Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Капитализм без гангстеров

 

Капитализм без гангстеров

 

 

Олег Дерипаска пережил кровавую российскую приватизацию. Сейчас вместе со всей страной он занимается более цивилизованными формами бизнеса. Если послушать Олега Дерипаску, то самая большая проблема России в настоящее время - это дурная репутация. Дерипаске 33 года. Он - основатель и владелец контрольного пакета акций Сибирского Алюминия , второго по величине производителя алюминия в мире.

загрузка...

 

 

Однако, несмотря на такие заслуги, по его словам, никто не проявляет к нему уважения.

Пример: три года назад Дерипаска встретился с министром финансов США Полом О'Нилом на конференции корпорации Рэнд . О'Нил в то время был главой Алкоа . Дерипаска пытался уговорить его вложить деньги в российские металлургические комбинаты.

О'Нил очень эмоционально прореагировал, сказал, что в России слишком много коррупции, чтобы заниматься серьезным бизнесом, - вспоминает Дерипаска. - Он сказал мне: Я не хочу платить взятки всякий раз, когда мой товар проезжает по мосту . Я ответил, что мне не приходится платить взяток, но не смог его переубедить .

Как бы ответила Алкоа сегодня? Возможно, иначе. Россия и США объединились в борьбе с терроризмом, многие лежащие на полке проекты могут быть пересмотрены. Работать в России не сложнее, чем в Китае, - утверждает Дерипаска. - У нас просто проблема имиджа .

Возможно, это слишком мягко сказано. В декабре прошлого года несколько его конкурентов подали иск в окружной суд Манхэттена, в котором заявили, что Дерипаска и его партнеры угрожали расправой, прибегали к услугам бандитов и мошенничествам, чтобы получить контроль над алюминиевым заводом в Новокузнецке. Если истцам удастся оспорить все возражения по поводу выбора этого места для разрешения российского конфликта, они попытаются возбудить дело по статье об организациях, связанных с рэкетом и коррупцией, которая предусматривает трехкратные компенсации убытков.

Михаила Черного, который долгое время был партнером Дерипаски, два раза арестовывали - в Швейцарии и Израиле - и допрашивали о возможных связях с организованной преступностью. В этом году Дерипаску не пригласили на Давосскую конференцию; кроме того, ему отказано во въезде в США.

У одного из инициаторов иска, российского бизнесмена в бегах Михаила Живило, есть свои сложности с имиджем. В России давно выписан ордер на его арест. Его обвиняют в организации покушения на губернатора одного из сибирских регионов.

Дерипаска говорит, что выдвинутые против него обвинения - попытка обиженного Живило получить дополнительные суммы денег помимо $100 млн., которые он заплатил за Новокузнецкий завод.

Виновен Дерипаска или нет, но его проблема состоит в том, что он делал карьеру в одном из самых криминализованных секторов российской экономики. В начале девяностых, когда рухнул коммунизм, неразборчивые торговцы начали биться за контроль над промышленными активами страны. Гигантская алюминиевая промышленность, один из основных поставщиков экспортной прибыли ($4 млрд. в год), была лакомым кусочком.

Сначала главным игроком был Марк Рич, бежавший из США торговец сырьем, которого амнистировал Клинтон. К 1993 г. компании, непосредственно связанные с Ричем, начали выталкивать, в русской алюминиевой промышленности появился новый игрок: свободная ассоциация торговцев сырьем, известная под названием Trans-World group . Группу возглавляли два брата - Михаил Черной и его брат Лев - и два трейдера из Западной Европы - Дэвид и Саймон Рейбены. Trans-World group базировалась в Лондоне, Женеве, Монте Карло и Москве. Она покупала контрольные пакеты крупнейших российских алюминиевых заводов и обзаводилась крупными экспортными контрактами.

Дерипаска в то время был небольшим трейдером, торговал металлами. Он начал свой бизнес, когда был студентом МГУ. С 1993 по 1994 г. он купил 20% акций Саянского алюминиевого завода, производящего 285 000 тонн в год. Приватизационная распродажа была такой дешевой, что этот пакет обошелся Дерипаске всего в несколько миллионов долларов. Другим крупным акционером Саянского завода была Trans-World group . Дерипаска объединил с ней свой усилия, чтобы получить контроль над предприятием.

Завод практически остановился, - вспоминает Дерипаска. - Мы выгнали старого директора. Я хотел поставить на его место другого человека, но обнаружил, что он связан с местной бандитской организацией. Мне пришлось руководить заводом самому. С этого момента у меня начались проблемы .

Проблемы? Таким мягким словом Дерипаска описывает четыре года насилия, волна которого прокатилась по алюминиевому сектору. Когда дым рассеялся, оказалось, что погибли десятки руководителей предприятий, банкиров, трейдеров и главарей шаек. Самые кровавые битвы развернулись за гигантский Красноярский алюминиевый завод. Борьба за это предприятие продолжалась несколько лет. Trans-World group владела 20%, но конкуренты предъявляли свои права, также как и местная гангстерская организация.

Летом 1995 г. автомобиль Олега Кантора, президента банка, который начал играть важную роль в Красноярске, попал в засаду. В банкира стреляли, потом добили ножом.

Через месяц настала очередь Феликса Львова из нью-йоркской компании AIOC , заключившей с Красноярском экспортный контракт. Львов, специальный уполномоченный AIOC по России, был арестован двумя людьми в форме, когда он собирался садиться в самолет в московском аэропорту. Через несколько дней в лесу был найден его труп; AIOC ушла из Красноярска и объявила о банкротстве.

В конце девяностых, когда большинство конкурентов уже лежали на обочине, Trans-World group захватила контроль над Красноярским алюминиевым заводом вместе с неким Анатолием Быковым. Быков, бывший боксер, стал менеджером завода; сейчас он сидит в московской тюрьме, его обвиняют в убийстве.

Trans-World group распалась. Старших их братьев Черных, Михаил, поссорился с остальными, забрал деньги и присоединился к Дерипаске на Саянском заводе.

Дерипаска говорит, что обходил стороной бандитские разборки, что его внимание было приковано к тигельным печам. К 2000 г. он повысил объемы производства до 450 000 тонн. В 1999 г. он доказал, что является промышленником нового типа, начав лоббировать за прекращение практики, которая позволила сказочно разбогатеть таким трейдерам, как Trans-World group - толлинга. Толлинг - разновидность бартера, когда трейдер сдает в аренду алюминиевому заводу сырье и получает назад готовый алюминий. С помощью толлинговых контрактов трейдеры выводили прибыли в оффшоры - раздувая цену на руду и резко снижая цену на экспортируемый алюминий - что позволяло им обходить российские налоги.

Насколько велики были прибыли? В этом году немецкое правительство начало выяснить происхождение $1 млрд., которые компании, связанные с Trans-World group , разместили в немецких банках (недавно следствие было прекращено в виду отсутствия свидетельств каких-либо преступлений).

Система толлинга на самом деле была гигантским насосом, выкачивавшим средства из заводов и отправлявшим их за рубеж, - говорит Дерипаска. - Но нам нужны инвестиции дома .

Дерипаска начал антитоллинговую рекламную кампанию на телевидении, с помощью уличных щитов, лично говорил с законодателями - и добился успеха. Было закрыто множество лазеек в налоговом законодательстве, благодаря которым толлинг был таким выгодным. Возможно, Дерпаской двигал не только альтруизм, поскольку антитоллинговая компания помогла ослабить железную хватку, в которой Trans-World group держала российскую алюминиевую промышленность. В начале прошлого года Trans-World group продала большую часть алюминиевых активов нефтяному магнату, миллиардеру Роману Абрамовичу, который объединил их с компанией Дерипаски. В результате появился Русский алюминий .

Объемы продаж этой новой компании, которой управляет Дерипаска - $4,5 млрд. в год. Она отвечает за 70% производимого в России алюминия. Сохраняется неразбериха с пересекающимися акционерными долями и туманные личные отношения, но, по словам Дерипаски, он собирается трансформировать свою фирму в корпорацию западного типа. Когда-нибудь. Пока же Дерипаска сообщает не так много цифр. Он вложил $120 млн. в первый российский завод по производству алюминиевой тары и еще несколько сотен миллионов в модернизацию заводов, покупку предприятий по переработке глинозема, аренду бокситовой шахты в Африке.

Заводы настолько прибыльны, что у Дерипаски есть средства на покупку крупных пакетов акций автомобилестроительных и аэрокосмических компаний, угольных шахт. Если бы я инвестировал на Западе, я бы получал прибыль в среднем 10%, - говорит он. - У России есть победы и поражения, но наша средняя прибыльность - 35% . Такой подход помог Дерипаске внушить Путину любовь к себе. Путин пытается прекратить разграбление страны.

Судя по всему, новый российский президент заключил с промышленниками страны неформальное соглашение: я не буду возбуждать уголовные дела по поводу вашего уголовного поведения в прошлом, если вы не будете вмешиваться в политику и начнете реинвестировать прибыли в Россию (Дерипаска, конечно, не признает за собой никаких уголовных правонарушений).



Статья получена: InoPressa.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Капитализм без гангстеров":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Nissan Patrol GR: Без компромиссов

В тесте участвуют автомобили: Nissan Patrol GR Nissan Patrol — внедорожник с большой буквы Nissan Patrol, вне всякого сомнения, настоящий повелитель бездорожья. И даже нынешняя мода на «паркетники», которые лучше ведут себя на асфальте, нежели в грязи, не смогла изменить его «характер».

» Японские автомобили - 3782 - читать


Honda CR-V: Безумству храбрых

В тесте участвуют автомобили: Honda CR-V Один из самых популярных в нашей стране японских «паркетников» кардинально сменил имидж. Причем не только внешне – и внутри эта «Хонда» стала совсем другой.

» Японские автомобили - 1935 - читать


Honda ASV-3: безопасному автомобилю водитель не нужен

Компания Honda представила автомобиль, гордо названный самым безопасным в мире. Неизвестно, можно ли сделать самым безопасным в мира автомобиль, созданный на базе Accord (разницу в массе с полноразмерными внедорожниками никто не отменял), но самым «активно-безопасным» ASV-3 назвать вполне можно. Дело в том, что японцы не просто нашпиговали серийный автомобиль разнообразными системами безопасности, но и синхронизировали их работу.

» Японские автомобили - 2375 - читать


Как не стать без вины виноватым в ДТП

Плохо ездить без страховки. Еще хуже столкнуться на дороге с тем, у кого страховка есть. И тут уже надо думать,как не стать без вины виноватым в ДТП.

» Японские автомобили - 3122 - читать


Mitsubishi Galant: Лед без пламени

В тесте участвуют автомобили: Mitsubishi Galant Посмотреть другие фото (2) Первая поездка на новом «Галанте» пришлась на вечер. Вспыхнули ярким (даже чересчур) «голубым льдом» приборы, зажужжало и сдвинулось вперед сиденье, чуть повернулись зеркала – я готов ехать, привыкать и осваиваться не приходится… Во-первых, интерьер по большей части скрыт сумраком, во-вторых, то, что видно, подчинено законам практичности.

» Японские автомобили - 2482 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Капитализм без гангстеров

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru