Во многих регионах налоговые органы запрещают налогоплательщикам включать в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, затраты на приобретение спиртных напитков. Почему? Непонятно. То ли о бюджете пекутся, то ли о моральном облике налогоплательщика. Во всяком случае, объясняют они это тем, что расходы на спиртное к представительским отнести нельзя.
В защиту своей позиции чиновники МНС приводят различные аргументы. Одни говорят, что расходы на спиртное вообще нельзя признать экономически оправданными, другие - что на представительские расходы можно списать только стоимость готовых блюд, третьи - еще бог весть что (см. например, Письма УМНС по г. Санкт-Петербургу от 07.03.2003 N 02-05/4803, УМНС по г. Москве от 10.03.2004 N 04-27/03000).
Разберемся, соответствуют ли Налоговому кодексу подобные утверждения.
Итак, Кодекс говорит, что при исчислении налога на прибыль налогоплательщик имеет право уменьшить свои доходы на представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). Далее из его текста следует, какие именно расходы можно относить к представительским. Это расходы на:
- - проведение официального приема (завтрака, обеда или иного мероприятия) для участников переговоров;
- - транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия;
- - буфетное обслуживание во время переговоров;
- - оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика во время проведения представительских мероприятий (п. 2 ст. 264 НК РФ).
При этом к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Мы видим, что Налоговый кодекс не содержит никаких ограничений ни в отношении блюд, ни в отношении продуктов, приобретаемых налогоплательщиком для проведения официального приема. В нем вообще нет упоминания о каких-либо конкретных продуктах. Да и не может быть, так как число существующих продуктов в принципе не поддается подсчету. Следовательно, любые продукты (блюда) могут быть приобретены налогоплательщиком для организации представительских мероприятий, в том числе и спиртные напитки.
Зачастую от сотрудников налоговых органов можно услышать, что, мол, потребление спиртного не способствует проведению переговоров, а, наоборот, вредит им. А значит, затраты на его приобретение экономически не оправданы. Именно так, например, заявил один из чиновников МНС на "горячей линии", прошедшей не так давно в одном из бухгалтерских изданий. К такому аргументу, конечно, можно было бы прислушаться, если бы его выдвинул, скажем, медицинский работник. Но когда о вреде алкоголя говорит представитель МНС, это выглядит, мягко говоря, странно. Он-то откуда знает, как сказывается наличие спиртного на ходе переговоров. Может, собственный горький опыт?
По большому счету налоговым органам вообще нет смысла смотреть в меню официального приема, ведь представительские расходы нормируются, то есть включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Поэтому налоговики, как нам представляется, должны проверять, были ли нарушены соответствующие нормы. Ну а что там будут есть и пить стороны переговоров - какая разница. Пусть пьют на здоровье.
К сожалению, судебная практика по рассматриваемому вопросу на данный момент еще не сформировалась. Но можно с уверенностью утверждать, что у налогоплательщиков в потенциальном споре имеются достаточно серьезные аргументы.
В. ЗАХАРОВ, налоговый юрист
Статья получена: Клерк.Ру