Андрей Титов,
Алексей Савельев
Эксперт № 30, 19 августа 2002г.
Умные компании создают корпоративные информационные хранилища, чтобы повысить свою управляемость и стабильность.
Быстрая и адекватная реакция на изменение внешних условий в конечном итоге определяет позицию, занимаемую компанией на рынке. Качество информации, умение ее обрабатывать и анализировать, скорость принятия решений по результатам этого анализа - вот те факторы, от которых зависит успех или неуспех компании в конкурентной борьбе.
Однако воспользоваться потенциальным преимуществом, которое дает обладание информацией, удается далеко не всем.
Нередко из-за того, что информация, которую руководство компании получает из различных источников, разрозненна. Неполнота данных резко снижает производительность и качество анализа. А зачастую менеджерам, наоборот, приходится иметь дело со слишком большим потоком данных, что также затрудняет принятие взвешенного и обдуманного решения. В обоих случаях основная проблема в том, что информация, которой располагает менеджер компании, не ориентирована на задачи управления бизнесом, и представлена она в такой форме, что ею неудобно пользоваться в процессе принятия управленческих решений. Таковы, например, предлагаемые многими системами управления стандартные наборы отчетов: менеджер получает набор данных, но не средства для их анализа.
Для адекватной оценки ситуации и выработки оптимального решения необходимо определенным образом классифицировать и систематизировать данные, отсеять несущественные факты и спроецировать имеющиеся данные на конкретную бизнес-задачу. Заметим, что между понятиями "данные" и "информация" есть существенные различия. Транзакционные данные значимы прежде всего для сотрудников оперативного звена. Менеджерам более высокого уровня недостаточно знаний о конкретной операции или даже о наборе бизнес-операций. Для оценки состояния бизнес-процессов нужно оперировать качественными показателями, то есть нужна многоракурсная информация.
Стало быть, перед компанией возникает задача преобразования "данных" в "информацию", отвечающую потребностям процесса анализа и принятия решений. Ведь для менеджера информация - это сырье, сырье для принятия решений. К информации, как к любому сырью, предъявляются требования качества. Она должна быть бизнес-ориенти-рована (оперативные данные преобразованы в бизнес-содержание), актуальна (соответствовать текущему состоянию бизнеса), доступна (каждому менеджеру в удобной форме и в объеме, соответствующем должностным обязанностям), достоверна (корректная и проверенная), полна (что необходимо для принятия верного решения) и хронологична.
От свалки к хранилищу
Концепция Data Warehousing (организация Корпоративных информационных хранилищ) как раз и предполагает трансформацию данных в информацию. При этом собственно информационное хранилище (Data Warehouse, DW) может быть определено как упорядоченный и доступный менеджерам компании репозитарий известных компании фактов и данных, которые могут быть использованы в процессе принятия управленческих решений. В свою очередь, информационное хранилище может рассматриваться как часть более общей корпоративной системы управления знаниями (Knowledge Management).
Разработка DW - стратегический проект. По сути - это основа всей системы поддержки принятия решений в компании. Поэтому еще до создания хранилища выявляется круг лиц, принимающих решения, изучаются и анализируются их информационные потребности. И уже после этого формируются требования собственно к информационному хранилищу, а также к количеству, качеству и структуре наполняющих его данных, поступающих из внутренних оперативных систем и из внешних источников.
С внедрением DW компания может приступать уже к следующему этапу интеллектуальной эволюции - синтезу и открытию знаний (Knowledge Discovery). Преобразовать хранящиеся в DW низкоуровневые данные в полезные знания позволяют специальные методы Data Mining: выявляются корреляции и взаимосвязи между данными о потребителях компании, ее поставщиках, рынках, финансах и прочем. Data Mining позволяет выявить скрытые закономерности и аномалии в бизнесе компании, прогнозировать и идентифицировать внешние и внутренние угрозы и, в конечном счете, оперативнее принимать эффективные управленческие решения.
От инстинкта к интеллекту
Следующий шаг в интеллектуализации компании - развертывание на базе информационного хранилища системы Business Intelligence (BI, бизнес-интеллекта), задача которой - интегрировать и анализировать информацию, накопленную в хранилище. Система BI работает уже не на тактическом, а на стратегическом уровне, позволяя руководителю не только оперативно оценить текущее состояние компании, но и видеть, под влиянием каких факторов оно меняется и каков тренд этих изменений.
Итак, организация информационного хранилища позволяет компании сократить время поиска информации и ее предварительной обработки; консолидировать данные и формировать корпоративную отчетность; повысить качество и скорость управленческих решений; снизить их стоимость.
Информационное хранилище является базой для построения корпоративного портала - единого окна предоставления информации для всех ее сотрудников. Каждому из них становятся доступны знания всей организации - опыт ее лучших профессионалов, сведения о последних научных разработках, технологиях, методах, практиках, know-how. И когда создание, накопление и распространение знаний всей компанией воспринимается как жизненный императив, то даже самый мелкий клерк вынужден будет думать, как найти новые эффективные решения.
Большая (и ныне здравствующая) консалтинговая компания подписала договор с крупным? заводом. Когда первый консультант прибыл на предприятие, руководство завода возмутилось: он был подозрительно молод и, казалось, не мог обладать достаточным опытом, чтобы решить проблемы завода. Волнения улеглись, когда обнаружилось, что действует он на удивление грамотно. Система управления знаниями, организованная в консалтинговой компании, позволила ей быстро обучать молодых специалистов, облегчив им доступ к опыту и знаниям старших и более опытных коллег. Каждый консультант после завершения очередного проекта обязан передать в общую базу знаний отчет о проделанной работе, где описывает стоявшую перед ним задачу и возможные способы ее решения, объясняет, почему и как был реализован выбранный им вариант. Его коллеги, решающие аналогичную задачу на другом краю света, через базу знаний могут обратиться к отчету, а если нужны дополнительные консультации - напрямую к его автору через внутрикорпоративную сеть электронной почты. Качество отчетов обеспечивается просто: к грамотным и полным отчетам и их составителям коллеги-консультанты чаще обращаются за помощью. Чем более востребован отчет - тем выше рейтинг его автора, чем выше рейтинг - тем больше шансов на повышение ставки или продвижение по служебной лестнице.
Статья получена: Клерк.Ру