Многомиллиардный проект строительства транзитного нефтепровода проверяет способность российского правительства корректно сотрудничать с западными инвесторами и соседними государствами. Недавние жесткие действия Москвы нанесли этому проекту - а также и без того достаточно шаткой репутации России среди международных инвесторов - тяжелый урон.
В марте нынешнего года Caspian Pipeline Consortium торжественно открыл первый в истории международный трубопровод, по которому каспийская нефть должна поставляться на мировые рынки. Стоимость трубопровода - $2,6 млрд, на его планирование и прокладку - от гигантского казахского нефтяного месторождения Тенгиз к российскому черноморскому порту Новороссийск - ушло около восьми лет. По нему с 2002 г.
по 2010 г. в Россию для реэкспорта ежегодно должно перекачиваться 28 млн тонн казахской нефти, а в последующие годы - в два раза больше.
Это самый дорогой западный инвестиционный проект в России. CPC - самый сложный из всех существующих консорциумов. В него входят американские компании Chevron и ExxonMobil, владеющие 22,5% акций, и казахское правительство с 19%. В то же время эти американские компании вместе владеют 75% акций Тенгизшевройл - консорциума, занимающегося разработкой Тенгиза. Здесь Казахстану принадлежат 20%.
Проблемы, возникающие на российском участке нефтепровода, естественно могут повредить интересам производителей и экспортеров, работающих на Тенгизе. Судя по всему, это уже происходит - еще до того, как нефтепровод начал работать. Причиной проблем является обычная для России смесь бюрократической неразберихи и близорукого стремления к нечестной выгоде. Все это наносит ущерб как деловым партнерам, так и долгосрочным интересам российской стороны.
Предполагалось испытать и наполнить трубопровод нефтью за период с мая до настоящего момента. К 20 июня первый танкер должен был взять на борт груз нефти в Новороссийске. Этого не произойдет. Консорциум был вынужден прекратить заполнять трубопровод в тот момент, когда первая партия нефти достигла границы Казахстана и России. График был сорван на несколько месяцев из-за двух российских проблем. Возможно, из-за этого будет сорван график производственных работ на Тенгизе, а консорциум понесет убытки.
Первая сложность - проблема механизма распределения экспортных прибылей. Новороссийск давно является экспортным терминалом Urals Blend, смеси разных видов нефти с разных российских месторождений. По трубопроводу CPC транспортируется высококачественная нефть с Тенгиза. Дифференциал качества создает существенный дифференциал цены. В Новороссийске казахская нефть должна смешиваться с российской нефтью и экспортироваться на международные рынки в виде новой каспийской смеси - CPC Blend.
В таких ситуациях нефтяные компании пользуются особым механизмом распределения экспортных прибылей между производственными компаниями, продукция которых используется при создании смеси. Каждому производителю выплачивается компенсация в соответствии с качеством и текущей ценой его нефти, которая может быть выше или ниже цены смеси.
Западные компании, участвующие в консорциумах CPC и Тенгизшевройл , и Казахстан давно четко дали понять, что этот механизм - обязательное условие их участия в проекте. Но российская сторона не торопилась его вводить, ей удалось официально закончить строительство нефтепровода при отсутствии такого механизма, и она продолжает чинить препятствия. Российское правительство и российские собственники нефти низкого качества пытаются получить несправедливые прибыли за счет американских и казахских экспортеров нефти высокого качества.
Вторая проблема связана с таможенными пошлинами и налогами. Пока не подписано соглашения о российских таможенных пошлинах на нефть, пересекающую казахско-российскую границу, и налоговом режиме на российском участке трубопровода, а официальные заявления по этому вопросу не вносят ясности. Американские и казахские члены обоих консорциумов пытаются как можно скорее подписать соглашение о транспортировке нефти по российской территории. Кроме того, они призывают российское правительство дать Государственному таможенному комитету указание соблюдать прежние договоренности о налогообложении на границе и подписать специальное соглашение, в котором был бы четко прописан регуляционный режим для транзита нефти. Но российская таможня чинит препятствия - и наверняка по указанию правительства.
Запутанную ситуацию усугубляют обычные для России с ее несовершенным правовым климатом столкновения интересов. Российское правительство владеет 24% акций CPC и вместе с мелкими акционерами может оказывать серьезное влияние на решения консорциума. В то же время российская государственная монополия Транснефть - владеющая самой крупной сетью нефтепроводов в мире - считает CPC своим конкурентом и лоббирует против проекта.
Судя по всему российское правительство пытается поднять цену для консорциума Тенгизшевройл . На этой неделе глава правительства Казахстана приехал в Москву, чтобы прояснить российскую позицию. Российский премьер-министр Михаил Касьянов заявил, что решение проблем CPC тесно связано с целым рядом других проблем. В частности, по словам Касьянова, с принятием российских предложений о юридических правах каспийских государств на нефтяные и газовые месторождения этого региона, и о выборе экспортных маршрутов.
Chevron, другие нефтяные компании и правительство Казахстана рассматривают возможность присоединения к проекту строительства трубопровода Баку (Азербайджан) - Джейхан (Турция), по которому можно было бы экспортировать каспийскую нефть. Это помогло бы реализовать задачу создания множественных трубопроводов . Заявления Касьянова свидетельствуют о том, что Россия пытается воспользоваться своим контролем над трубопроводом Тенгиз-Новороссийск, чтобы помешать их участию в проекте Баку-Джейхан.
Разработка месторождения Тенгиз и строительство трубопровода в Новороссийске ведутся за счет западных, в первую очередь американских, технологий и капиталовложений. Россия, исторически лишившаяся доступа к огромным казахским нефтяным резервам, смогла вмешаться в ситуацию в качестве главного транзитного государства для этой нефти. Россия хочет заработать на этом транзите и воспользоваться различными побочными выгодами.
Однако все эти соображения не мешают российским властям прибегать к безнадежным мерам с самого начала. Рано или поздно корыстные интересы заставят Москву скорректировать свое поведение. Пока попытки Москвы надавить на партнеров лишь показывают, с какими рисками связан российский транзит, и насколько важно развивать альтернативные маршруты для экспорта каспийских нефти и газа.
Владимир Сокор, старший аналитик Jamestown Foundation.
Статья получена: InoPressa.ru