Сердюк В.А.,
Сердюк В.А.
Опубликовано в номере: Менеджмент в России и за рубежом
№2 / 2002
Мы живем в очень интересное время, когда стабильность подменяется непредсказуемостью, а реальностью становятся постоянные изменения, которые приводят к процветанию одних и гибели других экономических форм. Двигателем этих изменений являются информационные технологии, позволяющие в считанные сроки переработать необходимый объем данных и выдать оптимальные решения, увязать территориально разобщенные производственные структуры, выработать стратегию и тактику мировой торговли и, в конечном итоге, создать возможности для построения глобальной экономики. Хотелось бы рассмотреть, насколько жизнеспособны и перспективны возникающие в этих условиях новые типы организации, получившие название «виртуальных», а также задать вопрос, приведет ли их стабилизация к новой форме управления – виртуальному правительству?
Первоначально необходимо отметить, что в основе предпосылок формирования виртуальных организаций лежит процесс распада вертикальной рациональной бюрократической модели, характерной для крупных корпораций в условиях стандартизованного массового производства и олигополистических рынков, который становится в настоящее время тенденциозным явлением в экономике. В результате начавшегося кризиса на протяжении последних двух десятилетий XX в. возникло множество моделей и организационных схем, базирующихся на информационных технологиях. Технологии эти, как правило, основаны на сетевых технологиях, являющихся по существу фундаментальным материалом или новой технологической парадигмой, на основе которой строятся и, по-видимому, будут строиться новые организации. Тем более, что сформировавшиеся в настоящее время такие глобальные сети, как Интернет, способны объединить и дать новый импульс не только главным улицам, но и глухим закоулкам современной экономики.
Поскольку в настоящее время под «виртуальными» понимаются как бизнес-процессы, так и отдельные фирмы, постараемся понять, что же на самом деле означает этот термин.
Термин «виртуальность» заимствован из компьютерного слэнга, где он впервые был использован для описания определения «виртуальной памяти» и связанных с ней способов выполнения компьютерных операций. В основе здесь лежит использование памяти периферийных устройств (например, жестких дисков) в качестве дополнительного резервного ресурса, повышающего мощность информационной системы в целом. Для большего понимания обратимся к стандартному словарному определению «виртуальности». Согласно Вебстеровскому словарю [1], оно трактуется как «действительная сущность или эффект, не являющийся фактом, однако фактически существующий или эквивалентный ему». В экономике можно найти нечто схожее, когда констатируется «эффект без факта присутствия». Примером может служить термин «компания», который в принципе обозначает некую экономическую структуру, однако на самом деле может иметь место нечто иное.
Интересно отметить, что в экономике термин «виртуальная организация» (ВО) имеет огромный диапазон значений и определений. Так, например, Давидов (Davidow) и Мэлоун (Malone) [2] использовали термин «виртуальная корпорация» для обозначения любых новых организационных форм, жизненный цикл которых ограничен определенными временными рамками, а центральное место занимают информационные технологии. В противоположность этому, Бурне (Byrne) [3] предложил использовать тот же самый термин для временного набора электронных телекоммуникационных связей между эфемерными образованиями, которые жертвуют уровнем своей компетенции во славу эффективного взаимного сотрудничества. Мартин (Martin) [4] предложил термин «кибернетическая корпорация», в основе которого лежат высокоскоростные каналы связи, заложенные в сетях Интернет и Интранет. В противоположность этому, ряд авторов или не допускают возможности существования ВО без электронных взаимосвязей [5] или же полностью отрицают их необходимость [6].
В доступной авторам литературе можно найти расхождения и в отношение новизны ВО. Ряд исследователей рассматривает виртуальную организацию в качестве новой организационной формы [5, 6]. Общими для структуры ВО параметрами, по их мнению, являются более гибкая структура и совместимая (коллаборативная) культура партнеров. В противоположность этому, Ванкатраман (Vankatraman) и Хендерсон (Henderson) [7] считают, что виртуальная организация не характеризуется какими-либо новыми экономическими параметрами, однако виртуальность, как таковую, они определяют «способностью стабильно осуществлять и координировать работу организации в критических условиях».
Эмпирические исследования виртуальной организации еще достаточно редки и свидетельством этому являются приведенные выше разночтения в самом понимании ее сущности. Если допустить, что ВО имеет классическую внутреннюю организационную форму, например, форму совместного предприятия или стратегического альянса [5], тогда определение виртуальной организации для них равнозначно, поскольку не ясно, как они различаются в организационных параметрах, направлениях деятельности или же по наличию взаимодействующих друг с другом сетей связи. Дифференциация затрудняется также в случае, когда необходимые для жизнедеятельности условия до конца не ясны [6]. Более того, сомнение и двусмысленность проявляется по мере того, как увеличивается интервенция, организованная бизнес-прессой, использующей термин ВО в качестве тенденционного для названия им любой организации, которая или сама себя называет «виртуальной» (или же называют ее так многие другие), или же лишь в незначительной степени проявляет эту самую виртуальность. Даже работники правительственных учреждений в некоторых странах делают попытку назвать в перспективе свое ведомство «виртуальным правительством» [8].
Хорошо известно, что сущностью любой экономической организации являются люди и материальные ресурсы, а за ними уже стоят конкретные организационные связи, которые в определенное время могут сформировать единую организацию. Такая необходимость может возникнуть при территориальной рассредоточенности людей или материальных ресурсов или же в случае, когда определенные ресурсы различных фирм объединяются по тем или иным причинам. Постараемся понять, что стоит за сущностью виртуальной организации и соответствует ли наименование ВО той или иной форме организации.
В принципе для существования виртуальной организации необходимо два структурных условия: географическая дисперсия организуемых единиц и электронные связи производственного процесса.
Под первым структурным условием понимается пространственная рассредоточенность вовлекаемых в ВО индивидов, групп, департаментов или целых компаний при минимуме в виде двух местоположений. Второе структурное условие заключается в том, что производственный процесс в ВО не может быть полным без поддержки его информационными технологиями, предназначенными для взаимосвязи рассредоточенных структур [9].
Не менее важно понимать, что виртуальная организация — отличная от других организационная форма, причем она не является собственностью какой-либо организации. Это как раз исключает ВО из разряда современных универсальных организаций, которые интенсивно используют коммуникационные средства связи, однако не имеют прямого отношения к формированию производственного процесса. Примером в этом плане могут служить многонациональные корпорации с дисперсией составляющих и спутниковой связью, не являющейся базовой информационной составляющей для формирования производственных процессов.
Для полноты представления весьма важно понимать, что сущность новизны заключается в том, что ВО, наследуя некоторые органические характеристики традиционных форм [10], дифференцируется от них как минимум по набору условий, необходимых для существования. Так, например, ВО может наследовать определенные параметры дизайна корпораций, позволяющие проявлять гибкость [11], однако обязательным здесь является наличие пространственной дисперсии, взаимоувязанной электронными коммуникациями.
Проведенный выше анализ позволяет сформулировать следующее рабочее определение:
Виртуальная организация представляет собой временную или постоянную совокупность географически разобщенных индивидов, групп, организационных единиц или же целостных организаций, функционирование производственного процесса у которых проходит при обязательном участии информационных технологий, включая электронные средства связи.
Сформированное определение ВО, однако, носит лишь теоретический характер и не обладает достаточной убедительностью для правомерного использования его на практике. Была поставлена задача разработать исследовательскую модель ВО, в основе которой информационные технологии играли бы центральную роль и являлись бы основой этой организации. Необходимость построения такой модели диктуется и тем, что существующий в настоящее время широкий спектр концепций в определении сущности ВО в большинстве случаев имеет разночтения по условиям, необходимым для жизнедеятельности, новизне этой формы экономической деятельности и т.п. Примером может служить само наименование, которое, как уже упоминалось выше, зачастую используется в качестве звонкого термина. Так все большее число организаций объявляют себя в качестве «виртуальных». Все это создает неопределенную и даже двусмысленную ситуацию, при которой ВО появляются повсеместно, в то время как нельзя сказать с большой долей уверенности, какая из них в действительности представляет собой виртуальную организацию. Иными словами, поле интересов ВО и ключевые характеристики этой формы экономической деятельности становятся проблемой для исследования.
Исследовательская модель виртуальной организации
Исходя из сформулированного выше рабочего названия была построена исследовательская модель ВО с целью последующего ее использования при проведении различного рода исследований. В качестве базовых в модель были заложены важнейшие, по мнению авторов, компоненты, способные обеспечить ее выживание в современных экономических условиях (см. рис. 1).
Рис. 1. Исследовательская модель виртуальной организации
Ядро исследовательской модели ВО представлено информационными технологиями, поддерживающими производство, связывающими его воедино и играющими важную роль во всех организационных аспектах, включающих как управление производственными процессами, так и стратегический или внешний менеджмент. Это позволяет использовать модель в любой отрасли промышленности, любом производстве, использующем любой производственный процесс, приводящий к получению готового продукта, как в форме сервисных услуг, так и в форме товарного продукта. При этом условии информационные технологии становятся инструментом для формирования производственного процесса.
В качестве обязательного условия жизнедеятельности ВО в исследовательскую модель включен параметр пространственной дисперсии производственных компонентов и наличия между ними электронной взаимосвязи. Электронная связь делает возможным проведение рабочего процесса (или его критической части), связывая при этом структурные компоненты, расположенные в разных регионах через информационные технологии. Производимый в этом случае продукт можно назвать «виртуальным».
В число важнейших параметров модели включена культура и обучение персонала ВО. Мотивировано это тем, что участники виртуальной организации должны учитывать существующие социальные процессы в регионах, где размещены ее структуры. В этой связи необходимо принимать во внимание то, каким образом информационные технологии создавались в каждом из регионов и под каким влиянием они находились, каков имидж информационных технологий в этих местностях, а также каким образом члены ВО относятся к проблеме доверия друг к другу. С фактором культуры взаимосвязано и правильное отношение к организации обучения. Персоналу ВО весьма важно иметь знания относительно того, как и каким образом следует использовать информационные технологии. Поэтому обязательными должны быть такие мероприятия, как повышение уровня технической подготовки, обмен опытом, совершенствование форм научной организации труда и т.д.
В исследовательской модели в качестве одного из главных компонентов вошли электронные информационные ресурсы, суммирование которых при помощи информационных технологий приводит к значительному увеличению виртуальной памяти ВО.
Весьма существенными в плане эффективного функционирования менеджмента являются автоматизированные системы управления, такие как АСУ, АСУТП, АСПР и др., которые и были включены в модель в виде единого параметра.
Значимость электронных баз данных, экспертных систем и т.п. для эффективной деятельности таких подсистем, как кадры, бухгалтерия, планирование и т.п. не подлежит сомнению, поэтому этот параметр также вошел в предлагаемую авторами модель виртуальной организации.
В число главных параметров модели были включены НИОКР. Объясняется это тем, что разработка и внедрение более совершенных виртуальных технологий является весьма важным аспектом длительного существования ВО в условиях высочайшей конкуренции за рынок сбыта.
Построение модели виртуальной организации естественно не решает вопросов взаимодействия структурных параметров. Не совсем ясно, каким образом информационные технологии, являясь стержнем ВО, взаимодействуют с таким серьезным параметром, как память менеджмента и т.д. По существу сформированное рабочее название относится к неизвестным величинам, требующим проведения различного рода исследований, включая и эмпирические, по всем структурным составляющим. Необходимо проведение исследований по таким элементам виртуальности, как организационный возраст ВО, тип бизнеса, истории и т.д. Остаются вопросы и по таким направлениям, как интенсивность бизнес—процессов на различных стадиях развития ВО, влияние взаимоотношений между людьми, которые желают идти навстречу друг к другу для создания ВО, и т.п.
Выше уже упоминалось, что в некоторых странах идут разговоры о так называемом «виртуальном правительстве». Постараемся рассмотреть возможность такого правительства через призму предложенной авторами исследовательской модели виртуальной организации.
Можно допустить, что ядром такого правительства будет не действующая в настоящее время бюрократия, а управляющие информационные технологии (УИТ), представленные комплексом систем управления. Прообразом такого ядра может быть представленный комплекс из шести важнейших уровней, составляющий в целом интегрированную управляющую информационную систему обеспечения эффективной работы будущего «виртуального правительства» [12]. Приведем структурный вариант такого рода системы.
1. УИТ менеджмента
1.1. Стратегический менеджмент [7]
1.1.1. Информационные системы управления (ИСУ) исполнительного руководства: призваны облегчить принятие стратегических решений на высшем уровне управления, программное обеспечение предоставляет доступ пользователей к большим массивам комплексных данных, дает возможности для анализа и представления, что способствует идентификации проблем и рассмотрения возникающих ситуаций.
2. Операционные УИТ
1.2. Тактический менеджмент [7]
1.2.1. ИСУ поддержки принятия решений: интерактивные компьютерные информационные системы, использующие различные модели принятия решений и специализированные базы данных для обеспечения деятельности специалистов, ответственных за принятие решений. Программное обеспечение таких систем позволяет пользователям ставить вопросы типа «что, если» с получением в активном режиме различных вариантов действий.
1.2.2. ИСУ отчетности: обеспечение менеджеров и участвующих в управлении сотрудников отчетами, необходимыми для принятия решений.
2.1. Системы оперативного управления: обработка трансакций, включающая регистрацию и обработку данных о бизнес-операциях, учете продаж, закупок у поставщиков, обработку данных по имеющимся запасам сырья, выплатам заработной платы сотрудникам. Эти информационные системы поставляют сведения в организационные базы данных, идентифицируют и накапливают основные бюджетные блоки информации, на базе которых генерируется отчетная документация. Операционные ИСУ могут использоваться для принятия стандартных решений в целях осуществления оперативного контроля на перерабатывающих предприятиях.
2.2. Системы контроля над производством: ИСУ систем контроля обеспечивают мониторинг и проверку трансформационных процессов, специализированные датчики непрерывно следят за изменениями температуры или давления и преобразуют их в замеры, результаты которых передаются в центр управления для обработки и осуществления регулирования в режиме реального времени.
2.3. Система административного управления: управление маркетингом, финансовое планирование, хозяйственное планирование, управление проектами, финансовый анализ, учет и управление кадрами, управление документооборотом.
2.4. Система бухгалтерской отчетности: осуществление кассовых и финансово-расчетных операций, учет материальных ценностей, расчет заработной платы, ведение главной книги и баланса, контроль над межплановыми счетами бухгалтерского учета, осуществление консолидированной отчетности корпораций.
3. УИТ групповых решений или УИТ виртуального менеджмента
3.1. Интерактивные системы рабочего сотрудничества: обеспечивают взаимодействие членов рабочих команд, находящихся за тысячи километров друг от друга, за счет использования компьютерных терминалов в конференц-залах, что дает возможность проводить аудио- и видеоконференции в реальном режиме времени, что, в свою очередь, облегчает принятие групповых решений. Системы искусственного интеллекта: обеспечение высокого уровня поддержки занятых решением рабочих задач пользователей. Используются для решения уникальных, имеющих сложную природу, проблем.
3.2. Системы стратегических союзов: стратегический союз или система стратегического партнерства, имеющая общие цели и обязательства по укреплению конкурентных позиций в той или иной отрасли, базирующаяся на сложной и многофункциональной структуре, позволяющей сосредоточить усилия на важнейших направлениях деятельности с использованием партнерства для разработки новых продуктов и продвижения их на рынки сбыта.
3.3. Виртуальные предприятия и организации, объединяющие рассредоточенные территориально производственные структуры и использующие для комплектования производственных процессов электронную связь.
4. УИТ социально ориентированных систем
4.1. Система интерпретации геофизических данных: минерально-сырьевых ресурсов, природных условий, уникальных и особо ценных природных ресурсов и объектов, антропогенных условий окружающей среды, социально-экономических факторов.
4.2. Система аналитической обработки: решает прогнозные задачи по минерально-сырьевым базам для территорий, где разработка месторождений характеризуется отсутствием благоприятных условий.
5. УИТ обучения
5.1. Автоматизированные системы обучения и переподготовки работников управления: заочная форма обучения с привлечением современных вычислительных и телекоммуникационных средств, включая дистанционное обучение через сеть Интернет.
5.2. Автоматизированные системы обучения на предприятиях, в колледжах, вузах: очная и заочная система обучения с привлечением электронных вычислительных и телекоммуникационных систем.
6. УИТ комплекса специальных средств
6.1. Центр управления УИТ – программно-аппаратный комплекс, координирующий функционирование УИТ и объединяющий их в единую систему ИСУ стратегического менеджмента.
6.2. Системы управления базами данных УИТ, включающие в себя как средства для хранения и обработки данных, так и средства для организации взаимодействия пользователя с базой данных.
6.3. Система мониторинга работы УИТ, аккумулирующая информацию о текущем статусе работы.
6.4. Системы обеспечения информационной безопасности УИТ — совокупность правовых норм, организационных и технических мероприятий, служб информационной безопасности и механизмов защиты, органов управления и исполнителей, направленных на защиту от возможности реализации злоумышленником угроз информационной безопасности.
6.5. Автоматизированные средства разработки УИТ, позволяющие дополнять и создавать новые компоненты УИТ.
6.6. Средства обеспечения информационного взаимодействия между различными УИТ.
6.7. Интернет-средства, позволяющие УИТ использовать в своей работе информационную сферу глобальной сети Интернет.
Естественно, что представленный комплекс носит лишь теоретический характер, который требует проведения дальнейших исследований с целью выявления целесообразности каждого компонента, а также установления совместимости со структурой ныне действующего аппарата управления и выдачи рекомендаций по ее корректировке или построения варианта «виртуального правительства».
Весьма вероятно, что в перспективе будет иметь место и коренное изменение самой структуры в системе государственного управления, поскольку ныне действующая не будет укладываться в рамки «виртуального управления». Процессы управления или менеджмента высшего уровня здесь будут находиться во взаимосвязи с управляющими информационными технологиями и экспертными системами по направлениям деятельности правительственных структур, а также базами данных по направлениям.
Здесь также будут стоять вопросы о виртуальном производстве продукции, виртуальной культуре и обучении персонала, об эффективном использовании виртуальной памяти и, соответственно, информационных электронных структурах, электронной системе менеджмента, электронной системе управления организационными структурами и о виртуальных технологиях. Если сказанное выше принять за реальность, то исследовательская модель «виртуального правительства» будет иметь структуру, аналогичную той, которая отражена на рис. 1. Лишь при этом условии может иметь место соответствие параметров ВО с аналогичными параметрами «виртуального правительства».
Принятие вышеперечисленных предположений за основу в значительной степени облегчит проведение дальнейших исследований, которые позволят определить, реально ли существование в будущем единого комплекса «виртуальное предприятие – виртуальное правительство» или же это лишь бутафорное восприятие перспективы.
Можно сказать несколько слов в защиту концепции о перспективности «виртуального правительства». Они касаются тех новых проблем, с которыми сталкиваются руководящие работники ведущих стран мира. Уже сейчас раздаются голоса в пользу того, например, что правительство не должно только наблюдать за кандидатами приватизации государственной собственности [8]. Традиционный вопрос: «Что мы можем продать?» в настоящее время уже должен иметь смысл иного рода: «Что мы должны сохранить?». Подошло, по-видимому, время, когда опыт прошлых лет необходимо подвергнуть анализу с целью определения эффективности частного сектора. Это позволит задать вопрос: «Это ли является основой всей новой экономики?» Причем решение этих вопросов как раз и должно входить в задачи, стоящие перед экономической политикой правительства.
Однако изучить эти проблемы, разработать соответствующие рецепты новой экономики самостоятельно правительство не сможет. Поэтому на повестке дня будет естественен вопрос о «виртуальном» подходе, т.е. решение задач с использованием возможностей «периферийных структур», а именно, возможностей значительно повысивших свой научно-технический статус прогрессивных организаций, таких как стратегические союзы или альянсы и «виртуальные предприятия и организации».
Поэтому можно лишь констатировать, что при правильном представлении о новизне и значимости информационных технологий, об их способности создавать «виртуальный» эффект, общество воспримет идею «виртуального правительства» положительно, особенно если предположить, что это приведет к усилению способности правительства управлять экономикой.
В заключение хотелось бы привести ряд примеров эффективного функционирования виртуальных предприятий. Наиболее яркими примерами практической реализации идей виртуального предприятия в компьютерном бизнесе служат объединение усилий фирм Apple и Sony при работе над проектом Powerbook, а также партнерство компаний AT&T, Marubeni Matsushita при проектировании компьютера (notebook) Safari. Другим классическим примером виртуального предприятия является европейский консорциум AIRBUS Industries, производящий аэробусы A-310, и др.
Литература
- Webster’s Encyclopedic Dictionary. 1984.
- Davidov W.H., M.S.Malone, The Virtual Corporation. New York: Harper, 1993.
- Byrn J.A. The Virtual Corporation. Business Week. 8, February, 1993, 98—103.
- Martin J., Cybercorp: The New Business Revolution. 1996, 115—125, 3—33. New York: Amacom.
- Goldman S.L., Nagel R.N., K/Preiss, Agile Competitors and Virtual Organizations. Van Nostrand Reinhold, 1995.
- Coyle J. & Schnarr N. The Soft-Side Challenges of the «Virtual Corporation», Human Resource Planning. 1995. 18 (1), 41—42.
- Venkatraman N., Henderson J. 1997. /redir.php?url=management.bu.edu%2Fresearch%2Fsrc%2Fprojlist. html.
- Sturges G. Toward Virtual Goverment. CTC Newsletter, No. 3, April 1993. ISSN: 1325—6114 /redir.php?url=www.usyd.edu.au%2Fsu%2Fctcr%2Fissue03%2Fvirtual.html.%3C%2Fli%3E
- Lucas H.C., Baroudi J. (1994). The Role of Information Technology in Organization Design. J. Of Information Systems, 19(4), 9—23.
- Travica B. (1995). The Role of Information-Communication Technology in a New Organizational Design. In N. Comstock and C. Ellis (eds.) Proceedings of the Conference on Organizational Computing Systems. August 13—19, 1995, Milpitas, CA., 178—188.
- Minsberg H., McHugh A. (1985), Strategy Formation in an Adhocracy. Admin. Science Quarterly. 30, 160—197.
- Сердюк В.А., Сердюк В.А. Управляющие информационные системы – инструмент стратегического менеджмента. Труды XXVIII Международной конференции, — Украина, Гурзуф, 2001.
Статья получена: Клерк.Ру