Андрей Морозов получил простую на первый взгляд задачу. Менеджер информационно-технологических проектов ЮКОСа , одной из крупнейших российских компаний, должен был найти российскую компьютерную фирму, которая могла бы создать систему управления трудовыми ресурсами компании, на которой работает 86 000 человек. Но Морозова ждало разочарование.
Россия испытывает резкую нехватку двух видов посредников, связывающих между собой программистов и компании-заказчиков. Первый вид - стратеги в области информационных технологий, имеющие образование в области бизнеса и информационных технологий (ИТ), способные разрабатывать сложные ИТ-решения для компаний и служить звеном между программистами и корпоративными клиентами.
Второй проджект-менеджеры, которые могут проследить за тем, чтобы новая ИТ-стратегия была реализована в установленные сроки.
Отсутствие ИТ-стратегов и проджект-менеджеров привело к тому, что многие российские бизнесмены не могут найти нужных им программистов, а многие ИТ-компании упускают свои возможности.
ЮКОС хотел получить программу, которая давала бы менеджерам компании возможность следить за деятельностью своих сотрудников, а также базу данных потенциальных будущих сотрудников. ЮКОС поручил ИТ-компаниям написать программы, отслеживающие ход финансовой деятельности и добычи нефти. Для нас совершенно очевидно, что экономическая эффективность нашей компании зависит от системной интеграции , - говорит Морозов.
Однако отсутствие ИТ-стратегов и проджект-менеджеров привело к тому, что реализация проекта растянулась на несколько месяцев. Вместо того чтобы с самого начала выяснить, что от них требуется - а именно с этого должен начинать хороший стратег - нанятые компанией программисты воспользовались тривиальным методом проб и ошибок, пытаясь выяснить, удовлетворяет ли их продукт требованиям компании.
Мы потеряли кучу времени, пытаясь объяснить, что нам нужно, и получить желаемый продукт, - говорит Морозов. - В первой версии продукта, который предложила нам российская компания, занимающаяся разработкой программного обеспечения, отсутствовали некоторые нужные нам элементы .
ЮКОС не одинок. Отсутствие квалифицированных стратегов и проджект-менеджеров - самая острая проблема ИТ-компаний в настоящее время, - считает Павел Черкашин, президент Actis Systems, российской компании, занимающейся интеграцией систем и разработкой программного обеспечения. - Это одно из основных препятствий роста .
Спрос со стороны российских гигантов на сделанное на заказ корпоративное программное обеспечение никогда не был столь высок. Крупные российские конгломераты, у многих из которых достаточно средств на руках в силу прошлогодних высоких цен на нефть и газ, неожиданно осознали необходимость инвестировать в информационные технологии, чтобы сохранить конкурентоспособность и лучше использовать свои активы.
Они поняли, что больше не могут позволить себе, чтобы финансовые данные компании подсчитывала старушка в толстых очках, записывая их на листочках бумаги , - говорит Черкашин.
Лидеры российского бизнеса захотели обзавестись сложными расчетными системами, маркетинговым программным оборудованием, внутренней почтой и оборудованием по управлению базами данных - и все это им нужно прямо сейчас. Правительственные агентства, такие как налоговая полиция, тоже вошли в число клиентов ИТ-компаний. Некоторые клиенты ищут разумные способы использовать неожиданные прошлогодние прибыли.
Российские разработчики программного обеспечения говорят, что были не готовы к буму на внутреннем корпоративном рынке, поскольку готовились к продажам на западных потребительских рынках, где они видели больший потенциал роста. В 1999 г., когда десятки ИТ-компаний заканчивали первый раунд финансирования и начинали искать клиентов, внутренний корпоративный и потребительский спрос на программное обеспечение и ИТ-продукцию был еще очень низок.
Сегодня ИT-компании завалены заказами, но у них нет квалифицированных проджект-менеджеров и стратегов, без которых невозможно удовлетворить спрос.
Черкашин считает, что его стратеги и проджект-менеджеры на пределе... Они уже работают на 120% .
Положение российских ИT-компаний усугубляет то, что многие российские компании-клиенты не знают точно, что им нужно. Часто менеджер говорит: Нам нужна ИT-технология, способная удовлетворить потребности завтрашнего дня, - рассказывает консультант AT Kearney Александр Толкачев. - Но когда ты спрашиваешь его, что это за потребности, он не знает, что ответить .
Российские ИT-компании решили придумать что-нибудь сами. ИT Академия московской компании I.T. Co., занимающейся разработкой программного обеспечения и интеграцией систем, ежегодно проводит трехнедельный курс обучения профессии проджект-менеджера для 300 студентов.
Курс основан на лекциях американского Международного института проджект-менеджмента. Его ведут преподаватели московской Международной школы менеджмента. Виктор Уайнстайн, вице-президент I.T. Co., говорит, что курс пользуется большой популярностью, но 300 студентов - это капля в океане , поскольку в работать в его компании остается лишь малая часть выпускников.
Еще сложнее найти ИT-стратегов. Как выпускник медицинской школы не может провести сложную операцию на сердце, так - без соответствующей финансовой и деловой подготовки - молодой программист не может включить в свою программу сложные бизнес-параметры.
В идеале стратег должен иметь бизнес-диплом и опыт работы в секторе компьютерных технологий - либо наоборот. Обычно, по словам директоров ИT-компаний, на то, чтобы сделать хорошего ИT-стратега, уходит пять лет. Но у стремительно развивающихся российских ИT-компаний нет времени; бум происходит сегодня - и кто знает, что будет представлять собой российская экономика через пять лет.
Директора ИT-компаний призывают самых талантливых программистов возвращаться в университет и учиться бизнесу, чтобы впоследствии вернуться на работу в качестве стратегов. Но российские законы о труде не строги, и у директоров нет гарантий того, что отучившись, их сотрудники вернутся обратно в компании. Программисты, не имеющие делового опыта, стремятся уехать из России, чтобы найти высокооплачиваемую работу на Западе. Вместо того, чтобы расти в России, они хотят развиваться за рубежом , - говорит Уайнстайн.
В России нет традиции посылать сотрудников на переобучение, - говорит Черкашин. - Но хороший стратег намного ценее 50 программистов .
В любом случае многие программисты не хотят повышать свою квалификацию, потому что им надо кормить свои семьи, и они не могут позволить себе жить без зарплаты еще год-два.
Чтобы заполнить разрыв между спросом и предложением, российские ИT-компании импортируют дорогих ИT-стратегов из западных компаний. Но и это нелегко. Многие стоят $2000 в день, и это минимум, - говорит Уайнстайн. - Собственные консультанты обходились бы гораздо дешевле . Он сказал, что несколько ИT-компаний рассматривают возможность создания школы, которая делала бы из программистов стратегов. Но проект пока находится на стадии концепции, и пройдет много времени, прежде чем он принесет плоды.
Отсутствие связующего звена между богатыми российскими бизнесменами и трудягами-программистами обходится стремительно развивающейся российской ИT-индустрии в миллионы долларов потерянных прибылей.
Спрос на проджект-менеджеров и стратегов в конце концов будет удовлетворен - но в стране, где ситуация всегда остается неопределенной, это в конце концов может наступить слишком поздно.
Статья получена: InoPressa.ru