Сеть кинотеатров «Киномакс» первой из российских операторов планирует выйти на казахстанский рынок. До 2008 г. «Киномакс» собирается открыть до 4—6 мини-плексов в Астане, Алма-Ате и других местных городах, потратив до $10 млн. Конкуренты «Киномакса» признаются, что рынок Казахстана им тоже интересен.
Других участников кинорынка планы «Киномакса» не удивляют — на рынок Казахстана российские сети смотрят давно.
|
Сеть кинотеатров «Киномакс» создана в 1996 г. Сегодня объединяет 18 кинотеатров (56 экранов) в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Владимире, Волгограде, Ростове-на-Дону, Челябинске, Перми, Тюмени, Саранске, Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, Тамбове и Казани. Основной акционер — компания «Техсоюз», принадлежащая Борису Асриеву и Игорю Анисимову. Выручка в 2005 г. составила $34 млн.
Замгендиректора сети «Киномакс» Ирина Туманова рассказала «Ведомостям», что сейчас идут переговоры «об аренде коммерческих площадей в торгово-развлекательных комплексах Астаны и Алма-Аты». Туманова уточнила, что до 2008 г. «Киномакс» надеется открыть в казахстанских городах от четырех до шести мини-плексов по четыре-пять залов каждый. Затраты на экспансию она оценивает в $10 млн. Частично это будут кредитные средства — возможно, Газпромбанка, с которым «Киномакс» уже сотрудничал. Кредит Газпромбанка, например, помог «Киномаксу» открыть кинотеатр в Казани.
Планы «Киномакса» на Казахстан подтвердил консультант Colliers International KZ Андреас Баринов. Он уточнил, что торгово-развлекательным комплексом в Алма-Ате, с владельцами которого ведет переговоры «Киномакс», интересовалась и другая российская киносеть — «Кронверк-Синема». Гендиректор управляющей сетью «Кронверк-Синема» компании «Эпос» Эдуард Пичугин подтвердил, что планы выхода на казахстанский рынок у компании есть, но конкретизировать информацию отказался.
Других участников кинорынка планы «Киномакса» не удивляют — на рынок Казахстана российские сети смотрят давно. «Казахстанские девелоперы сейчас активно предлагают свои проекты российским киносетям», — рассказывает акционер «Титаник-Синема» Евгений Миропольский. Гендиректор сети «Формула кино» Андрей Терешок признался, что его компания рассматривает несколько подобных предложений. Получали предложения от казахстанских девелоперов и в «Синема-Парке», но, как объяснил заместитель гендиректора сети Кирилл Иванов, пока выходить на новый рынок сеть не планирует.
По словам гендиректора «Невафильма» Олега Березина, «кинорынка как такового в Казахстане пока нет, но есть все предпосылки для его появления». «Алма-Ата считается городом развлечений с большой аудиторией молодежи», — рассуждает Березин. А Влад Калабин из издания «Кинобизнес сегодня» считает, что по-настоящему значимым кинорынком постсоветского пространства сейчас является только Украина. «На остальное СНГ, включая Казахстан, Молдавию, Белоруссию, в целом приходится где-то 5% от российского бокс-офиса», — говорит Калабин. По прогнозу Pricewaterhouse Coopers, российский бокс-офис в 2006 г. составит $382 млн. Отдельных данных по сборам, посещаемости и количеству экранов в Казахстане нет, говорят оба эксперта. Как утверждает директор кинопроката алма-атинского кинотеатра Silk Way Cinema Муслим Чингужинов, за последние пять лет посещаемость казахских кинотеатров выросла как минимум на 40%. «И в Алма-Ате, и в Астане хорошая заполняемость кинотеатров, у нашего рынка есть потенциал», — говорит Чингужинов.
По оценке Тумановой, свои инвестиции «Киномакс» сможет вернуть в первые четыре года работы на новом рынке. Замгендиректора сети «Синема-Парк» Кириллу Иванову такая оценка кажется реальной. «Формат мини-плексов "Киномакса" подходит Казахстану, кроме того, на первом этапе сеть будет развиваться в условиях практически полного отсутствия конкуренции», — аргументирует он свою точку зрения. При этом Иванов отмечает, что на казахстанском рынке «Киномакс» ждут и трудности, а именно отличное от России законодательство и меньший доход на душу населения. Проблемы могут возникнуть из-за особенностей местной бухгалтерии и отсутствия опыта взаимодействия с местной властью, добавляет Пичугин из компании «Эпос».