«Левые» заработки сотрудников – зло, противостоять которому могут, по большому счету, лишь два фактора: очень высокий уровень контроля и очень высокий уровень зарплаты. Когда компания не в состоянии обеспечить того или другого, руководству приходится с грустью осознавать, что сотрудники работают минимум на два фронта. Как они это делают и как с этим бороться, выясняла корреспондент «ПП» Наталья Соколова.
Как выявлять
Консультант. Любой грамотный консультант по организационному консалтингу, проанализировав структуру компании, систему заданий и контроля за их выполнением, систему заработной платы и премирования, а также отношения в коллективе, сможет быстро определить возможные «левые» заработки и предложить меры по их искоренению.
Можно с уверенностью сказать, что персонал занят «левыми» заработками, если на предприятии нет специальной системы контроля, нормальных отношений в коллективе и низкая зарплата. Важно знать, что подобное поведение сотрудников не допустимо корпоративной культурой.
Сисадмин. Проверить сотрудников на предмет «левых» заработков может системный администратор, для которого не проблема изучить, куда и откуда отправляется почта. Например, в американских компаниях руководство не возражает против использования оборудования в личных целях в нерабочее время, но предупреждает, что оставляет за собой право проверять почту. Также понять, решением каких задач занимался сотрудник в рабочее время, помогает журнал посещения сайтов.
Провокация. Некоторые фирмы используют еще один метод – провокацию. То есть под видом поставщика или покупателя (или заказчика других услуг) засылается «свой» человек, который склоняет работника к «неблаговидным» поступкам. Чаще всего так проверяют работников собственные службы безопасности предприятий. Однако консультанты советуют быть очень осторожными при использовании этого метода. Как правило, опытные сотрудники не попадаются на подобные провокации, а вот новички могут пострадать.
Как бороться
Снабженцы: для снижения затрат по закупкам сотруднику дается бюджет и объем закупки. Если удается сэкономить, ему выплачивается премия, равная некоторой части сэкономленных средств. Перед подписанием договора можно требовать визу специалиста финансового отдела. Сегодня Интернет позволяет за короткое время проверить, не отличаются ли закупочные цены от среднего уровня цен на рынке.
В отделе продаж могут устанавливаться индивидуальные и коллективные премии в зависимости от объемов продаж. Если часть продаж не пройдет официально или цены окажутся заниженными, в проигрыше окажется весь коллектив. Каждый менеджер по продажам может видеть, не залезает ли коллега к нему в карман. Премии должны быть существенными, тогда из-за угрозы не получить ее весь коллектив будет заинтересован в честной работе. Как правило, такая система мотивации к честному труду оформляется «Общим соглашением о сумме премиального фонда».
Сбытовики: необходимо правильно установить систему принятия решений по предоставлению скидок покупателям. То есть максимальные скидки можно предложить покупателям только с разрешения руководителя. Минимальные скидки менеджеры по продажам могут предоставлять сами, но их величина должна быть недостаточна для того, чтобы покупателю было интересно предлагать «откаты».
Можно провести анализ результатов работы менеджеров по продажам. Если у кого-то из менеджеров продажи регулярно меньше – это явный признак извлечения дополнительных доходов на рабочем месте.
Все остальные: в Правилах внутреннего распорядка компании должно быть прописано, что сотрудник на рабочем месте не имеет права выполнять работу, не относящуюся к его служебным обязанностям. Более жестко это может быть прописано в трудовом договоре, например как запрет на коммерческую деятельность. Во многих американских компаниях в трудовом контракте это сформулировано так: «Запрещается деятельность по извлечению коммерческой выгоды на рабочем месте».
Если сотрудник выполняет на рабочем месте «левые» работы, значит, он недостаточно загружен, и в компании следует наладить эффективную систему контроля и отчетности.
Благодарим за содействие в подготовке текста консалтинговую компанию «МКД Партнер» и институт проблем предпринимательства.
Статья получена: Клерк.Ру