"В целях обеспечения постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, и некоторых других категорий граждан" 20 января 1998 Правительство Российской Федерации Постановлением № 71 утверждает Федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты", главной целью которой является "скорейшее решение проблемы обеспечения жильем семей граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, уволенных или увольняемых со службы, путем создания системы государственной поддержки приобретения ими жилья на рынке и использования кредитных механизмов финансирования строительства и приобретения жилья".
Несмотря на всю сложность формулировки главной цели Программы однозначно можно говорить о том, что, утверждая Программу, Правительство Российской Федерации в зависимость от реализации данной Программы ставило решение социально значимой задачи - обеспечение жильем одной из социально не защищенных категорий граждан.
И уже 28 января 1998 года Программа получает статус президентской программы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 102.
Итак, государственный жилищный сертификат - это именной документ, подтверждающий право гражданина - участника Программы на получение безвозмездной субсидии, которая может быть использована им только на приобретение жилого помещения. Получив такой сертификат, гражданин может обратиться в один из банков, которые отбираются на конкурсной основе, и открыть в нем на свое имя блокированный целевой счет, на который впоследствии будут перечислены денежные средства в сумме, определенной сертификатом.
Законодательство не ограничивает гражданина - участника Программы в выборе жилья - поиском приемлемого варианта люди занимаются самостоятельно; возможны варианты приобретения готового жилья как на первичном, так и на вторичном рынках; возможны варианты использования только средств, выделенных по сертификату, и варианты ипотечного кредитования. В последнем случае, если при приобретении жилья только за счет средств, выделенных по сертификату, гражданин становится полноправным собственником, то при дополнительном ипотечном кредитовании гражданин становится собственником, но только с обременением в виде ипотеки - залоге жилья, которое он приобретает, при этом обременение сохраняется до момента возврата кредита.
Но, несмотря на свободу выбора жилья и условий, на которых оно приобретается, участники программы ограничены сроком действия государственного жилищного сертификата. До 19 марта 2002 года срок действия сертификата составлял 6 месяцев. С утверждением Постановлением Правительства Российской Федерации № 168 от 19 марта 2002 года Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", этот срок был продлен до 9 месяцев.
И еще одно очень важное ограничение участников программы - это приобретение жилья в общую собственность всех членов семьи владельца государственного жилищного сертификата, при этом общая площадь приобретаемого жилого помещения не должна быть меньше нормы общей (жилой) площади жилого помещения, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации для постановки на учет для улучшения жилищных условий в месте приобретения жилья.
Такое ограничение представляется вполне оправданным, иначе теряется всякий смысл самой Программы, направленной на обеспечение жильем. Кроме того, как результат завершения программы в отношении каждого ее участника - это их исключение из списков очередников на улучшение жилищных условий.
В 2000 году Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу издает Приказ № 106 от 06 мая 2000 года "Об утверждении практических рекомендаций по применению положения Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" о возможности приобретения за счет средств бюджетных субсидий жилых помещений в строящихся домах после завершения строительства", содержащий примерные формы предварительного и основного договоров приобретения жилья.
Теперь предлагаю рассмотреть вопросы, связанные непосредственно с государственной регистрацией прав на объекты жилищного фонда, приобретенные на основании государственных жилищных сертификатов, которых, в принципе, не так уж и много.
Итак, в соответствии с п. 13 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 168 от 19 марта 2002 года, владелец сертификата имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), одну или несколько квартир (комнат), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.
При этом проверка соответствия размера приобретаемого жилого помещения установленной норме, а также проверка приобретения жилого помещения в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата производится регистрирующим органом. Поэтому, приобретая жилое помещение на условиях государственного жилищного сертификата в Санкт-Петербурге не следует забывать, что на территории нашего города действуют Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденные Решением Исполнительного Комитета Ленинградского город-ского Совета народных депутатов № 712/6 от 7 сентября 1987 года.
Таким образом, в рамках Постановления Правительства № 168 от 19 марта 2002 года с учетом вышеуказанных Правил регистрирующим органом проверяется приобретение жилья с учетом установленной нормы 5,5 кв. м на каждого проживающего и не допускается приобретение жилого помещения в квартирах, заселенных несколькими нанимателями, не связанных родственными отношениями, не являющихся в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР членами семьи нанимателя.
Помимо изложенных двух особенностей, регистрирующий орган также проверяет наличие родственных отношений между лицами, приобретающими жилье на основании государственного жилищного сертификата, поэтому при предоставлении документов на государственную регистрацию, кроме общего пакета документов, предусмотренных для государственной регистрации прав по договорам купли-продажи, дополнительно должны быть предоставлены документы, подтверждающие родственные отношения между владельцем сертификата и членами его семьи, например, свидетельство о браке, свидетельство о рождении и т. д.
Количество договоров купли-продажи, оформленных на основании государственных жилищных сертификатов в ГУЮ ГБР, возрастает с каждым днем и, следовательно, Программа работает, несмотря на кажущиеся на первый взгляд трудности ее реализации.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru