На следующей неделе будет официально объявлено о приобретении пакета акций ЗАО «Группа „Эксперт“» структурами Олега Дерипаски. Участники рынка считают, что при существующей конкуренции на рынке деловых СМИ «Эксперту“ пришлось привлечь стратегического партнера для дальнейшего развития.
Это уже второе приобретение структур Олега Дерипаски на медийном рынке за последние полгода: в июне компания РАИНКО приобрела ИД «ОВАпресс». |
О том, что структуры Олега Дерипаски ведут переговоры о покупке пакета акций ЗАО «Группа „Эксперт“», участники медиарынка знали еще летом. Тогда один из акционеров «Эксперта“ объяснял продолжительные переговоры тем, что владельцы компании не могут решить, кто и с каким пакетом акций готов расстаться.
Дело в том, что главный актив — журнал „Эксперт“ — принадлежит ЗАО «Коллектив редакции журнала «Эксперт“», которым владеют частные лица — сотрудники компании. При этом, по словам одного из акционеров, контрольного пакета нет ни у кого.
Вчера было объявлено, что на следующей неделе состоится пресс-конференция, на которой главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев и Олег Дерипаска расскажут о планах развития группы «Эксперт».
Валерий Фадеев отказался комментировать сделку до официального объявления. Но, по словам участников рынка, речь может идти о покупке структурами Дерипаски 25% компании.
Напомним, это уже второе приобретение структур Олега Дерипаски на медийном рынке за последние полгода: в июне компания РАИНКО, управляющая некоторыми активами Олега Дерипаски, приобрела у инвестиционной компании Russian Media Ventures ИД «ОВАпресс». Кроме того, с начала 2006 года «Базовый элемент» увеличил свою долю до полного контроля в компании «Роспечать».
Главный редактор журнала SmartMoney Леонид Бершидский говорит, что не понимает, зачем «Эксперту» продавать пакет Дерипаске. «Они прибыльная компания, способная и занять, и размещаться. Так что Дерипаска им для развития не нужен. Зачем тогда они выкупали пакет у Потанина?" — удивляется Бершидский.
В ноябре 2004 года менеджмент «Эксперта» выкупил 41,5% акций у «Проф-медиа», принадлежащего «Интерросу» Владимира Потанина. Гендиректор «Проф-медиа» Рафаэль Акопов объяснял это тем, что наличие миноритарного пакета не давало холдингу возможности влиять на концепцию развития «Эксперта».
«Им понадобились деньги на развитие, а в этом случае самое простое- продать неконтрольный пакет инвестору. Для размещения «Эксперт» слишком маленькая компания»,- спорит с Бершидским топ-менеджер крупного ИД.
С ним соглашается гендиректор «Пронто-Москва» Леонид Макарон, отмечающий, что сегмент деловых изданий в России не насыщен. "«Эксперт», конечно, хочет развиваться самостоятельно, но им нужны деньги на развитие. Сейчас им размещаться нет смысла, но если к имеющимся журналам прибавить еще несколько аналогичных изданий, да еще прибавить пару изданий в соседних республиках, через пару лет можно получить $30—40 млн EBITDA и сделать IPO»,- рассуждает Макарон. Он считает привлечение инвестора вполне логичным шагом: «Кредит — серьезные ограничения деятельности компании. Банки просто хотят вернуть свои деньги, а со стратегическим партнером можно работать на повышение стоимости».
Макарона не удивляет и то, что стратегическим партнером «Эксперта» становится Олег Дерипаска: «У него уже есть медийные активы, так что приобретение пакета «Эксперта» вполне логично». С ним соглашается Леонид Бершидский: «Учитывая предыдущие медийные приобретения Дерипаски, можно предположить, что он собирается создать медийное подразделение. В этом случае им нужен флагман, а ни один проект «ОВА-пресс» им быть не может»,- говорит Бершидский.