Обязан ли налогоплательщик выполнять Методические рекомендации Министерства по налогам и сборам?
У налогоплательщика часто возникает вопрос являются ли Методические рекомендации, изданные Министерством по налогам и сборам РФ, обязательными для выполнения им. Как правило, работники налоговых органов принуждают налогоплательщиков к исполнению этих рекомендаций. Даже если положения данных рекомендаций явно противоречат Налоговому кодексу!
За консультацией обратился налогоплательщик – акционерное общество.
Федеральным Законом РФ №110-ФЗ от 06.08.2001г внесены изменения и дополнения в часть вторую НК.
В связи с этим Министерство Российской Федерации по налогам и сборам своим Приказом от 21.08.2002г. за № БГ-3-02/458 утвердило Методические рекомендации по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10 ФЗ от 06.08.2001г №110-ФЗ.
Методические рекомендации утверждены Министерством по налогам и сборам в целях реализации положений ст. 10 ФЗ от 06.08.2002 №110-ФЗ.
Статьей 10 предусматривается, что налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по методу начисления, обязан осуществить определенные операции, поименованные в названном законе. Также установлен порядок отражения в составе внереализационных расходов сумм, образовавшихся от различных видов деятельности, порядок включения доходов, порядок списания и т. д.
А также установлен порядок формирования налоговой базы для налогоплательщиков, переходящих с 1 января 2002 года на определение доходов и расходов по кассовому методу.
Согласно ст. 4 Налогового кодекса РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопроса, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Данной статьей предусмотрены пределы для нормотворческой деятельности МНС, Минфин, ГТК и другие органы исполнительной власти.
Как известно, в период с 1991 года по 1998 год указанные органы приняли огромное количество актов по налогам и сборам, которые достаточно часто не только противоречили друг другу, но и искажали суть законов, а то и вовсе не соответствовали ему. Учитывая это законодатель четко установил, что МНС, Минфин, ГТК вправе издавать нормативные акты только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
Указания, письма, разъяснения, методические рекомендации не являются нормативными актами и не могут регулировать отношения в сфере налогов и сборов.
Правовые последствия для налогоплательщиков порождают лишь те нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, которые прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.96 №763 « О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» эти акты публикуются в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации», «Бюллетене нормативных актов органов исполнительной власти».
Помимо перечисленного, нормативные правовые акты органов исполнительной власти должны отвечать еще двум обязательным условиям статьи 4 Налогового кодекса:
1). Они не должны дополнять законодательство о налогах и сборах, то есть вводить новые правила налогообложения, возлагать на плательщиков дополнительные обязанности (не предусмотренные в законодательстве о налогах и сборах), вводить новые запреты на действия плательщиков, отменять права и обязанности плательщиков.
2). Они не могут изменять законодательство о налогах и сборах, устанавливать иные, чем в НК, основания, порядок, условия налогообложения, изменять понятия и термины, определенные в ст. 11 НК, разрешать или допускать действия, запрещенные НК.
Статьей 4 Налогового кодекса предоставлено право МНС, ГТК и Минфину издавать приказы, инструкции, иные нормативные правовые акты, методические указания.
Эти акты:
- обязательны только для подразделений указанных органов, но не для плательщиков
- хотя и связаны с налогообложением, но не относятся к законодательству о налогах и сборах.
Как видно из названия принятого акта – Методические Рекомендации , законом не предусмотрено вообще такого акта. Статьей 4 упоминается о Методических указаниях.
Кроме того, принятые Методические рекомендации не прошли регистрации в Министерстве юстиции.
Исходя из этого, они не подлежат применению и подразделениями Министерства по налогам и сборам.
Данные Методические Рекомендации не будут применять налогоплательщиками по следующим причинам:
- Они не носят обязательного характера для применения налогоплательщика
- Они вносят по своему содержанию сомнения, неясности, противоречия с НК, изменяют и дополняют его
- Рекомендации не легитивны также в силу их незаконного принятия.
На основании ст. 21 налогового кодекса пункт 11 налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующих Налоговому кодексу или иным федеральным законам.
Данные Методические рекомендации не соответствуют налоговому кодексу и Федеральным законам, следовательно, правомерно могут быть не выполняемы налогоплательщиком.
Адвокат Романченко Людмила Ивановна
e-mail: romanchenko@list.ru
интернет: www.romanchenko.bestlawyers.ru
Телефоны: 799-13-16, факс:146-93-29
Статья получена: Клерк.Ру