ЕБРР был создан двенадцать лет назад с целью помочь движению бывшего советского блока в сторону рыночной экономики. Сегодня он наращивает свои усилия в восточной зоне своей ответственности: отныне в центре его деятельности Россия и Центральная Азия. Никогда еще активность банка не была здесь такой высокой (в 2002 году инвестиции ЕБРР в этих странах составили около 4 млрд евро). 4 5 мая банк проведет свое очередное ежегодное собрание в Узбекистане. Это станет поводом указать на дефицит демократии в странах Центральной Азии, в которых ЕБРР является основным ненефтяным инвестором.
Иногда забывают, что ЕБРР имеет двойную миссию: помогать частным инвесторам в бывшей коммунистической сфере влияния и одновременно способствовать развитию здесь демократии. С 1991 года банк привлек в этот регион 75 млрд евро и сам инвестировал 20 млрд. Нынешний период отмечен тем, что можно считать завершением первого этапа того процесса, ради которого данное учреждение было создано: восемь стран Восточной Европы (к 2001 году их будет уже десять, а то и двенадцать) вступили в Европейский союз. Этим и объясняется постепенная переориентация банка на Восток. В 2002 году страны, находящиеся на трех разных стадиях адаптации авангардной (Центральная Европа и страны Балтии), развитой (Россия) и подготовительной (Центральная Азия и Балканы), впервые получили эквивалентные доли инвестиций (соответственно 1,27 млрд евро, 1, 29 млрд и 1,35 млрд). Посмотрим, как обстоят дела на всех трех фронтах.
Центральная Европа: миссия выполнена, но не завершена
Как повторяет Жан Лемьер, перспектива войти в ЕС стала настоящим допингом для экономических реформ в Центральной Европе. Но сделать предстоит еще много: "Уровень финансового посредничества остается низким 25%, и структурные изменения будут болезненными, утверждает президент ЕБРР. Мы будем оставаться партнерами этих стран даже после их вступления в ЕС, поддерживая инвестиции иностранного капитала". Европейская комиссия также доверила банку контроль за правильным использованием европейских фондов развития.
Россия: избавиться от опоры на экспорт нефти главная задача
Отныне еще большее внимание ЕБРР обращает на Россию, которая, по словам Жана Лемьера, переживает после кризиса 1998 года "впечатляющее" экономическое возрождение: в 2002 и 2003 году экономический рост стабильно составлял около 4,3%. Для России речь идет о двойной задаче: с одной стороны, нужно проводить уже объявленные реформы (в частности, в сфере бюрократического аппарата, все еще несущего на себе сильный отпечаток советской эпохи), с другой избавиться от слишком большой зависимости от экспорта нефти и природных ресурсов, от доминирования гигантских конгломератов. Росту внутреннего экономического производства предшествовала девальвация рубля, и нельзя допустить, чтобы укрепление российской валюты затормозило этот подъем. ЕБРР, вложив свои капиталы более чем в 120 тысяч российских компаний, способствовал созданию "ткани" предприятий малого и среднего бизнеса, но сегодня проблема состоит в отсутствии гармоничных отношений между малым предприятием и группой-гигантом. Чтобы изменить ситуацию и привлечь больше иностранных инвесторов, необходимо провести реструктуризацию банковского сектора, который располагает значительными резервами наличности, но при этом неспособен к долгосрочному кредитованию. ЕБРР уже добился, чтобы российский Центробанк перестал быть собственником государственных банков и с "благословения" президента Путина работал над тем, чтобы обеспечить в дальнейшем приватизацию Внешторгбанка второго по значению банка страны. В этом случае ЕБРР пообещал приобрести 20% его акций. "Переговоры проходят сложно, но мы движемся вперед", утверждает Жан Лемьер, который рассчитывает достичь соглашения к концу этого или началу следующего года. Эта операция может стать самым крупным индивидуальным инвестированием ЕБРР за всю его историю.
Центральная Азия: демократия, наркотики и границы
Президент ЕБРР решил воспользоваться ташкентским совещанием, чтобы подчеркнуть необходимость либерализации и демократизации в регионе, все еще страдающем постсоветским изоляционизмом. Узбекистану предстоит добиться осуществления семи задач, без чего он рискует выпасть из зоны деятельности банка, как это имело место в случае с Белоруссией и Туркменистаном. Сильные региональные различия в уровне развития (очень бедные Киргизия и Таджикистан, богатый Казахстан), критическая ситуация с водоснабжением, а главное, растущая угроза для стабильности в регионе в виде потока наркотиков из Афганистана (ЕБРР, как и ООН, констатирует резкое увеличение производства опиума после падения режима талибов) затрудняют становление свободного коммерческого рынка. Об этом свидетельствует и недавнее закрытие границы между Узбекистаном и Казахстаном. Но, несмотря ни на что, отмечает Жан Лемьер, этот регион вновь вызывает интерес у частных инвесторов. И ставит вопрос о полномочиях ЕБРР, поскольку Монголия также попросила, чтобы на нее была распространена зона деятельности европейского банка.
Статья получена: InoPressa.ru