Менеджеры, владеющие искусством управления проектами, — большая редкость. К тому же сами работодатели не всегда понимают суть этой позиции. Одна компания, готовящаяся к выходу на региональные рынки, как-то заказала нам поиск директора по маркетингу. Описание поставленных перед ним задач больше подходило для менеджера проекта: создать для экспансии сплоченную команду, выстроить работу по формализованным критериям и добиться доминирования компании на региональных рынках.
Мои попытки убедить собственников, что им нужен не столько профессионал в маркетинге, сколько человек с навыками руководителя проекта, наталкивались на стену непонимания.
Они считали, что им достаточно нанять сотрудника, владеющего маркетинговыми инструментами. А остальную часть задач — управление стоимостью, человеческими ресурсами, рисками региональной экспансии — смогут решить другие функциональные директора.
На деле оказалось, что менеджеры, грамотные каждый в своей области, начали действовать в проекте как лебедь, рак и щука. В результате выход компании в регионы растянулся на несколько лет. Этот пример мы теперь используем, чтобы убедить других клиентов подходить к решению подобных задач как к проекту.
Управление проектами сильно отличается от управления процессами и, соответственно, требует совершенно разных компетенций. Сама компания должна подготовиться к появлению в ней нового проектного менеджера. Прежде чем начинать дорогостоящий и сложный поиск профессионала, определите, каковы цели и результаты проекта, в чем его необходимость, какие ресурсы нужно привлечь извне, а какие можно задействовать, используя внутренний потенциал компании. Рассмотрите все три параметра “проектного треугольника” (содержание, время, стоимость), которые приходится учитывать при согласовании разнообразных требований проекта; определите, какие стандарты и процедуры следует соблюдать. Тогда работа проект-менеджера будет целенаправленной, одновременно всеобъемлющей и точечной. В итоге обе стороны выиграют от успешного яркого “выстрела”, полученного на завершающем этапе реализации проекта.
Руководители проектов, как правило, — динамичные активные личности с повышенным уровнем адреналина. Профессиональные менеджеры проектов обычно претендуют на более высокие гонорары, чем их коллеги узкой специализации. Будьте готовы к их материальным требованиям, которые являются компенсацией за бешеный темп в работе и огромные риски.
Интересно, что многие прирожденные менеджеры проектов сами не осознают себя таковыми. Если вы уже занимаете высокую позицию и при этом наибольшее удовольствие получаете от запуска новых направлений, начинаете скучать, когда все налажено, — у вас есть как минимум задатки проект-менеджера. Не дайте им пропасть: вас ждут большие дела.