Сегодня все знают, что такое YouTube и сколько он стоит, но что стоит за этим головокружительным успехом? Что позволило новому проекту прочно обосноваться на первых строчках новостных лет и в закладках браузеров миллионов пользователей?
Через 11 месяцев сайт стал одним из самых популярных в сети. Об этом говорили и 30 млн просматриваемых файлов в день, и 9,1 млн пользователей. |
Ответ прост: основатели YouTube обладают уникальным чутьем на новые тренды и умеют эти знания воплощать в успешные и инновационные бизнес-модели.
Они раньше других улавливали предпочтения пользователей всемирной паутины и предлагали желаемое.
В январе 2005 года Чад Херли и Стив Чен столкнулись с одной неприятной проблемой: им нужно было разослать друзьям видео, сделанное недавно во время совместной вечеринки, но ни один из имеющихся вариантов им не подходил. Выслать файл по почте не получалось — слишком большой объем, разместить видео-файл в интернете тоже было весьма сложно. И тогда они попытались придумать что-нибудь попроще.
В результате в феврале того же года появился сайт под названием YouTube, где любой пользователь мог добавлять, просматривать и комментировать те или иные видеозаписи. Выбранная технология Flash Video (flv) позволяла получить хорошее качество записи при небольшом объеме передаваемых данных.
Такого феноменального и быстрого успеха не было еще ни у одного старт-апа. Через 11 месяцев сайт стал одним из самых популярных в сети. Об этом говорили и 30 млн просматриваемых файлов в день, и 9,1 млн пользователей.
Сообщество
Почему сайт так быстро завоевал популярность? Технология, предложенная Ченом и Херли, позволяла любому пользователю мгновенно разместить или просмотреть любое количество видео-роликов, это было все равно, что, переключая пультом каналы, вдруг увидеть на телеэкране именно то, что вы хотите.
Но просто сайт — этого мало для настоящего успеха. "С первого дня мы сконцентрировались на создании сообщества любителей видео и его обслуживании, — говорит Чен. — Это наше принципиальное отличие от iTunes и Google". Пользователей привлекает на YouTube не только возможность выложить или посмотреть файлы, но и возможность пообщаться, узнать мнение интересного человека и увидеть ответ на свой вопрос. "Мы просто нашли способ удалить барьеры между людьми и дать им возможность свободно общаться и обмениваться материалами. Мы позволили всем пользователям сети участвовать в процессе общения, т. е. мы предоставили членам сообщества самим решать, что им интересно, а что нет. Мы самоустранились, оставив их наедине с собой", — говорит Херли.
Чен и Херли создали площадку для общения любителей видео, но в отличие от обычных дневниковых сервисов на YouTube вам не нужно рассказывать, вы можете показать, обмен впечатлениями происходит на качественно другом уровне. Благодаря простоте использования YouTube положил начало такому явления как видеоблоггинг.
По мнению Чада Херли феномен YouTube заключается в том, что они дали возможность людям использовать видео онлайн, причем в основе этих сюжетов должны были лежать личные записи, которые невозможно иным способом продемонстрировать друзьям и знакомым. "Размещая видео в сети, люди не думают о деньгах, они смотрят на то, сколько внимания они смогут получить, кто и насколько высоко оценил их творчество. Когда пользователи принимают решение, где им разместить свой сюжет, они смотрят на аудиторию и идут туда, где она наиболее активная и многочисленна. Именно поэтому они выбирают нас".
Домашнее видео
Другим секретом успеха YouTube стал контент пользователей, или домашнее видео. Сейчас трудно сказать, понимали ли Чен и Херли, запуская проект, что домашнее видео не только привлечет на их сайт такую огромную аудиторию, но, что в ближайшем будущем обещает перевернуть и медиа и ИТ-бизнес, заставить компании изменить существующие бизнес-модели. Тем не менее, это так.
Сегодня зрители на телеэкранах и пользователи в сети хотят видеть не перипетии из жизни богатых и знаменитых, разыгранные профессиональными актерами. Они хотят видеть, как решают свои проблемы, плачут и смеются обычные люди, такие же, как они сами, только живущие на соседней улице или в соседнем городе.
YouTube первым уловил эту тенденцию, он создал сайт и сообщество, ориентированное на предоставление именно таких услуг. Конечно, лицензионное и профессиональное видео там тоже присутствует, но в гораздо меньшем количестве. Да и его аудитория существенно меньше.
"Домашнее видео — это весьма увлекательный контент. Это интригует, потому что зрители становятся частью происходящего. Наиболее популярны те клипы, в которых люди просто рассказывают свои истории. Это — практически высшая форма существования телевидения". (с) Чен Херли
Многие телеканалы, вдохновленные ростом аудитории YouTube, стали делать шоу и телесериалы, основанные именно на домашнем (непрофессиональном) контенте, выискивая видео файлы в интернете и заключая с авторами договор.
Есть еще один момент, связанный с пользовательским контентом, который весьма беспокоит телеканалы, но является козырной картой YouTube — аудитория. Было бы ошибочным думать, что сайт пользуется популярностью только у молодежной аудитории. По данным ведущих исследовательских центров основная часть посетителей — это взрослая и обеспеченная часть общества, т. е. целевая аудитория телеканалов. По данным eMarketer, 54,5% тех, кто смотрит видеоролики на YouTube, находятся в возрастной категории от 35 до 64 лет. Люди в возрасте до 34 лет составляют только 41,3% посетителей портала, при этом в группе от 25 до 34 лет находятся 19,1%, а подростки в возрасте от 12 до 17 лет составляют лишь 12,6% посетителей. А исследование Comscore показало, что лишь 38,4% зрителей сайта обладают годовым доходом менее $60,000 в год, зато 61,6% зарабатывали больше этой суммы. Эта аудитория — то, за счет чего существует YouTube, потому что многие компании готовы платить за рекламу на сайте с подобной аудиторией.
Авторские права
Но помимо плюсов у YouTube есть и минусы. Самый главный — авторские права. Не секрет, что многие телеканалы и голливудские студии недовольны тем, что их контент находится в свободном доступе в сети. Администрация не может отслеживать все файлы, которые размещают пользователи, хотя тут же удаляет все записи по требованию правообладателей.
Сегодня, после многих претензий и исков, YouTube старается доказать своим оппонентам — студиям и телеканалам — что может быть хорошим партнером, способным познакомить с контентом миллионы, а, может быть, и дать возможность правообладателям заработать деньги на своих материалах.
По мнению многих специалистов, YouTube ищет способ, который не только решит для сайта проблему авторских прав, но и позволит в несколько раз увеличить прибыль. Возможно, контракт YouTube и Warner Music Group, предоставляющим бесплатный доступ ко всему каталогу своей музыки для пользователей сайта, положит основу новой бизнес-модели сотрудничества интернет-сайтов и медиа-компаний. Ведь партнеры пытаются найти решение проблемы, которая в ближайшем будущем станет актуальной для многих сетевых проектов, — что делать с пользовательским контентом, включающем лицензированные кадры?
Тот факт, что WMG открыл доступ к каталогу для YouTube, показывает, что и медиа-компании постепенно приходят к выводу, что подобная договоренность относительно контента и домашнее видео могут существенно увеличить ценность лицензионного контента и заменить традиционную рекламную компанию.
Будущее
"Мы создали новый рынок и будем предлагать собственные услуги. В первую очередь мы намерены прислушиваться к нашей аудитории и только потом вводить что-то новое. И мы прекрасно осознаем все преимущество, которое нам дает тот факт, что мы первые в этой области" (с) Чен Херли
При подготовке материала использована информация Knowledge@Warton, BusinessWeek и The Financial Times.