Вчера руководство группы компаний «Логос» объявило о расширении своего бизнеса в регионах: к 2010 году структура компании Центр дистрибуции прессы (ЦДП) планирует открыть собственные представительства во всех российских городах-миллионниках. Участники рынка считают, что это может привести к монополии ЦДП на региональных рынках, что увеличит расходы большинства издателей.
Эксперты оценивают минимальные затраты на выход ЦДП в еще десять городов в размере 3—4 млн долл. |
О планах ГК «Логос» вчера РБК daily сообщил генеральный директор Центра дистрибуции прессы и член правления группы компаний «Логос» Дмитрий Гранкин. «Для нас сегодня очень важно региональное развитие, потому что темпы роста в регионах значительно превышают московские.
Появляются новые точки продаж, набирает обороты подписка, с ростом супермаркетов увеличиваются точки продаж. Мы идем в регионы, чтобы стать доступнее», — заявил он. По словам г-на Гранкина, сейчас у ЦДП уже есть собственные представительства в 12 крупнейших городах России. Однако пока не все они вышли на самоокупаемость. «Норматив окупаемости мы обычно планируем от двух до трех лет. Но в регионах есть проекты, которые уже перешли в основную деятельность, окупили себя, например в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону», — сообщил он. По его словам, у ЦДП сейчас есть план развития, согласно которому филиалы компании должны уже через три года появиться во всех городах-миллионниках России, то есть ЦДП планирует открыть еще около десяти представительств. Г-н Гранкин также не исключает возможности освоения каждого региона «на паях с местными дистрибьюторами».
Сейчас, по его словам, компания планирует переговоры о совместной работе с местными игроками рынка. Г-н Гранкин также отмечает, что выход московских дистрибьюторов в регионы потребует существенных затрат.
Эксперты оценивают минимальные затраты на выход ЦДП в еще десять городов в размере 3—4 млн долл. По словам председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александра Оськина, открытие одного филиала в крупном российском городе, включая затраты на аренду помещения, транспорт и зарплату сотрудникам, может обойтись ЦДП в сумму около 100 тыс. долл. в год. При этом если ЦДП будет работать вместе с местными дистрибьюторами, то они могут поделить эту сумму, отмечает он. «Это естественный процесс, ЦДП выходит в регионы вместе с супермаркетами, если супермаркет работает с ними в Москве, то им удобнее продолжать сотрудничество с ЦДП и в регионах», — говорит он.
В то же время участники рынка считают, что дальнейшее расширение ЦДП приведет к монополии на региональных рынках, от чего вряд ли выиграют большинство издателей. «Рынок распространения в Москве очень хорошо развит, и дальнейшие попытки его развития будут даваться труднее, чем выход на новые для ЦДП рынки в регионах, — говорит член Экспертного совета медиаиндустрии Михаил Матасов. По словам г-на Матасова, в результате расширения ЦДП в регионах пострадают местные дистрибьюторы, которые потеряют свое влияние на рынке, и в итоге на региональных рынках наступит монополия. «Крупный дистрибьютор за счет своего финансового бекграунда высадит местных игроков за пределы рынка. Могу сказать, что тиражи упадут: когда мы начинаем работать с сетевой структурой, тираж в регионах падает. Для регионального поставщика печатной продукции бизнес — это само распространение, они работают на этом рынке успешно. А главный бизнес для московских игроков — сбор с издателя неторговых, маркетинговых доходов. Таким образом, для издателей формируются гораздо более невыгодные условия». По оценкам экспертов, выход ЦДП в регионы нельзя назвать рентабельным бизнесом, это решение вызвано необходимостью идти вслед за сетями. «В крупных городах дистрибьюторы еле сводят концы с концами и начинают заниматься маркетингом, рекламным бизнесом, в то время как местные дистрибьюторы умудряются делать бизнес просто на продажах», — говорит г-н Матасов.
По словам экспертов, такое решение может быть вызвано и укреплением позиций на рынке главного конкурента «Логос» — ОАО «Роспечать». Напомним: в ноябре стало известно, что Роспечать направила в московские супермаркеты письма с предложением о сотрудничестве. «Уже сейчас в некоторых регионах мы работаем с супермаркетами. Сегодня тульская Роспечать обслуживает уже 39 торговых точек, среди которых такие крупные сети супермаркетов, как SPAR и «Семейная копилка». Что же касается Москвы, то пока мы только рассматриваем перспективы работы с московскими супермаркетами», — говорит генеральный директор ОАО «Агентство „Роспечать“ Светлана Соколова. По словам представителей руководства Роспечати, появление нового игрока в регионах усилит конкуренцию на региональном рынке распространения.