Предпринимательство в России по-прежнему в цене. К сожалению, этой компетенции не обучают ни в университетах, ни в бизнес-школах. Более того, не существует проверенных механизмов для ее идентификации. Поэтому бесспорным доказательством наличия предпринимательского таланта является успешный собственный бизнес. А доказательством его востребованности служит возрастающий интерес владельцев крупных компаний (как работодателей) к собственникам малого и среднего бизнеса.
В нашей практике нередки прецеденты трансформации собственника в наемного менеджера, управляющего чужим бизнесом. Почему это происходит и насколько успешны подобные альянсы?
Для начала рассмотрим преимущества владельцев, обеспечивающие повышенный интерес к ним со стороны крупных работодателей. Пройдя все этапы становления собственного бизнеса, его создатель приобретает целостное видение всех процессов и диверсифицированный опыт управления. Волею обстоятельств он принужден иметь базовые представления обо всех ключевых бизнес-функциях, а также навык принятия решений любого уровня ответственности. Учитывая тот факт, что управленческая команда, как правило, состоит из людей, приверженных лично владельцу компании, можно утверждать, что его лидерские качества не вызывают сомнения. Бесспорно и то, что предпринимательская интуиция, приведшая к успеху его бизнес, распространяется и на сферу межличностных отношений, "чувствования" людей, их возможностей, потребностей и слабых мест.
Однако самое главное, пожалуй, в другом. У людей породивших свое дело, в крови возникает и остается "отеческое" отношение к бизнесу вообще, в том числе к чужому, которым он управляет как наемный менеджер. Этим же продиктовано изначальное уважение решений акционера, какими бы жесткими и неоднозначными они ни были. Подобный подход к бизнесу, который редко отличает наемного управленца, прежде всего привлекает владельцев крупных компаний, в особенности тех, кто фактически отошел от оперативного управления.
Встречный интерес также обусловлен несколькими причинами. Самая распространенная - это профессиональная апатия, или кризис жанра, который примерно к 40 годам настигает практически любого, невзирая на успешность. Бизнес налажен, управляем и уже не требует от его создателя той степени вовлеченности, как в период становления.
Мы беседовали на эту тему с несколькими владельцами, которые перешли или задумываются о переходе в статус наемного управленца. Говоря об основных мотивах, все они отмечают две принципиально различные ситуации. В случае успешного собственника главная побудительная причина - это желание "порулить" более масштабным бизнесом. Известны даже случаи, когда намеренно выбирается другой сегмент рынка для усугубления профессионального вызова. Думается, что сюда следует добавить и шанс поработать рядом со знаковой фигурой или в лидирующей на рынке компании, а также возможность лоббирования интересов собственного бизнеса, если условием перехода не является его продажа.
В случае неуспешного собственника переход в статус наемного менеджера - это признание доминирования своей менеджерской компетенции над предпринимательской. Часто в роли наемного менеджера такие люди гораздо более эффективны, чем в роли собственника.
Итак, основной мотив - это новый уровень профессиональной самоактуализации. А психологическая подоплека - это подсознательная (или осознанная) попытка создания внутреннего баланса, как говорят психологи, приобретение навыков "хождения по всей шкале".
Но, как отмечают наши собеседники, не все так просто. Такая трансформация чревата серьезными трудностями. Прежде всего наемный статус предполагает смену ролевой функции, а именно подчинение, к которому не готово большинство сегодняшних владельцев. Отсюда и конкуренция, неминуемо возникающая при столкновении сторон по вопросам как стратегического, так и оперативного управления. Психологически трудная ситуация требует от вчерашнего владельца повышения адаптационных возможностей, коммуникационных навыков, умения встать на позицию другого, гибкости и выдержки. Следует осознать необходимость меняться. Другими словами, присущую владельцам технику манипуляции предстоит дополнить техникой понимания, и только при этом условии возможно успешное взаимодействие.
Но не без участия нанимающей стороны. Здесь важно понимать, что для эффективного функционирования нового менеджера (в прошлом владельца) требуется создать ситуацию, при которой максимально раскроется его предпринимательский талант. То есть акционерам надо быть готовыми делегировать ему управленческие полномочия, обеспечив приближенные к привычным степени свободы. Будучи первым лицом своей компании, бывший владелец, а ныне наемный менеджер очень чутко и болезненно реагирует на резкое падение уровня собственной значимости. Обычно поддерживающей стороной в этой ситуации выступает тот акционер, по инициативе которого менеджер приглашен в компанию. Другие акционеры зачастую, напротив, оказывают ощутимое сопротивление, препятствуя изменениям, на которых он настаивает.
Распространена и другая ситуация, при которой формально наличествуют все атрибуты власти, но менеджер реально компанией не управляет. Ключевые оперативные решения остаются прерогативой акционеров. Такая профанация полномочий рано или поздно приведет к разрыву, поскольку для менеджера, наделенного ранее неограниченной властью в собственной компании, ситуация управленческой импотенции более чем разрушительна.
Еще один важный момент, который следует учитывать, приглашая на роль наемного управленца бывшего собственника. Опыт собственного бизнеса - это не только знание бизнес-процедур, но и определенная выработанная самим владельцем система ценностей, базирующаяся на его личных взглядах на бизнес в целом. Для нанимающего владельца эта ситуация имеет и преимущества, и недостатки. Казалось бы, их роднит "собственническое", рачительное отношение к бизнесу. Именно с этим были связаны ключевые ожидания нашего клиента, пожелавшего пригласить на работу менеджера, имеющего свой бизнес. На начальном этапе их совместной деятельности взаимодействие было чрезвычайно эффективным, но спустя примерно год в нанятом собственнике проснулся владелец, возникла серьезная конкуренция, которая в конечном итоге завершилась расставанием сторон.
Резюмируя все вышесказанное, хочется предостеречь отечественных собственников от ошибочной самоидентификации. Поскольку для этих людей базовые материальные потребности удовлетворены, то приоритетными становятся морально-психологические мотивы.
Поэтому, намереваясь столь радикально изменить свой бизнес-статус, следует проанализировать именно эти аспекты. Что же касается ценности такого "приобретения" для нанимателя, то при прочих равных опыт прошлых ошибок (их не могло не быть) обеспечивает явное преимущество перед остальными кандидатами. Недаром говорят, что за одного битого двух небитых дают.
Автор - партнер компании "Росэксперт"
Игорь Шехтерман
Статья получена: Клерк.Ру