Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подтверждает наличие у России высокого потенциала для длительного роста экономики. Необходимыми предпосылками для этого является разумная экономическая политика и дальнейшие широкомасштабные административные и экономические реформы.
После этапа значительного экономического роста в последние пять лет в России, по мнению ОЭСР, возникли две основные проблемы. Ей необходимо уменьшить высокую зависимость от сырьевого сектора, в первую очередь от нефти и природного газа и металлов. Одновременно назрели структурные реформы, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата в других секторах экономики.
Благодаря успешному решению обеих проблем Россия сможет достичь продолжительного и стабильного роста экономики, что даст ей возможность относительно быстро поднять уровень жизни своего населения до уровня стран ОЭСР. До тех пор пока сохраняется зависимость от сырьевого сектора, российская экономика практически не защищена от влияния зарубежных кризисов. Одновременно из-за его роли в экономике необходимо проведение широкомасштабной реформы сырьевого сектора. Это, прежде всего, должно коснуться газовой промышленности, которая важна как для национальной, так и экспортной экономики. Без реформ ей угрожает застой.
Бюджетная дисциплина
Рост российской экономики после кризиса 1998 года превзошел все ожидания. Между 1999 и 2003 годами рост реального валового внутреннего продукта составлял в среднем 6,7% в год. Процесс оздоровления экономики развернулся достаточно широко, им были охвачены все основные сектора промышленности, а также сфера услуг. Реальные доходы отчетливо превысили докризисный уровень, а безработица сократилась с 13% примерно до 8%, что даже ниже сегодняшнего среднего уровня в европейских странах ОЭСР.
Как одну из важнейших причин значительного роста экономики ОЭСР, членом которой Россия (еще) не является, называет финансовую политику. С 1990 года российский государственный бюджет исполняется с профицитом, чему способствует не только рост цен на нефть, но и умеренная политика государственных расходов. Сохранение высокой финансовой дисциплины ввиду зависимости России от колебаний цен в сырьевом секторе имеет огромное значение. Поэтому ОЭСР приветствует создание финансового стабилизационного фонда. Разумеется, фонд должен быть больше, чем это планируется в настоящее время, чтобы бюджет был в достаточной мере застрахован от колебаний цен на нефть.
Неэффективные органы власти
Быстрый рост экономики и высокий потенциал роста не компенсируют необходимости в проведении административных и экономических реформ. Благодаря реструктуризации крупных госмонополий в газовом, энергетическом и банковском секторах в сочетании с совершенствованием законодательства и, соответственно, установлением эффективного контроля над здоровой конкуренцией, можно существенно повысить эффективность экономики.
Однако проведение структурных реформ нереально без существенного усиления независимости, эффективности и ответственности судов, а также административной и других государственных систем. ОЭСР опасается, что без административной и правовой реформы государство само для себя будет являться ощутимым и возрастающим тормозом, и называет одной из нерешенных проблем в России неудовлетворительное проведение в жизнь реформаторских законов.
Прогресс блокируют коррупция, неэффективность и слабость государственного управления, а также туманные понятия о праве собственности. Волюнтаристские действия государственной власти представляют собой еще одну серьезную угроз правам собственности и развитию предпринимательства.
Статья получена: InoPressa.ru