МИХАИЛ СИДОРОВ
Проблема мести обиженных сотрудников работодателям сегодня существует практически во всех развитых странах. Например, в Германии, по оценкам PricewaterhouseCoopers , с этим явлением постоянно сталкивается около 40% всех предприятий. В Великобритании, согласно данным исследовательской компании Novell , за несправедливое увольнение готовы как-либо мстить начальникам более половины опрошенных работников. Не отстает от мировых тенденций и Россия. Даже напротив: для жаждущих отмщения сотрудников у нас созданы по сути лабораторные условия.
Мотив и возможность
В России на редкость благодатная почва для возникновения конфликтов и, соответственно, появления поводов для сведения счетов. Как свидетельствует психолог-консультант компании «Анкор» Вера Александрова, «печальные недоразумения» чаще всего случаются в тех компаниях, где нет четко прописанных правил взаимоотношения между начальством и подчиненными. А в подавляющем большинстве отечественных бизнес-структур не установлены даже правила внутреннего распорядка, где было бы сказано, что можно, а что нельзя делать сотруднику.
В то же время в России существуют широкие возможности для воплощения реваншистских планов. По разным оценкам, от 70 до 90% российских компаний практикуют незаконное уклонение от налогов и зарплату «в конвертах». Такие работодатели, по выражению председателя объединения «Первое свободное поколение» Владимира Шмелева, «находятся под дамокловым мечом мести со стороны уволенных сотрудников». Стоит отметить и то, что российские суды, перелопатившие в 1990-х горы дел о невыплатах зарплаты и незаконных увольнениях, имеют серьезное предубеждение против работодателей. И если у мстительного сотрудника появится сколько-нибудь правдоподобное основание обратиться в суд, можно смело прогнозировать, что работодателю на процессе придется нелегко. По данным Института изучения корпоративного права, российские директора проигрывают в суде более 80% трудовых споров.
Диктатура пролетариата
Разумеется, от обращений к услугам Фемиды и других госорганов многих работников останавливает перспектива остаться без работы: ни судилища, ни стукачества рынок не простит. Поэтому обиженные сотрудники по большей части предпочитают добиваться сатисфакции анонимно и собственными силами. А этих сил часто хватает лишь на мелкие пакости. Так, сотрудница торговой компании Светлана Н. однажды засыпала тальк в вентиляционные отверстия автомобиля директора, когда тот собирался ехать на официальное мероприятие. Естественно, шеф испачкался, как только включил кондиционер. В другой компании на директорский автомобиль насыпали зерно, и начавшие его клевать птицы повредили покрытие. А уволенный сотрудник супермаркета «Квартал» время от времени в родном магазине ставит с ног на голову стопки с нарезками. Вверху стопки, как правило, располагаются менее свежие продукты, внизу - более свежие. Если стопку перевернуть, то, по его расчетам, менее свежие нарезки долежатся до истечения срока хранения и будут записаны в убытки.
В подавляющем большинстве случаев, по словам председателя совета директоров компании « IDS Scheer /Логика бизнеса» Александра Громова, «вендетту» директорам объявляют люди с небогатым воображением и плохим чувством юмора. Поэтому нередки случаи, когда месть носит откровенно криминальный характер.
Например, менеджер, уволенный из московского ресторана итальянской кухни, несколько раз по самым «хлебным» дням сообщал милиции о заложенной в заведении бомбе. В итоге клиентов у ресторана на какое-то время поубавилось. Не менее серьезный вид расплаты выбрал экс-работник телекоммуникационной компании. Он подделал определение суда об аресте счета компании и отослал его в банк. Получив определение, банк немедленно арестовал счета компании и отправил уведомление в суд по почте. Компания заметила неладное в тот же день. Но на разбирательства с банком и судом ушло четыре дня, что чуть не привело к разрыву отношений с партнерами.
Самым популярным среди откровенно криминальных видов мести сегодня в мире является компьютерный саботаж, с которым мало что может сравниться по соотношению «доступность-эффект». Типичный случай недавно произошел в английской страховой компании Domestic & General , где уволенный служащий с помощью спецустройства отправил по электронному адресу экс-директора 5 млн писем. Компании пришлось отключить веб-сервер и прервать работу всего персонала. Уволенный сотрудник немецкой компании на прощание запустил во внутреннюю сеть своего предприятия 11 тыс. вирусов, чем нанес ему ущерб в 120 тыс. евро.
В России, наверное, самым громким актом компьютерного возмездия стала остановка главного конвейера Горьковского автомобильного завода - дело рук программиста, который перед увольнением встроил в программу управления конвейером так называемую троянскую программу-вандал. О размерах причиненного ущерба можно только догадываться, поскольку ГАЗ озвучить их не решился. Также много шума наделал ИТ-специалист одного московского информагентства, уволенный без выплаты долгов по зарплате. По рассказам очевидцев, после его ухода информационная система агентства «начала вытворять самые невероятные вещи, но напрочь отказывалась делать то, для чего была предназначена». И если программист, покушавшийся на ГАЗ, был изобличен и осужден, то вину «айтишника» из информагентства так никто и не доказал.
Антитеррор
Казалось бы, напрашивается простое решение проблемы: не обижать сотрудников - ни в процессе работы, ни в ходе расставания. К сожалению, все не так просто. Во-первых, обиды неизбежны. По словам генерального директора компании «Экопси консалтинг» Владимира Столина, невозможно руководить компанией, не принимая непопулярных решений. И даже если начальник постоянно выражает словом и делом уважительное отношение к подчиненным, все равно у кого-то из них будут возникать и накапливаться обиды.
Во-вторых, как отмечает Александр Громов, мы имеем дело с парадоксальной ситуацией. Начальников, которые ни за что ни про что обижают подчиненных, сегодня практически не осталось, поскольку бизнес входит в такую технологичную фазу, что «дураки в нем просто не удерживаются». Случаи же мести тем не менее учащаются. Объясняется этот феномен в первую очередь постоянно растущими темпами работы: в суете менеджер может запросто не заметить «место напряжения» и допустить, сам того не желая, небрежность в отношении подчиненного. Отчего и возникают обиды - со всеми вытекающими… Кроме того, согласно исследованиям, проведенным еще в конце 1980-х (за минувшие годы, по мнению господина Громова, ситуация только усугубилась), более 70% российского населения - это группа риска в области так называемых ментальных заболеваний (разного рода фобии, шизофрения и др.). Причем треть из этих 70% уже страдает различными расстройствами. Иными словами, в России очень много работников, склонных реагировать на обиду в соответствии со стереотипами, почерпнутыми из сказок и приключенческих романов.
При этом выявить потенциального мстителя вполне возможно еще на стадии приема на работу. Есть, например, совершенно очевидные вещи: рекомендации с прежних мест работы, отношение кандидата к бывшему работодателю, склонность кандидата интерпретировать объективные явления как личную обиду и т. д. По словам психолога Веры Александровой, большинство потенциальных скандалистов и мстителей, как правило, отсеивается еще на стадии собеседования. Но далеко не все. В частности, попадаются люди, которые легко обижаются и долго-долго держат обиду. Вроде бы внешне - вылитые Монте-Кристо. Но точно так же эти люди концентрируются и на работе: легко включаются и усердно работают. Причем работать увлеченно они будут наверняка, а вот станут ли мстить - еще вопрос. Естественно, такие потенциальные мстители не «выбраковываются».
В итоге экспертные рекомендации по профилактике мести сводятся к трем «китам». Необходимо тщательно проводить кадровый отбор и вести работу с персоналом. Нужно формализовать отношения с работниками и наказывать их только в соответствии с этими формализованными правилами. И уж, конечно, всегда нужно пытаться расставаться с неугодным работником по-доброму. Владимир Столин даже советует в этом случае по возможности помогать уволенному с трудоустройством и в дальнейшем поддерживать с ним контакт.
Статья получена: Клерк.Ру