Петр Супонев
Чтобы открыть успешный бизнес, предпринимателю нужно всего лишь придумать хорошую идею, создать эффективную команду и найти стартовые деньги. Последний этап часто является самым трудным.
Банки начинающих предпринимателей не жалуют, а заработков и личных накоплений может не хватить.
Впрочем, если поискать, деньги под бизнес найти все-таки можно.
Записная книжка
Первая мысль, которая многим приходит на ум,— пойти в банк.
Однако опрошенные «Бизнесом» эксперты посоветовали сделать это в последнюю очередь.
— Банк — это структура, которая зарабатывает на перепродаже чужих денег,— рассуждает Борис Полянин, глава консалтинговой компании «Бизнес-траст».— Естественно, она пытается всеми способами защитить себя от возможных рисков. А startup — это всегда риск, причем очень серьезный.
Попробуйте позвонить в банк и спросить: нужны деньги для начала бизнеса. В 99% вам откажут с самого начала.
Способ, который порекомендовали все опрошенные эксперты,— найти частного инвестора.
— С моей точки зрения, самый простой и самый эффективный способ найти деньги— это воспользоваться записной книжкой,— утверждает Олег Манчулянцев, президент компании «Республика идей».— Стоит написать четкий бизнесплан, отксерить несколько десятков копий и пройтись по всем знакомым, которые могли бы помочь с инвестициями. Даже если сразу не найдете инвестора, то кто-нибудь может посоветовать нужного человека. Если сумма не больше $50 тыс., то это самый эффективный способ.
— Инвесторов, способных дать деньги на старт, в международном бизнес-сообществе часто называют FFF,— шутит Александр Савинов из Московской сети бизнес-ангелов.— Расшифровывается просто: family, friends, fools (семья, друзья и дураки). Однако я бы тоже дал совет предпринимателю начать искать контакты сначала среди своих знакомых и только потом обращаться в финансовые структуры. Ведь они предпочитают работать с состоявшимся бизнесом.
По словам Савинова, даже его компания, занимающаяся инвестированием в развивающиеся бизнесы, только один раз работала с проектом на старте.
К ним пришел молодой предприниматель, разработчик навигационных электронных карт для ПК и КПК, которому было нужно около $200 тыс.
для развития компании. Впрочем, у него уже была команда, разработанный программный продукт, и, главное, он смог убедить экспертов в перспективности проекта. Деньги он получил и за полтора года смог построить успешный бизнес.
Естественно, такой «неформальный» канал, как частный инвестор, предполагает риски. Иногда — весьма значительные.
— Загляните в интернет — увидите там миллион предложений об инвестициях,— говорит Борис Полянин.— Тут вам и «помощь в получении кредита в банках», и «вложим деньги в перспективный бизнес», и масса других. Риск понятен: неизвестным доброжелателем вполне может оказаться криминальная структура. Даже если вам просто помогут за 20–30% получить кредит в банке, то все равно это противозаконная сделка.
— Я бы дал совет: ищите только кредитного инвестора, но не долевого,— делится опытом Олег Манчулянцев.— Частные филантропы часто хотят большего процента, нежели в банках, вплоть до 100%. Однако лучше отдать больший процент, перезанять у кого-то, но остаться «с бизнесом». Если же инвестор получит контрольный пакет, то он в любой момент сможет выкинуть вас из созданного вами дела.
Долгая дорога в банк
Если с частниками не получилось, можно все-таки попробовать взять кредит в банке.
— Надо иметь в виду: под «голый» стартап деньги в банке практически никто не дает,— говорит Александр Савинов.— Все хотят обеспечения: активов, недвижимости, положительного баланса. Самый минимальный срок, после которого бизнесмен может обратиться в банк за деньгами на развитие,— шесть месяцев.
В большинстве банков, занимающихся потребительским кредитованием, максимальный размер выдаваемого кредита (если не считать автокредиты и ипотеку)— $5–20 тыс. Бывает и больше — в Citybank выдают 750 тыс. руб., а в Финансбанке — 1 млн руб. на срок до пяти лет. При этом кредитные эксперты готовы предоставить кредит человеку со стабильной работой, с устойчивым и значительным доходом, но ни в коем случае не начинающему бизнесмену.
Некоторые предприниматели иногда все же умудряются получить деньги в банке. Хитростью. Одна москвичка, отчаявшись найти деньги для своего проекта, взяла в банке потребительский кредит, который и послужил отправной точкой ее небольшого бизнеса. В банке ей пришлось сказать, что кредит будет потрачен на строительство подмосковной дачи.
Казенный интерес
Тем, кто не смог найти коммерческие инвестиции, можно попробовать получить госфинансирование. В Москве через сеть территориальных центров по развитию предпринимательства ведется отбор и финансирование проектов малого бизнеса. В бюджете Москвы на поддержку начинающих компаний заложено 1,5 млрд руб.
— Любой предприниматель может обратиться к нам с запросом об инвестировании,— говорит Софья Познякова, эксперт Центра развития предпринимательства ЦАО Москвы.— Сегодня он может рассчитывать на субвенцию до 250 тыс. руб. при условии, что его компания уже зарегистрирована и ведет хозяйственную деятельность не более двух лет. Еще недавно сумма была всего 120 тыс. руб., но при этом их не надо было возвращать.
В ближайшем будущем практика «халявных денег» прекратится. Впрочем, для наиболее интересных и ценных городу проектов, по словам Позняковой, может быть сделано исключение.
— В списке приоритетных направлений, которым субвенции предоставляются в первую очередь,— ЖКХ, внутренний (московский) туризм, производство сувениров с городской и государственной символикой, наукоемкие проекты,— говорит Познякова.— При этом для хай-тек-компаний субвенции могут быть в три раза выше — до 750 тыс. руб.
Статистика «госпомощи» венчуру такова: в 2005 году на помощь инноваторам в Москве выделено 50 млн руб. Некоторые эксперты настроены к таким деньгам весьма критично.
По их мнению, везде, где есть чиновники, раздающие деньги, процветают «откаты» и раздача кредитов своим людям.
— Лично я не знаю ни одного предпринимателя, который бы получил «бесплатные» деньги от государства,— говорит Борис Полянин.— Это не означает, что их нет совсем.
Наверное, есть. Однако лично я связываться с государством все-таки не стал бы.
Экономить экономно
Иногда небольшие бизнескомбинации способны существенно снизить необходимую начальную сумму. Интересный пример о минимизации startup-бюджета рассказал 24-летний предприниматель Дмитрий Габин из Москвы.
— Весной прошлого года мне захотелось покататься на роликах. Заглянул в интернет и с удивлением обнаружил, что есть серьезная проблема с прокатом. Купить ролики — пожалуйста, взять в прокат — практически негде. И это в столице! Разумеется, немедленно родилась бизнес-идея. Через несколько дней — бизнес-план.
Расчеты показывали, что если все делать по уму, то нужно около $40 тыс. Подумав, Дмитрий решил сэкономить.
— Я обратился в представительство одной из ведущих компаний, производящих ролики, и заявил: собираюсь открыть крупнейший прокат роликов в Москве, предлагаю сделать это под вашим брэндом. Мол, не хочу китайский no name, хочу настоящую фирменную продукцию. Давайте сотрудничать.
Менеджеров предложение заинтересовало. Ведь, как ни крути, прокат — это отличная реклама. Договорились о 50процентной скидке на ролики, рассрочке платежа на несколько месяцев, а также о помощи с брэндингом магазина. В результате торговое оборудование досталось практически бесплатно.
Осталось договориться с площадкой под прокат. Дмитрий решил сэкономить и здесь.
Обратился к руководству ВВЦ: «Хотите организовать досуговую зону, чтобы к вам со всей Москвы ехали покататься? Помогите с площадкой». Администрация пошла навстречу, причем аренда обошлась со значительной скидкой. В конце концов из исходных $40 тыс. осталось найти всего $10 тыс.— на строительство павильона. С ними помогли знакомые.
— Прокат оказался прибыльным бизнесом. Мы открылись в июле и успели к закрытию сезона отбить все вложения.
Статья получена: Клерк.Ру