Роль частного бизнеса в экономической жизни страны стремительно сокращается все последние годы, с тревогой констатируют специалисты. Еще три года назад, по данным Минфина, половина российской экономики либо принадлежала государству, либо непосредственно контролировалась им. Сегодня, уверяют специалисты, эта доля выросла как минимум до 70%. На этом фоне вполне органично выглядит программная идея «Единой России» возродить государственное планирование. Возвращаются, впрочем, не только старые идеи, но и старые лозунги — министр финансов Алексей Кудрин пообещал за 20 лет обогнать США.
Прямое владение акциями компаний — это не единственная форма вмешательства государства в экономику. |
Многие экономисты и политики сразу же откликнулись на то, что правительство снова берет на вооружение лозунг «Догнать и перегнать». Как отмечают серьезные аналитики, дело не во вреде или пользе лозунгов как таковых, а в средствах достижения поставленных целей. Исходя из этого, маячащее на горизонте введение экономического планирования видится куда более конкретной и далеко идущей задачей.
В новой программе «Единой России» уже значится и такая цель, как «жестко ограничить тарифы естественных монополий и цены на энергоносители, установить уголовную ответственность за их завышение». За внешним популизмом явно просматривается намерение довести процесс государственного проникновения в экономику до логического завершения. И сделать для этого необходимо в общем-то совсем немного: де-факто наша экономика уже полностью контролируется государством.
Последние события наглядно показали, что и во вполне мирное время можно в два счета оперативно перекрыть все транспортное и почтовое сообщение, легко запретить свободное движение денег, а при желании и перекрыть подачу газа и электроэнергии. А ведь речь идет о жизненно важных для российской экономики отраслях — энергетике, транспорте, связи, банковской сфере, в которых, как оказалось, роль бизнеса чисто формальна, поскольку судить о выгодности тех или иных решений может только государство.
Наращивание его присутствия в экономике естественно сопровождается параллельным сворачиванием приватизационных процессов. Долгожданное разгосударствление таких «монстров», как «Аэрофлот» и «Связьинвест», ожидалось уже в будущем году. Глава Минэкономразвития Герман Греф даже выступил не так давно в поддержку ускорения передачи авиакомпании в частные руки. Однако поторопился министр — в плане приватизации-2007 обеих компаний снова не оказалось.
Еще три года назад его коллега и единомышленник глава Минфина Алексей Кудрин сетовал, что «государство пока еще слишком серьезно участвует в бизнесе. Если собрать все компании, в которых государство имеет более 50%, то выяснится, что половина российской экономики находится в руках государства или под государственным контролем». Однако в последующие годы аппетиты государства не только не укротились, но усилились. В его фактическое владение попали ЮКОС и «Сибнефть», значительно расширил свое влияние «Газпром», под контроль взяты ВАЗ и часть «Силовых машин». И это только видимая верхушка айсберга. И если в 2003 году государственная доля в экономике составляла 50%, то сегодня (учитывая доход национализированных предприятий) никак не меньше 70%.
«Оценить степень участия государства в российской экономике сложно в конкретных количественных показателях, но очевидно, что за последние 5 лет оно существенно выросло и продолжает увеличиваться, — сообщил «Новым Известиям» заведующий лабораторией национальных проблем Института экономики переходного периода Константин Яновский. — То, что государство тормозит приватизацию и пытается усиливать свое влияние, свидетельствует о полном непонимании основных экономических законов. Ведь известно, что государство как менеджер значительно менее эффективно по всем известной причине, заключающейся в отсутствии мотивации».
Примеров, подтверждающих этот тезис, множество. Напомним самые характерные. «Юганскнефтегаз», перейдя фактически в собственность государства, тут же сократил рентабельность с 40,84% до 29,85 по прибыли до уплаты налогов. «Газпром» купил компанию «Сибнефть», и ее добыча на базовых месторождениях стала падать: по прогнозам от 33 млн. тонн в 2005 году останется 17,3 млн. в 2010-м, даже если «Газпром» будет инвестировать в год на 600—700 млн. долларов больше, чем прежний частный владелец.
Константин Яновский отмечает, что прямое владение акциями компаний — это не единственная форма вмешательства в экономику. «Сегодня государство де-факто контролирует весь рынок, ведь в нашей стране нет действительно гарантированной частной собственности. Вместо нее у нас, как в екатерининские времена, право на владение, которого можно легко лишиться по воле феодала, — утверждает эксперт. — Глядя, как государство разобралось с ЮКОСом, а теперь, например, разбирается и с проектом «Сахалин-2», иностранные инвесторы не хотят рисковать долгосрочными инвестициями. А ведь даже пресловутую «энергетическую державу» невозможно построить без «длинных денег», вкладываемых в технологии и инфраструктуру добывающей отрасли».
Впрочем, серьезным препятствием на пути идеи госпланирования может стать то, что она в наших условиях просто не реализуема. Когда две недели назад Минфин предложил перейти к планированию бюджета сразу на три года вперед, к этому со скепсисом отнеслось даже послушное думское большинство. «Как можно прогнозировать что-то на три года, ошибаясь на триллион в прогнозах на один год?", — удивлялись в разговорах с «НИ» в комитете по бюджету и налогам. Эксперт Экономической экспертной группы Елена Лебединская отметила, в свою очередь, что и при верстке бюджета на год приходится через несколько месяцев его исправлять — какой же тогда смысл что-то планировать на еще более долгий срок?
Вместе с тем в плановых начинаниях партии власти она находит естественных союзников, работая таким образом на единство общества. Однако единомышленники, идя в том же направлении, требуют большего. «Нынешняя политика усиления роли государства в экономике и возвращение экономического планирования — это движение в правильном направлении, — заявил «НИ» Виктор Илюхин, депутат Госдумы от КПРФ, — план обязательно должен быть. Но плановая экономика не будет эффективной, если все будет под контролем частной собственности. Поэтому я поддерживаю линию государства по полной национализации таких стратегических областей, как природные ресурсы, атомная энергия, оборонная промышленность, железные дороги и других. Частная собственность имеет право на существование, но в других областях — например, в сельском хозяйстве или малом предпринимательстве».
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин хорошо помнит плановую экономику. Напомним, что он был и завотделом Государственной комиссии Совмина СССР по экономической реформе, и министром экономики России. «Под планированием можно понимать все что угодно. Вообще одно это слово уже вызывает идиосинкразию. Но если речь идет о рассмотрении различных сценариев, определении стратегии — это одно дело. А если кто-то советует, чтобы государство снова начало управлять фондами, подрядами и прочим — надо посылать таких советчиков той дорогой, которой они пришли», — заявил «НИ» академик. Оценивая методы воплощения новой старой идеи, г-н Ясин становится более категоричным: «Говорить о необходимости жесткой фиксации тарифов в сфере естественных монополий, таких как, например, РЖД или РАО ЕЭС, — это верх экономической некомпетентности. Особенно учитывая то, что сейчас эти тарифы занижены. Если то, что предлагает Борис Грызлов и остальные «орлы» будет действительно воплощено, мы покатимся совсем в другую сторону».
Политика вмешательства
Еще в 2002 году тогдашний советник президента России Андрей Илларионов обращал внимание на постоянный рост доли государственного сектора в производимом ВВП. По его данным, за 2001 год доля нерыночного сектора экономики увеличилась с 45 до 47,6% ВВП. В 2003 году тревогу по поводу роста госсектора выражал министр финансов Алексей Кудрин, по данным которого половина нашей экономики находилась тогда в руках государства или под его контролем. В последующие годы глава Минфина напоминал о продолжающемся увеличении доли госсектора в российской экономике и усиливающемся вмешательстве государства в работу рыночных механизмов. Как отмечает министр, действия госчиновников зачастую неквалифицированны и даже противозаконны. По его словам, на властные структуры приходится до 90% нарушений антимонопольного законодательства, столько же на рынке страховых услуг, 76% нарушений — на рынке банковских услуг и 50% — на рынке других финансовых услуг. И в последнее время положение только усугубляется. По данным главы ФАС Игоря Артемьева, за последние три года число нарушений со стороны органов власти выросло в пять раз.
СПРАВКА
Сейчас в списках так называемых стратегических предприятий и отраслей России находится более 1 тыс. компаний, многие из которых, по оценке Минфина, неизвестно как туда попали. Совокупная выручка за 2005 год 10 крупнейших госкомпаний составила свыше 20% ВВП. Для сравнения: Великобритания еще в 1970-х годах добилась снижения доли государственных компаний в ВВП с 12% до 2%.