Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бизнес идеи » Нестандарт Менделеева. Введение седьмой водочной монополии в России приведет лишь к переделу рынка

 

Нестандарт Менделеева. Введение седьмой водочной монополии в России приведет лишь к переделу рынка

 

 

Судя по тому, как проходило вчера обсуждение животрепещущего алкогольного вопроса депутатами-единороссами, в скором времени в Россию вернется государственная водочная монополия. Госмонополия на производство и оборот алкоголя не раз вводилась в самых разных странах. Она существует в 18 штатах США, в скандинавских странах, до недавнего времени существовала и в Германии. Неоднократно вводилась в России. Цели при этом преследуются различные.

загрузка...

 

 

В России исторически они, как правило, были фискальными.

Нестандарт Менделеева. Введение седьмой водочной монополии в России приведет лишь к переделу рынка

Присутствие в продаже непригодного к питью алкоголя — проблема не устройства рынка, а качества работы контролирующих государственных органов
Фото: Павел Смертин «Коммерсантъ».

Первая русская водочная монополия была введена в 1474 году Иваном III, а при Иване Грозном открылись «царевы кабаки». Эта монополия продержалась до Смутного времени. Вторую монополию ввели при царе Алексее Михайловиче. Третья монополия пришлась на ранние годы правления Петра I. Но в итоге царь-реформатор счел, что выгоднее ввести свободу винокурения, обложив его сложной системой налогов. В середине XVIII века винокурение объявляется дворянской монополией — кроме помещиков, гнать водку могла только казна.

Очередная оптовая монополия (при сохранении частной розницы) вводилась в 1819 году, на смену ей приходят эксперименты с откупами и акцизами. Последняя, шестая монополия была введена в 1894 году и, по сути, продержалась до 1992 года. На протяжении этого времени (включая и советский период) водка оставалась одним из важных источников пополнения казны. Поэтому введение госмонополии или замена ее откупами и акцизами зависели от того, какой способ казался оптимальным с этой точки зрения. Но монополию вводят не только ради пополнения бюджета. С XIX века филантропически настроенные представители элит в разных странах все больше внимания уделяли проблеме пьянства среди простого народа. Начинается борьба с дешевым алкоголем. В США штаты получили право самостоятельно регулировать продажу алкоголя в 1933 году, после отмены «сухого закона». В Швеции и Финляндии госмонополии были введены в 1945 году. Но в этих случаях почти всегда вводилась монополия не только на оптовую, но и на розничную продажу — лишь таким образом можно регулировать уровень доступности алкоголя. Так дело обстоит в Швеции и Финляндии. В США из 18 штатов, где существует госмонополия, в 13 она включает и розничную торговлю. Госкомпании-монополисты могут устанавливать высокие розничные цены, ограничивать число и часы работы магазинов, размещать их в малодоступных местах.

Действенна ли подобная тактика — вопрос отдельный. Раньше считалось, что она позволяет снизить потребление алкоголя примерно на 20%. Но новейшие исследования указывают, что скорее происходит вытеснение крепких напитков вином и пивом, а общий объем изменяется незначительно. Однако цель создаваемой в России седьмой монополии состоит не в сокращении потребления алкоголя, а в пресечении торговли некачественной или вовсе не предназначенной для употребления внутрь продукцией. Примеры, когда монополию вводили бы для решения этой проблемы, найти трудно. И это неудивительно: присутствие в продаже не предназначенных для питья жидкостей никак не связано с тем, кому принадлежат водочные заводы. Это проблема не организации рынка, а работы контролирующих государственных органов.

Впрочем, в 1894 году при введении шестой монополии правительство также ссылалось на стремление ввести единый, «менделеевский» стандарт качества водки. Результатом стало строительство 350 казенных спиртных заводов (в их число входит и нынешний «Кристалл»), водочные доходы обеспечивали треть бюджета, а ее потребление возросло до шести литров на человека. Тогда же, считают филологи, родилось и слово «самогон». Седьмая российская монополия будет нестандартной не только по своим целям, но и по форме. По мнению главы думского комитета по экономполитике и предпринимательству Евгения Федорова, «целесообразно» было бы предоставить исключительное право на производство спирта госкомпаниям и предприятиям, где государству принадлежит контрольный пакет. То есть государство намерено контролировать не оборот алкоголя, а производство спирта, причем при помощи участия в акционерном капитале. В результате госсектор российской экономики прирастет еще одной «стратегической отраслью», вероятно, несколько снизятся бюджетные поступления (у государства как собственника и сборщика налогов возникает явный конфликт интересов), зато повысится уровень монополизации алкогольного рынка. Но самое интересное — ответственность за то, какого качества спирт окажется в конце концов в бутылках, будет лежать на тех же самых контролирующих органах, на которых она лежит и сегодня.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Нестандарт Менделеева. Введение седьмой водочной монополии в России приведет лишь к переделу рынка":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Сорок шагов к финансовому тоталитаризму или Что нас ждет в случае введения в России 40 новых рекомендаций FATF

В стане силовиков, которых все должны бояться, намечается пополнение. Новым серьезным игроком на силовом рынке может стать ранее ничем не проявивший себя Комитет по финансовому мониторингу (КФМ), учрежденный в конце 2001 года назад в ответ на требования международных организаций политического давления (вроде FATF, OECD и пр.) о создании в России специального органа по борьбе с отмыванием денег. За последние два года КФМ так и не удалось превратиться в реальную силовую струк ...

» Юриспруденция и Право - 2056 - читать


На плаву Россию удерживает лишь море нефти

Цена на нефть регулярно переваливает за 70 долларов за баррель, и хор голосов, предупреждающих о негативном воздействии этого обстоятельства на экономический рост, день ото дня становится все громче. По оценке Международного валютного фонда, возросшие цены на нефть-сырец отчасти виновны в падении на 0,8% глобального экономического производства в этом году. Хотя рост цен на энергоносители, несомненно, окажется тормозом для большей части глобальной экономики, с Россией, вторы ...

» Управление и менеджмент - 1367 - читать


Nemiroff сам займётся продажами. Водочная компания открывает торговые дома в России

Украинский производитель водки Nemiroff решил укрепить свои позиции на российском алкогольном рынке. Как сообщили РБК daily в компании, в конце октября — начале ноября этого года Nemiroff откроет торговые дома на базе логистических площадок в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Екатеринбурге. По мнению аналитиков, наличие собственных торговых домов позволит компании на 10—

» Управление и менеджмент - 1868 - читать


Попытки России обаять ЕС на энергетических рынках не убеждают скептиков

Как-то, после недавнего саммита Россия-ЕС, Владимир Путин сравнил свою страну с мальчиком, у которого есть конфетка. "Во двор вышел, конфетку держишь – тебе говорят: "Дай конфетку". В потный кулачок зажал: "А ты мне что?". "Конфетка" – это обширные нефтегазовые резервы России, которые Путин использует для закрепления за своей страной особой геополитической роли. В следующие несколько недель Россия объявит о двух важных энергетических сделках, которые отчасти совпа ...

» Управление и менеджмент - 1481 - читать


Россия бросает вызов монополии США на спутниковую навигацию

Может быть, дни "холодной войны" и миновали, но сегодня Россия и США схватились в другой битве – научно-технической, в связи с монополией США на спутниковую навигацию. По заявлениям Москвы, к концу текущего года Роскосмос планирует вывести на орбиту восемь навигационных спутников – одно из завершающих звеньев собственной навигационной системы России, которая называется ГЛОНАСС – "Глобальная навигационная спутниковая система". Ожидается, что система начнет дей ...

» Управление и менеджмент - 2174 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бизнес идеи » Нестандарт Менделеева. Введение седьмой водочной монополии в России приведет лишь к переделу рынка

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru