Элита отечественного бизнеса, сформировавшаяся при Владимире Путине, не знакома россиянам. Самыми богатыми людьми России они считают Романа Абрамовича, Бориса Березовского, Анатолия Чубайса и даже Михаила Ходорковского с Владимиром Гусинским. Руководителей крупнейших государственных компаний — «Газпрома», «Роснефти», ВТБ — россияне среди богачей не числят. Госкапиталистам информационная активность ни к чему, а люди помнят тех, кто не сходил с экранов телевизоров в 1990-е гг., объясняют эксперты.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование об отношении россиян к самым богатым людям страны 7—8 октября 2006 г.
Опрошено 1600 человек в 46 регионах страны. |
Самым богатым россияне считают владельца лондонского Chelsea Романа Абрамовича (37%). На втором месте — политэмигрант Борис Березовский (24%). За ним следуют руководитель РАО ЕЭС Анатолий Чубайс (20%), отбывающий заключение Михаил Ходорковский (11%), президент «Интерроса» Владимир Потанин и находящийся в федеральном розыске бизнесмен Владимир Гусинский — по 5%.
В списке богачей, составленном по результатам опроса, также фигурируют второй президент Владимир Путин, мэр Москвы Юрий Лужков и его жена Елена Батурина, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, первый президент Борис Ельцин, совладелец «Русала» Олег Дерипаска, поп-звезды Алла Пугачева и Филипп Киркоров, российский посол на Украине Виктор Черномырдин.
Со списком богатейших россиян за 2006 г. по версии журнала Forbes мнение россиян совпадает лишь по нескольким позициям. Это Абрамович, которого и Forbes называет самым богатым россиянином (состояние — $18,3 млрд), Дерипаска ($9 млрд), Потанин ($7,6 млрд), Батурина ($2,4 млрд) и Березовский ($1 млрд).
Бизнесменов путинской волны — руководителей крупнейших госкомпаний — «Газпрома», «Роснефти», «Рособоронэкспорта», Внешэкономбанка, Внешторгбанка — респонденты не называли вовсе. «Богачи у людей по-прежнему ассоциируются с фигурами 1990-х. О существовании даже такой крупной компании, как "Газпром", знают всего 63% россиян, про предправления Алексея Миллера слышало еще меньше», — констатирует гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Неудивительно, что граждане не называют богачами крупных бизнесменов путинского времени, соглашается замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин: «Они нечасто появляются в СМИ, а граждане не читают списки Forbes».
Руководители госкорпораций — не артисты и пиар им ни к чему, говорит источник в Кремле: граждане должны знать о госкомпаниях и их достижениях, а не о конкретных менеджерах, которые стоят на службе у государства.
«Богданчиков — наемный менеджер, и ему надо сделать узнаваемой и успешной "Роснефть", а не себя», — соглашается с логикой кремлевского чиновника сотрудник «Роснефти». Несколько месяцев назад Богданчикову пришлось возвращаться из Петербурга в Москву поездом в обычном вагоне, рассказывает один из пассажиров этого поезда. И бизнесмена никто не узнал, хотя незадолго до этого «Роснефть» проводила масштабную рекламную кампанию, призывая рядовых граждан подписываться на ее акции.
Пресс-секретарь Миллера Сергей Куприянов сомневается, что о «Газпроме» знают только 63% россиян: «Мы уверены, что таких людей больше». А вот руководителю газовой монополии популярность ни к чему, полагает Куприянов, главное — известность и имидж компании.
Большинство опрошенных уверены, что крупные бизнесмены нажили свое состояние нечестным путем. Чем известнее богач, тем больше сомнений у респондентов в его честности. Чубайса нечестным считают 77% россиян, Березовского — 71%, Ходорковского — 66%, Абрамовича — 64%. «В России люди традиционно уверены, что заработать большое состояние честным путем невозможно», — объясняет Федоров. С середины 1990-х гг. негативное отношение к олигархам — финансовым магнатам, влияющим на политические процессы, — не изменилось, добавляет Гражданкин.
«То, что Чубайса не любят, естественно, — говорит член правления РАО "ЕЭС России" Андрей Трапезников. — Ни в одной стране мира реформаторов не любят. Сам Чубайс как-то говорил, что хуже реформ может быть только революция. То, что касается богатства, чушь полная. Хотя обывателя, наверное, в этом не убедить».
В России не налажена коммуникация между гражданским обществом и крупным бизнесом, объясняет мифические представления россиян о самых богатых соотечественниках завкафедрой политической психологии психфака МГУ Елена Шестопал: «Во всем мире бизнес пытается заручиться поддержкой общества, а в России элиты, напротив, становятся все более непрозрачными: и в бизнес, и в политику приходят выходцы из чиновного, аппаратного мира, которым комфортнее работать в закрытом режиме».
Сознание россиян мифологизированно, соглашается заместитель гендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко, это упрощает власти задачу манипулирования, в том числе в информационном пространстве.