Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Долги способствуют росту фирмы

 

Долги способствуют росту фирмы

 

 

Материал предоставлен журналом Консультант /

Автор статьи: Сергей Шевченко, член совета директоров ОАО «Русская Долговая Корпорация»

Руководство компании должно понимать, что любые хозяйственные отношения невозможны без долгов. Более того, бизнес развивается именно благодаря долговым обязательствам. Но как не переступить черту, за которой долги принесут фирме только убытки?

Каждый участник хозяйственных отношений может одновременно выступать должником и заимодавцем. Например, как только фирма заключает договор, так сразу становится либо дебитором, либо кредитором.

загрузка...

 

 

Прекращение действия договора не завершает процесс формирования прибылей или убытков. После этого организация уже должна перечислить государству налоги. Или ей придется требовать деньги с контрагентов, которые не хотят платить по договору в срок. Получается, что компания на каждом шагу сталкивается с долгами.

Финансовое планирование – инструмент бизнеса

В любом бизнесе финансовый директор должен распределять затраты и поступления по различным категориям. Поэтому финансовое планирование помогает регулировать соотношение доходов и расходов компании.

Крупные организации, как правило, владеют большим капиталом. В таких компаниях производственными процессами обычно управляют финансово-экономические подразделения. А на средних и небольших предприятиях финансовым планированием, как правило, занимается генеральный директор.

Планирование и учет долгов в обороте финансовых ресурсов требуют понимания внутренних процессов развития предприятия. Рассмотрим финансовую структуру типичной организации (рисунок 1).

Рисунок 1. Типичная схема движения денежных средств

При первом взгляде на финансовую структуру фирмы можно сделать вывод, что долги не влияют на ее развитие. Но фактор, увеличивающий дефицит оборотных средств и определяющий возникновение и увеличение задолженности, появляется во временном разрыве между постоянными выплатами и поступлениями от продаж. То есть в момент возникновения долга.

Но кроме обязательств на величину отрыва показателя валовых денежных поступлений от объема продаж (так называемый «кассовый разрыв») влияет узнаваемость товара потребителем. Естественно, разрыв тем больше, чем меньше покупателей знает о товаре. Поэтому финансовый директор должен не только запланировать затраты на покрытие кассового разрыва, но и учесть необходимость постоянного увеличения расходов компании на PR и рекламу.

Нужен ли фирме кредит?

Величина кассового разрыва влияет принятие руководителем решения о необходимости дополнительного кредитования фирмы.

Расчет прибыли и погашение кредитных обязательств имеют разное значение для долгового планирования. Дело в том, что кредитные обязательства – составная часть образования стоимости товара или услуги. А прибыль важна для капитализации всей фирмы. Рассмотрим формулу чистой прибыли:

C* =C - (P+F+R) + (Q+V+N+H)

Где:

C – валовая (кассовая) выручка предприятия от продаж своего продукта на рынке;

P – наценка (добавочная стоимость) на стоимость товара (услуг);

F – долги и другие кредитные обязательства;

Q – основные средства производства (капитал);

V – величина затрат на оборотные средства;

N – налоговые выплаты;

R – затраты на общественное мнение и рекламу;

H – расходы на наемный труд;

C* - чистая прибыль.

Если финансовый директор исключит из представленных значений затраты на долги и рекламу, то у него появится иллюзия увеличения чистой прибыли за счет изменения состава расходов. Но он должен учитывать, что кассовый разрыв начинает резко увеличиваться, если товарное предложение «устаревает». То есть наполняет систему спроса до порогового значения – так называемой предельной полезности предложения. Это происходит из-за того, что потребители не купили вовремя товар.

В таком случае крупные производственно-технологические компании и естественные монополии снижают цены или сокращают производство. Для небольших и средних организаций подобные маневры могут иметь самые негативные последствия.

Следовательно, необходимо получить краткосрочный кредит на покрытие кассового разрыва и увеличение затрат на рекламу, чтобы выжить в условиях рыночного ценообразования и конкуренции.

Как покрыть кассовый разрыв

Как известно, сегодня деньги всегда дороже, чем завтра. Поэтому необходимо пополнять кассовый разрыв за счет кредитов.

Например, предприятие А для пополнения кассового разрыва тратит на единицу продукции в общей сложности 100 у.е. Фирма включает в наценку 100 процентов затрат. Первый период выпуска продукта при технологическом цикле производства равен сроку от момента поставки сырья, обработки, складирования до предпродажной подготовки и составляет 1 месяц. Но результат расчетов будет некорректным, если к этому сроку не прибавить еще 15 дней на продажу продукта.

Если покрыть кассовый разрыв первого периода с помощью кредита, то долг увеличит оборотные затраты. Но заем исключит и проблемы, связанные с постоянными расходами. Полученный кредит нужно плавно распределять во времени. Это восполнит первоначальные потери из-за роста наценки, вызванной повышением спроса за счет увеличения узнаваемости продукта.

Предприниматель формирует кредитный портфель исходя из постоянных затрат. При этом чистая прибыль организации может оставаться неизменно высокой в балансовых показателях предприятия. А равномерное погашение обязательств позволяет перераспределять оборот без дефицита и снижения прибыли.

В кредитный портфель не всегда входит только банковская ссуда. Он может состоять из товарного кредита, беспроцентных займов, из накопленных сумм чистой прибыли предприятия и векселей. Компания вправе использовать чистую прибыль, но она должна выделять ее часть в качестве необходимого резерва. Выплатить любой кредит, растянутый по времени погашения, всегда более выгодно, чем вести финансовый учет предприятия по принципу убыточности. Согласно нему свою учетную политику формирует большинство российских предприятий. На первый взгляд это несколько снижает налоги. А в некоторых случаях, например, при банкротстве компании, позволяет ей отсрочить расчет по обязательствам на неопределенный срок. Убыток легко создать, например, при ускоренном возврате кредитов, снижении затрат на рекламу и соответственном увеличении времени реализации продукции предприятия.

Долги – мощный финансовый рычаг

Бизнес будет развиваться эффективно, если фирма увеличивает оборотные средства за счет привлечения займов. Появится эффект «финансового рычага». Предприятие, использующее только собственные ресурсы, ограничивает их оборачиваемость на треть. Кредит увеличивает поступление чистой прибыли от «своих» средств в зависимости от соотношения собственных и заемных денег в пассиве и от величины процентной ставки. Эффект финансового рычага можно рассчитать по следующей формуле:

ЭФР=2/3(ЭЦ-СРСП) х ЗС/СС

Где ЭЦ, экономическая целесообразность, равная отношению прибыли до выплаты процентов и налогов к активам;

СРСП – средняя расчетная ставка процента;

ЗС – заемные средства;

СС – собственные средства.

То есть для того, чтобы повысить эффективность использования собственных средств, предприятие должно регулировать соотношение своих и заемных денег.

Действие финансового рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. В практических расчетах для определения «силы» финансового рычага применяют отношение валовой выручки (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом чистой прибыли составляет запас финансовой устойчивости. Важно, чтобы собственная рентабельность превышала проценты по долговым обязательствам. Если этого не происходит, то фирма может просто разориться на выплатах кредиторам. Если условие выполнено, то компания получает немалую прибавку к прибыли.

Таким образом, при финансовом планировании важно обращать внимание на кредиторскую задолженность фирмы. В итоге долги могут повысить финансовую устойчивость организации и увеличить ее прибыль.
Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Долги способствуют росту фирмы":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Skoda Octavia: Проблема роста, или пропуск в другой класс

В тесте участвуют автомобили: Skoda Octavia Посмотреть другие фото (19) Некоторое время назад мы уже тестировали одну «Шкоду» - тогда это был седан бизнес-класса Superb. Пришло время опробовать еще одного «чеха», который стоит в классовой иерархии почти на две ступени ниже уже знакомого нам автомобиля. «Почти», потому что новая Skoda Octavia это уже не совсем «гольф»-класс: модель и по габаритам и уровню эксплуатационных качеств занимает пограничное положение между европейс ...

» Немецкие автомобили - 2896 - читать


Американцы напуганы ростом цен на бензин

Топливный кризис в Америке принудил водителей искать способы достать бензин за меньшие деньги или вовсе бесплатно. Жители Калифорнии выезжают на центральные американские трассы в момент, когда количество бензина в баке близко к нулю. На таких шоссе круглосуточно работает специализированная служба эвакуаторов, убирающих неисправные машины с дороги, чтобы не мешать свободному движению других транспортных средств, или бесплатно заправляющих личный транспорт, в случае если бенз ...

» Разное - 1924 - читать


Mitsubishi Lancer: Пусть живут долго и счастливо

В тесте участвуют автомобили: Mitsubishi Lancer С чего начинается зрелость автомобиля? Ты перестаешь педантично отмечать мелкие вмятинки, сколы и царапины на кузове, полученные на тесных парковках большого города.

» Познавательное про авто - 2146 - читать


Контекстная реклама: разбор полетов на примере туристических фирм

Данная заметка навеяна моими наблюдениями за отечественной практикой интернет-рекламы, а точнее - ее контекстной составляющей. Контекстная реклама - растущий сегмент рынка: растет бюджет и число рекламодателей, а значит, повышается роль качества применения данного инструмента. Увы, по моим наблюдениям, рунету есть куда стремиться в этой сфере, но обо всем по порядку.

» Продвижение и оптимизация - 6757 - читать


Чтение книг не всегда способствует профессиональному росту

"Ведомости" / Анастасия Дагаева В России выпускается огромное количество книг, посвященных менеджменту и карьере. Но количество не всегда переходит в качество. Эксперты считают, что определенную пользу из книг извлечь можно, но содержащиеся в них советы не следует воспринимать как безусловное руководство к действию.

» Управление и менеджмент - 1688 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Долги способствуют росту фирмы

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru