Практически ровно через 90 лет с момента гибели "Титаника" на "дно" погружается частная фирма, обладающая эксклюзивными правами на подъём вещей и ценностей с корабля. Компания нынче на грани банкротства. Как же так?
Прежде чем искать ответы на этот вопрос, отметим, что "Титаник" и всё с ним связанное до сих пор вызывает у людей жгучий интерес. Казалось бы, всё понятно, но интерес-то подогревается.
Если это не делается специально, то же выходит почти случайно.
Примеры искусственного подогрева: В апреле 2003 года Джеймс Камерон (James Cameron) представит публике трёхмерный документальный фильм о "Титанике" под названием "Ghosts of the Abyss" ("Призраки бездны"). Его будут показывать в сверхсовременных кинотеатрах IMAX.
А следом в мае 2003 года, как пишет Guardian, в лондонском музее науки (Science Museum, London) откроется выставка "Titanic: The Artefact Exhibition".
| ||
В октябре 2002 года появились сведения, что из-за разного рода трудностей компания готова отказаться от своих исключительных прав на исследование "Титаника" и поднятые с него вещи, данных ей в 1994 году по решению федерального суда Норфолка.
Но с осени 2002-го процедура расставания была перенесена на конец января 2003 года, а потом и на более поздний, до конца не определённый срок.
| ||
Но давайте же, однако, по порядку. RMS Titanic начала "спасать" с корабля всевозможные предметы через два года после того, как судно было обнаружено исследовательской экспедицией, то есть с 1987-го.
С тех самых пор RMS Titanic отправлялась к затонувшему кораблю шесть раз, подняв со дна более 6 тысяч разных предметов и затратив на эти экспедиции на глубину более 3,5 тысяч метров, по меньшей мере, $11 миллионов.
Что компания делала с подводными сокровищами? Да, вроде как главным образом показывала на выставках в университетах и музеях. Разве что уголь распродавала в подарочных коробках и в виде украшений.
| ||
Проблемы появились ещё в 1999-м, когда в управленческой структуре фирмы произошёл переворот новое руководство обвинило прежнее в мошенничестве и неумелом распоряжении деньгами с экспонатами.
Началась экономическая и юридическая суматоха, не закончившаяся, как пишут СМИ, по сей день: к примеру, судебные слушания по иску бывшего вице-президента назначены на апрель, готовятся предъявить иск и акционеры-диссиденты, которым RMS Titanic готовит встречный.
Как написано всё в том же финансовом отчёте, "судебные процессы, в которые вовлечена компания, вселяют неуверенность относительно будущего и перспектив развития. Если компании не удастся найти дополнительные источники дохода, придётся прибегнуть к возможностям защиты в рамках Федерального закона о банкротстве".
Понятно, что акции опустились ниже плинтуса. Да, кстати, в 2002 году Ричмондский апелляционный суд постановил, что RMS Titanic не является собственником поднятых с корабля предметов, а лишь отвечает за их сохранность, то есть, по сути, считается опекуном.
| ||
И вот притом, что, начиная с 2000 года, RMS Titanic ни разу больше не ныряла в воды Атлантики, вокруг фирмы ещё и сгущаются тучи в виде неприятия общественности. Главные противники RMS заявляют, что "Титаник" должен остаться действующим кладбищем для 1,5 тысяч человек, а рыться на корабле кощунство и мародёрство.
На это фирма отвечает, что необычайно важно сохранить эти исторические экспонаты от разрушения, не отдавать их на растерзание подводным микроорганизмам. Вместо этого выставки, которые являются данью памяти погибшим, не зарастает народная тропа.
Впрочем, людям, подозревающим RMS в корыстных помыслах, она отвечает прямо противоположное, дескать, нет у этих вещей ценности никакой: ни исторической, ни, тем более, материальной. Прежнее ли руководство так говорило, нынешнее ли глаголит так уже не важно, компания не раз вляпывалась в малоприятные истории.
Взять хотя бы ту, что недавно, в феврале 2003-го, напомнило издание Daily Trojan:
| ||
Спустя много лет, Хэйсмен получила письмо от RMS Titanic, которая хотела вернуть ей золотые часы отца те, что были на нём, когда он умер. Любой приличный человек отдал бы часы просто так, но вместо этого компания предложила Хэйсмен купить их за $20 тысяч.
Женщина, понятное дело, возмутилась, а история попала в газеты. После долгого позорного сражения RMS предложила Хэйсмен взять часы себе, но с возвратом дали, так сказать, взаймы.
Вскоре после этого, женщина умерла, а представители компании тут же позвонили родственникам и попросили часы назад. Вот такая сволота.
Начав в этом духе, Daily Trojan задаётся вопросом: чем продажа вещей с "Титаника" лучше, по сравнению с торговлей на eBay обломками шаттла Columbia или башен WTC?
Или если даже не обломки, а сувениры они ничуть не лучше это то же самое, что "сделанный со вкусом игрушечный челнок Columbia со сменными термическими плитками и съёмными крыльями".
На самом деле, обвинения Daily Trojan в бесстыдстве имеют под собой некоторые основания:
Оказывается, в феврале 2003 года в лос-анджелесском Центре науки RMS устроила вечеринку "Gala voyage, with iceberg" ("Праздничный рейс с айсбергом"), где кинозвёзды и политические деятели "весело пили за жертв бедствия 1912 года".
Компания даже наняла актёра, играющего капитана Смита, который сказал гостям: "Сегодня вечером можете не волноваться о калориях, потому что мы тонем!"
| ||
Эксперты полагают, что RMS может продать свои "авторские права" на "Титаник" их должны раскупить, как горячие пирожки.
Если же дойдёт до банкротства, то тут возможны и другие варианты: от агрессивного захвата до возврата к идее с кладбищем. Последнее представляется наименее вероятным с учётом культурно-массовых мероприятий, о которых мы упомянули вначале статьи.
В итоге мы имеем пресловутое "как вы яхту назовёте", некоторое, возможно, мистическое совпадение судеб и ряд моральных вопросов, касающихся владения "плодами" громких катастроф в будущем.
Статья получена: Membrana.ru