Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Арбитражная практика по НДС

 

Арбитражная практика по НДС

 

 

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит» тел/факс (095) 937-3451 /

В данной статье рассмотрена арбитражная практика, касающаяся обоснованности применения налогоплательщиками льготы по налогу на добавленную стоимость при осуществлении работ в порядке получения безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации, и даются разъяснения по правомерности взыскания налоговыми органами арендных платежей, подлежащих перечислению в федеральный бюджет, а также сумм пени в случае их несвоевременного перечисления.

Позиция налоговых органов при проведении выездных проверок налогоплательщиков по вопросам применения льготы в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ диаметрально противоположна позиции арбитражных судов при рассмотрении данной категории налоговых споров. В основном это связано с отсутствием методологии проведения проверок налогоплательщиков, работающих в рамках программы оказания безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации.

В настоящее время порядок оформления необходимых документов для получения права на льготу по налогу на добавленную стоимость регулируется:

  • Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";
  • Порядком регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 1999 года № 1046;
  • подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

загрузка...

 

 

Налоговый орган провел выездную налоговую проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 апреля 1999 года по 31 декабря 2001 года закрытым акционерным обществом (далее - Общество).

Налоговый орган привлек Общество к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, заключающегося в следующем. Общество является плательщиком НДС, но оно не уплатило указанный налог в сумме 3 500 000 руб. В соответствии с Решением налогового органа необходимо было также уплатить пеню в сумме 2 200 000 руб. и штраф в сумме 300 000 руб. Всего Обществу было предложено перечислить в бюджет 6 000 000 руб.

ЗАО "Интерком-Аудит" оказывало Обществу консультационные услуги на этапах досудебного рассмотрения спора и подготовки искового заявления в арбитражный суд первой инстанции.

Исковое заявление о признании незаконным Решения налогового органа было основано на следующих нормах действующего законодательства.

Налоговый орган в ходе проверки неправомерно сделал вывод о необоснованном не включении в оборот, облагаемый НДС, средств, полученных истцом в 1999-2000 годах от иностранной компании (далее - Компания) как безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, так как налоговому органу был представлен не полный пакет документов, подтверждающих право на применение льготы по НДС.

В соответствии с Законом № 95-ФЗ основным документом, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи является удостоверение, составленное по форме и выдаваемое в порядке, утвержденным Правительством РФ. В соответствии со статьей 6 Закона № 95-ФЗ его действие распространяется также на правоотношения, возникшие в связи с осуществлением проектов и программ безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации до вступления в силу Закона № 95-ФЗ.

МНС РФ письмом от 27 июля 1999 года № ВГ-6-06/597 поручило своим управлениям по субъектам РФ приостановить взыскание ранее начисленных сумм налоговых платежей и не производить в настоящее время начисление налогов, ранее подлежавших уплате в связи с получением Российской Федерацией безвозмездной помощи, так как порядок регистрации проектов и программ, форма и порядок выдачи удостоверений должны быть утверждены Правительством РФ.

Порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 1999 года № 1046.

Созданная в соответствии с данным Постановлением Комиссия по вопросам международной технической помощи зарегистрировала Международную программу между Правительством РФ и правительством иностранного государства, которая получила государственную регистрацию в начале 2000 года. Затем Общество своевременно подало в Комиссию все необходимые документы и получило соответствующее удостоверение на основании Меморандума и заказ-наряда, подписанных Компанией и Обществом.

Компания является уполномоченной организацией - поставщиком иностранного государства (это указано в удостоверении и приложениях к заказ-наряду, выданных Посольством иностранного государства в Москве).

Следовательно, выданное Обществу удостоверение подтверждает правомерность отнесения полученных Обществом в 1999-2000 годах денежных средств к средствам технической помощи (содействия) Российской Федерации.

Налоговый орган в своем Решении указал, что Удостоверение, полученное Обществом в 2000 году, не позволяет распространить его действие на 1999 год. По мнению налогового органа, Общество не представило комплект документов, необходимый для получения льготы по НДС в 1999 году.

Выводы налогового органа о непредставлении Обществом необходимых документов для применения льготы были необоснованны по следующим основаниям:

  • в соответствии с Законом № 95-ФЗ основным документом, дающим право на применение льготы, является удостоверение;
  • в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Инструкции Госналогслужбы от 11 октября 1995 года № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" средства, предоставляемые безвозмездно иностранными организациями российским организациям (предприятиям) в виде гранта (безвозмездной помощи) на осуществление целевых программ с последующим отчетом об их использовании, объектом налогообложения не являются.

Стороны, участвующие в программе безвозмездной помощи, установили форму отчетности об использовании полученных средств в виде актов о выполнении каждого этапа работ, что было подтверждено соответствующими документами.

Следовательно, в 1999-2000 годах у Общества отсутствовала обязанность, как исчисления НДС с полученных сумм безвозмездной помощи, так и подачи в налоговый орган заявления о предоставлении льготы по НДС и заполнения налоговой декларации.

В Решении по результатам проверки обоснованности применения Обществом льготы по НДС в 2001 году налоговый орган указал, что представленный Обществом комплект документов, дающих право на не включение средств, полученных от Компании как безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в 2001 года, в оборот, облагаемый НДС, не соответствует требованиям подпункта 19 пункта 2 статьи 149 главы 21 Налогового кодекса РФ.

По требованию налогового органа Общество представило следующие документы:

  • меморандум, подписанный Обществом и Компанией;
  • удостоверение, утвержденное протоколом заседания Комиссии по вопросам международной технической помощи "О признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью";
  • заказ-наряд на закупку, подписанный Обществом и Компанией и позднее включенный в Меморандум;
  • выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары, (работы, услуги).
Перечень представленных Обществом документов полностью соответствовал требованиям подпункта 19 пункта 2 статьи 149 главы 21 Налогового кодекса РФ, дающим право на предоставление льготы по НДС в 2001 году в отношении денежных средств, полученных Обществом.

Налоговый орган в принятом Решении указал, что Обществ не предоставило Контракт, поименованный в Налоговом кодексе РФ, что опроверг один из пунктов удостоверения, в котором было указано: "Наименование соглашения, договора, контракта" - меморандум, заказ-наряд. Так как в соответствии с Законом № 95-ФЗ основным документом, дающим право на применение льготы, является удостоверение. Приведенное налоговым органом возражение позволяет признать Меморандум и заказ-наряд документами, дающими право на предоставление льготы по НДС в соответствии с положениями подпункта 19 пункта 2 статьи 149 главы 21 Налогового кодекса РФ.

Арбитражный суд первой инстанции в своем решении по данному делу указал на следующее.
В соответствии с Законом № 95-ФЗ налоговые льготы для всех участников реализации программ безвозмездной помощи (содействия) предоставляются только при наличии удостоверения. Налоговый орган получение Обществом данного удостоверения не оспаривает. В обжалуемом решении указано, что на проверку не представлен контракт, на основании которого зачислялись денежные средства на счет Общества.

Документы были представлены. Наименования документов "Меморандум" и "Заказ-наряд", что не изменяет их содержания - согласование работ (услуг) и их стоимость. Это обстоятельство особо подчеркнуто судом. Общество представило акты выполненных работ, выполнение работ налоговый орган не оспорил, так же как и получение средств на счет Общества от Компании. Общество представило также меморандум, подписанный Обществом и Компанией. Представленные документы позволяют с достоверностью определить, что удостоверение выдано в отношении средств, зачисленных на счет Общества в 1999 году. В соответствии со статьей 6 Закона № 95-ФЗ его действие распространяется на правоотношения, возникшие в связи с осуществлением проектов и программ безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации до вступления этого Закона в силу. При этом установлено, что порядок освобождения и возмещения НДС будет утвержден Постановлением Правительства РФ в течение трех месяцев с даты вступления в силу данного Закона. Таким образом, получение Обществом удостоверения о признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью в 2000 году не означает, что оно не может служить основанием для применения льготы, поскольку это противоречит статье 6 Закона № 95-ФЗ.

Относительно применения льготы по НДС в 2001 году судом установлено следующее.

Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 149 главы 21 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Законом № 95-ФЗ при представлении в налоговые органы:

контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации;

удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);

выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги).

Общество предъявило удостоверение, подтверждающее принадлежность средств, товаров, работ и услуг, полученных в 2001 году, к технической помощи (содействию), заказ-наряд, меморандум, акты приема-передачи работ, счета-фактуры, выписки банка с переводом.

Общество выполнило все требования статьи 149 Налогового кодекса РФ для освобождения от налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции признал недействительным Решение налогового органа, вынесенное в отношении Общества.

При выездных налоговых проверках часто проверяется правильность перечисления платежей за аренду федерального имущества, а также начисления пени за их несвоевременную уплату.

Внимание! Вопросы управления и распоряжения объектами, находящимися в федеральной собственности на территории Российской Федерации, отнесены к компетенции Минимущества РФ. Оно осуществляет контроль использования по назначению относящегося к федеральной собственности государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении юридических лиц.

Если налоговый орган при проведении проверки выявляет нарушения, связанные с использованием государственного имущества, то информация о нарушениях должна быть направлена в территориальный орган Минимущества РФ для принятия соответствующих мер.

Действующим законодательством не предусмотрено право налоговых органов по взысканию с налогоплательщиков арендной платы, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а также сумм пени за ее несвоевременное перечисление. Налоговый кодекс РФ не квалифицирует не перечисление арендной платы в федеральный бюджет как налоговое правонарушение.
Неправомерные действия налоговых органов в случае проверки ими правильности перечисления арендной платы в федеральный бюджет необходимо обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в арбитражном суде.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Арбитражная практика по НДС":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Арбитражная практика по применению ККМ.

юрист Лусников /redir.php?url=www.lusnikov.com%2F%3C%2Fa%3E / Несовпадение времени на чеке с фактическим временем, а также применение ККМ без программно-технического средства не может служить основанием для привлечения к административной ответственности Налоговики до сих пор необоснованно считают, что якобы есть основания для привлечения к административной ответственности за то, что ККМ печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке какие-либо реквизиты, а также в сл ...

» Юриспруденция и Право - 2446 - читать


Арбитражная практика по спорам об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов

В соответствии со статьей 137 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Арбитражная практика рассмотрения споров по данной категории дел показала следующее. 1.

» Юриспруденция и Право - 2966 - читать


Арбитражная практика после выхода в свет определения № 169-О

АГ «РАДА» / Повлияет ли заявление секретариата Конституционного Суда на работу судов арбитражных, сказать трудно. Практика, сложившаяся после появления в СМИ определения Конституционного Суда от 8 апреля 2004 г. № 169-О, показывает, что к каждому конкретному спору арбитры подходят индивидуально и не всегда прислушиваются к мнению своих «старших товарищей». Другое дело, что увеличилось число самих споров.

» Юриспруденция и Право - 1849 - читать


Арбитражная практика свидетельствует: Филиал не надо регистрировать в ИМНС до начала работы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ отљ2љиюляљ2002љгода ДелољNљА05-4097/02-256/18 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О. В., судей Закордонской Е. П., Хохлова Д.

» Юриспруденция и Право - 1740 - читать


Арбитражная практика свидетельствует о возможности уплаты единого налога на вмененный доход не за целый месяц, а за фактически

юрист Лусников/redir.php?url=www.lusnikov.com%2F%3C%2Fa%3E%3C%2Fp%3E Конституционный Суд РФ еще 09. 04. 01 в своем определении N 82-О сформулировал следующий очень важный принцип - при установлении и исчислении единого налога на вмененный доход должен обеспечиваться такой принцип налогового законодательства, как учет фактической способности налогоплательщика к уплате налога.

» Юриспруденция и Право - 2006 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Арбитражная практика по НДС

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru