По темпам развития франчайзингового бизнеса Россия вышла на одно из первых мест в мире. Количество франчайзеров ежегодно удваивается. Но настоящий бум еще впереди — в стране работает около 300 франчайзеров, а, к примеру, в США — в 5 раз больше. Так что наступило хорошее время для развития бизнеса в формате франчайзинга.
![]() Автор — Нина Семина руководитель департамента развития франчайзинга консалтинговой компании «Магазин готового бизнеса Deloshop».
|
Наибольшего развития достиг у нас франчайзинг в сфере общественного питания, особенно в секторе fast food (27% от общего количества франчайзеров), и розничной торговле (свыше 30%). Основным франчайзинговым оператором в сфере общепита является «Росинтер» с марками Il Patio (только в Москве и Подмосковье у них около 15 франчайзи), «Планета Суши» (11 предприятий). В непродовольственном ритейле в число лидеров входят Sela, «Гота», а в продовольственном — «Копейка», которая имеет 13 франчайзинговых магазинов и еще 10 готовит сейчас к открытию.
Не столь быстро пока развивается перспективная сфера услуг. Но и здесь есть хорошие примеры — сеть процедурных кабинетов «Ин Витро», турагентство «Велл». Немногочисленны пока производственные франшизы. Спрос на них превышает предложение. Одна из немногих компаний — «Мастерфайбр».
Интересно, что российских франчайзинговых концепций в стране больше, чем международных. Более того, наши франчайзеры начали выходить на международный рынок. Первая «Якитория» открылась в Лондоне, а «Планета Суши» и TGI Friday’s — в Праге.
Франчайзинг — эффективная модель для быстрой экспансии. Его плюсы в сравнении с самостоятельным расширением бизнеса:
- меньше финансовые и трудовые затраты;
- снижаются риски;
- вы освобождены от оперативного управления;
- для регионов, в которых не воспринимают «чужаков», партнерство с местными франчайзи часто является оптимальной схемой.
Конечно, есть и минусы. Вам необходимо кропотливо строить отношения с большим количеством партнеров — независимых предпринимателей. Существуют сложности контроля их деятельности. Вам не так просто прекратить отношения с партнером, который не следует правилам системы. А его плохая работа может повредить репутации бренда в целом. Непросто сохранить конфиденциальность коммерческой информации. Наконец, существует вероятность выхода из системы некоторых важных партнеров.
Успешную франшизу можно создать только на основе концепции, которая уже работает, доказала свою успешность и является прибыльной. Партнеров-франчайзи могут привлечь торговая марка, заслужившая репутацию у потребителей, бизнес, отличающийся уникальностью.
Процесс разработки франшизы занимает не меньше шести месяцев. Вам придется определиться с пилотным предприятием, на основе которого будут прописаны бизнес-процессы. Конечно, все их предстоит стандартизировать, чтобы добиться одинакового качества товаров или услуг во всех точках. Навыки работы в бизнесе должны быть не слишком трудными для усвоения партнерами. В международной практике считается: если франчайзи нельзя обучить за три месяца, у фирмы будут трудности. Наконец, бизнес-концепция должна быть легко приспосабливаемой к особенностям разных регионов. Хорошо, если франчайзер попробовал работать во многих городах и апробировал несколько форматов — в огромной России доходы и вкусы потребителей порой сильно различаются.
Разработка франшизы требует участия многих специалистов. Целесообразно для формирования франчайзингового пакета привлечь консалтинговую фирму.