Предприятия и учреждения, за которыми в соответствии с законом закреплено имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются вверенным им собственником имуществом с ограничениями, установленными главой 19 ГК РФ.
Что это значит и какое правовое значение это имеет для обычных граждан, далеких от деятельности предприятий и учреждений?
Список предприятий и организаций, за которыми имущество, в том числе и объекты недвижимости, закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, велик. Это и объекты недвижимости Министерства обороны (в том числе и жилой фонд), Министерства здравоохранения (санатории, профилактории, пансионаты), объекты недвижимости Российской академии наук (многочисленные лабораторные корпуса, учебные здания), и этот список можно продолжить.
Для граждан чаще всего указанные объекты недвижимости могут представлять и представляют непосредственный интерес в случае, если эти объекты имеют отношение к жилому фонду.
Может ли быть приватизировано жилье в этом случае - пожалуй, наиболее часто встречающийся вопрос при обращении за консультациями граждан, принявших решение о приватизации и продаже квартиры в доме, принадлежащем на праве оперативного управления или хозяйственного ведения той или иной организации. Ответ на этот вопрос позволяет получить Закон РФ № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", который устанавливает:
"Статья 2. Граждане, занимающие жилые помещения , включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом".
Более сложно обстоит дело в случае, если предприятие или учреждение приняло решение о продаже недвижимого имущества, находящегося у него на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Законом в данном случае определен либо полный запрет на отчуждение имущества - ст. 298 ГК РФ - распоряжение имуществом учреждения; либо такая продажа разрешена только с согласия собственника имущества - ст. 295, 297 ГК РФ - право хозяйственного ведения, распоряжения имуществом казенного предприятия. Данные ограничения имеют немаловажное значение в повседневной жизни.
Так, например, многие здания, находящиеся в плачевном аварийном состоянии, невозможно реконструировать в виду отсутствия денежных средств на многих предприятиях, финансируемых собственником имущества.
Предприятия и учреждения в то же время не проявляют инициативы в их восстановлении. Однако можно было бы вернуть к жизни ветхие здания, иногда представляющие историческую ценность, заинтересовав предприятия в привлечении инвесторов.
Существуют многие законы и подзаконные акты, направленные в том числе и на решение этой проблемы. Однако любые сделки с объектами недвижимости, находящимися у предприятий на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, требуют внимательной юридической экспертизы и экономического обоснования.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru