Со вчерашнего дня в России изменился принцип обязательного страхования гражданской ответственности водителей. Теперь цена полиса привязана не к автомобилю, а к водителю. Какие плюсы и минусы, или, выражаясь языком страховщиков, бонусы и малусы, это принесет автовладельцам?
Анатолий ВоронинВчера вступило в действие постановление правительства № 390 от 21 июня 2007 г. Оно разъясняет, как применять положения закона об ОСАГО.
Главное изменение — возможность вести страховую историю не только по автомобилям, но и по водителям.
Эта история влияет на стоимость полиса ОСАГО: чем чаще его владелец совершает ДТП, тем страховка дороже, а если не совершать аварий, то дешевле. Насколько — определяется по специальной системе “бонус-малус”, разделяющей страхователей на 15 категорий в зависимости от числа выплат. Каждой соответствует свой коэффициент (от 0,5 до 2,45), увеличивающий/уменьшающий цену полиса.
Основной недостаток существовавшей до вчерашнего дня системы ОСАГО — страховка была привязана только к автомобилю. При его смене отсчет начинался заново, а бонусы и малусы сгорали. Это позволяло виновникам аварий при продаже автомобиля или смене страховщика избежать удорожания полиса. Они могли укрыться за спиной страхователя, который разрешал им садиться за руль своей машины, — ведь полис привязывался к автомобилю и кто именно совершил на нем аварию, страховщику было не важно, число выплат учитывалось по полису (автомобилю).
Теперь в форму заявления о страховании добавился пункт о значении классов бонус-малус (КБМ) отдельно в отношении собственника автомобиля и каждого водителя, допущенного к его управлению, а также количество страховых случаев по каждому водителю или в целом по автомобилю.
Новый порядок не коснулся лишь полисов с неограниченным числом водителей, в этом случае КБМ по-прежнему максимальный, а страховая история обнуляется при продаже автомобиля. Это удобно тем, кто ездит не очень аккуратно, но неудобно безаварийным водителям: они для страховщика как бы не существуют. По таким договорам невозможно вести персональную историю: кому присваивать бонус, если аварий не было, объясняет начальник аналитического отдела Российского союза автостраховщиков Алексей Карпицкий.
Безаварийная езда с неограниченной страховкой все же может вылиться в бонус — но только для владельца автомобиля (он же является страхователем), когда он переходит на именной полис.
Получить скидку за безаварийную езду можно, только купив полис с поименным списком водителей с высоким КБМ. Стоимость полиса рассчитывается по максимальному коэффициенту среди всех водителей, говорит вице-президент по автострахованию группы “Ренессанс Страхование” Галина Ионова.
В случае аварии больше придется платить семьям, у которых несколько машин и в каждый полис перекрестно вписано несколько водителей. Например, если муж и жена допускают друг друга к управлению своими автомобилями. В случае одной аварии раньше дорожал полис только на ту машину, которая попала в аварию, а теперь на обе, ведь виновник ДТП вписан в два полиса.
Еще одна проблема страхователей — они теперь отвечают за сведения, которые указали при заключении договора. Это для них очевидный минус, считает руководитель управления методологии обязательных видов страхования “Альфастрахования” Денис Макаров: в отсутствие единой базы по полисам это если не приведет к хаосу, то уж точно заставит людей побегать за справками. Когда появится база, Карпицкий ответить не смог.
Если страховщик узнает, что представленные данные недостоверны, он может расторгнуть договор. При следующем заключении договора для такого страхователя ОСАГО подорожает в 1,5 раза, предупреждает Карпицкий.
Правда, к водителю привязана только стоимость полиса — владельцам нескольких автомобилей по-прежнему нужно покупать полис на каждый из них.
Статья получена: Клерк.Ру