем решит поражать посетителей низкими ценами на утюги, а тот, что на улице Правобережной, — на телефоны. Другое преимущество — площадь магазинов и широта ассортимента. В Мedia Мarkt на Вернадского на 8000 м2 выставлено 45 000 наименований. Для сравнения, гипермаркеты электроники "Это" имеют площадь 5000 м2, в них представлено до 30 000 наименований товаров. Вы куда бы предпочли поехать в выходные?
Но российским сетям, похоже, не до подобных нюансов. "Надо помогать отечественному ритейлу. Во всем мире национальные сети — предмет для гордости", — говорил на пресс-конференции вице-президент "М. видео" Александр Зайонц. Но помогать чем? Платить за те же товары больше? Вот еще! "Почему, когда мы открываем три новых магазина, это не вызывает такого ажиотажа, как два немецких?" — вторил коллеге из "М. видео" президент и владелец "Эльдорадо" Игорь Яковлев. Так, может, с рекламой у российских ритейлеров что-то не то?
"Эльдорадо" приступила к активным действиям еще за неделю до открытия Media Markt. По городу ездили грузовички с рекламой, сообщающей о 50-процентной скидке в связи с наступающим днем рождения компании. 2 декабря они курсировали на подъездах к Media Markt. Но народ все равно валом валил к немцам.
Для российской шестерки Media Markt страшнее, чем Metro для владельцев супермаркетов. Вся первая десятка торговых сетей не занимает и 10% розничного продуктового рынка России (в 2005 г. он составил $141 млрд). Есть еще куда расти, не сталкиваясь лбами. А рынок техники примерно $26 млрд, он стагнирует, и конкуренция на нем куда жестче. На долю шести крупнейших сетей приходится более половины всех продаж. Media Markt, конечно же, доставит им немало хлопот. Но было бы странно думать, что кому-то из российских потребителей это может не понравиться.