52-летний Карлос Гон получает две зарплаты. Одну — за руководство Nissan, другую — за руководство Renault. Многие считают его мелочным и придирчивым деспотом, но ему удалось стать самым авторитетным менеджером в автомобильном мире.
Получив диплом инженера в Париже, Гон пришел работать в компанию Michelin, где быстро вышел на руководящие позиции. В 1996 г.
он стал заместителем генерального директора Renault. |
Приехав в сентябре на завод Renault во Франции, генеральный директор компании Карлос Гон напомнил менеджерам, что к 2009 г. концерн обязан увеличить размер прибыли на 50%. "Обязан — это сильно сказано. Ведь обстановка изменилась", — возразил один из менеджеров, подразумевая массовые сокращения в начале года. "Мы не ставим целью увольнять, — оборвал его Гон, который считает первоочередной задачей увеличение прибыли. — Или менеджмент добьется нужных показателей, или сам лишится работы. Это касается всех, в том числе и меня".
За последние месяцы Гон дал серию интервью, в которых вырисовывается авторитарный руководитель, вникающий во все мелочи — от дизайна машин и рекламных кампаний до составления инструкций для менеджеров и чистоты производственных помещений. Он проводит анонимные опросы среди работников компании, чтобы оценить качество управления предприятиями. Даже музыку для выступлений выбирает сам — на трибуну в последнее время Гон поднимается исключительно под звуки композиции Right Here, Right Now в исполнении Fatboy Slim. Став несколько лет назад гендиректором японской Nissan, он провел ее блестящую реформу. Его заслуги признала даже британская королева Елизавета, пожаловав рыцарский титул за вклад Nissan в экономику Британского королевства.
В прошлом году Гон взвалил на свои плечи еще одну работу на расстоянии семи часовых поясов от Японии — возглавил французский концерн Renault, который состоит в альянсе с Nissan (Renault и Nissan владеют частью акций друг друга).
Путь наверх
В этом году Гону исполнилось 52 года. Француз ливанского происхождения, родившийся в Бразилии, Гон свободно говорит на четырех языках: английском, французском, португальском и арабском. Он руководит компаниями, которые представлены в 100 странах мира. По объединенным показателям группа Renault-Nissan находится на четвертом месте в рейтинге крупнейших автомобильных концернов мира.
Детство Гона прошло в бразильском Порту-Велью и ливанском Бейруте. Именно там в нем проснулась страсть к машинам — он мог отличить марки машин по одному только звуку клаксона. Получив диплом инженера в Париже, Гон пришел работать в компанию Michelin, где быстро вышел на руководящие позиции. В 1996 г. он стал заместителем генерального директора Renault. В 1999 г. Renault инвестировала в находившуюся на грани банкротства Nissan, Гон уехал в Токио, чтобы возглавить компанию.
Рецепт, который он прописал Nissan, понравился не всем. Гон избавился от акций компаний-поставщиков, принадлежавших Nissan, собрал деньги, которых остро не хватало, и закрыл в Японии один завод. Гон наметил амбициозную цель — к 2005 г. повысить продажи до 1 млн автомобилей в год — и удачно обновил модельный ряд компании. Его план сработал, в Японии Гон стал знаменитостью.
В апреле 2005 г. Гон принял на себя и руководство компанией Renault. Он перевез семью обратно в Париж, однако оставил за собой квартиру в Японии. Французская компания была здоровее европейских конкурентов и приносила прибыль, но успехом пользовались только автомобили Megane и Clio. Уровень продаж постоянно колебался, а прибыль падала. Менеджеры Renault мечтали о прибыли в 4%, в то время как Nissan приносила 10%.
В начале этого года Гон официально поднял планку. Согласно принятому компанией плану к 2009 г. прибыль компании должна составлять 6%, а выпуск автомобилей — 800 000 шт. Каждое подразделение и завод компании должны были составить собственный план по достижению намеченной цели. Гон лично редактировал информационные материалы, брошюры и плакаты, касающиеся нововведений.
Управление сразу двумя компаниями потребовало от Гона в два раза больше сил и времени. Но и зарплаты он получает две: на $2,1 млн от Renault и неизвестную, но не меньшую сумму от Nissan. С собой он повсюду возит два черных портфеля с бумагами и ежедневниками — по одному на компанию. Его кабинет в Париже выглядит аскетично: лишь несколько отчетов и записок на безупречно чистом столе. Зато часов в кабинете целых трое: они показывают время в Париже, Токио и Нэшвилле, где сейчас располагается головной офис Nissan в Америке.
В компаниях царит формальная атмосфера. Никто и никогда на работе не называет Гона по имени. Никого из коллег, даже тех, с кем он общается близко, Гон не приглашает домой. Каждую субботу он обязательно обедает с женой и тремя из четырех его детей, которые все еще живут в родительском доме. Вместе с детьми он ходит по магазинам и благодаря этому всегда в курсе последних тенденций моды и музыки. Именно от детей Гон узнает, насколько популярны его машины. Раньше его очень расстраивало, что в разговорах они никогда не упоминали автомобили Nissan. Теперь ситуация изменилась.
Гон заботится о своей внешности. За последние годы он похудел на 10 кг и сделал лазерную операцию на глазах.
В июне этого года пошли первые слухи о том, что Гон рассматривает возможность альянса с General Motors. Возник закономерный вопрос: будет ли такая ноша по силам Карлосу Гону?
Открытие Америки
Идея объединения принадлежит Кирку Керкоряну, американскому миллионеру, владеющему пакетом акций GM, и его советнику Джерому Йорку, который входил в совет директоров компании. Гон сразу понял, что Рик Вагонер, генеральный директор GM, не заинтересован в объединении усилий и не испытывает трепета перед его звездным статусом. Менеджмент GM дал понять, что для Вагонера на первом месте стоит результат, а не имидж. Немало удивления в GM вызвал один из поступков Гона: на личную встречу с Вагонером в гостинице St. Regis Hotel, целью которой было обсуждение некоторых деталей возможного альянса, Гон привел ораву репортеров.
Несмотря на трения между сторонами, Гон настаивал на объединении компаний. По его мнению, альянс позволил бы Renault, Nissan и GM разделить затраты на закупки, дизайн и производство, потенциально сэкономив двум его компаниям несколько миллиардов долларов в ближайшие пять лет. Гон полагает, что даже в случае неудачи с GM Nissan-Renault объединятся с другой компанией из Детройта, поскольку положение американских компаний ухудшается.
В сентябре Гон и Вагонер встретились на автомобильном шоу в Париже. Во время официального обеда в офисе Renault Вагонер вновь заговорил о разногласиях между сторонами. По его мнению, на сегодняшних условиях альянс более выгоден компаниям Гона. Переговоры были отложены, а Йорк вышел из совета директоров GM. Акции американской компании упали, в то время как акции Nissan выросли. "Неудавшиеся переговоры убедили меня в необходимости трехстороннего альянса с одной из американских автомобильных компаний. Какой, когда и как, я пока не знаю. Пусть решают акционеры компании", — заявил Гон.
Если план реформирования компании, предложенный Риком Вагонером, не принесет желаемых плодов. Гон, в свою очередь, может начать переговоры с Ford или DaimlerChrysler. Билл Форд, председатель совета директоров компании Ford, этим летом обсуждал с Гоном возможность сотрудничества. Но вряд ли стоит ждать серьезных договоренностей в скором времени: всего два месяца назад генеральным директором Ford был назначен Алан Маллали. На этой неделе Ford объявил о том, что убытки за III квартал составили $5,8 млрд. Несколько месяцев назад председатель совета директоров DaimlerChrysler Дитер Цетше обсуждал с Гоном потенциальное сотрудничество, но дальше разговоров дело не пошло. На прошлой неделе Керкорян продал часть пакета акций GM, снизив свою долю с 9,9 до 7,2%.